Священные животные древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 22:06, реферат

Описание

Древние египтяне не имели одну общую религию, у них было большое разнообразие культов, посвящённых определённым богам и богиням. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

     Коршун  почитался в Верхнем Египте, в  Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулах всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карна-ке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню неба Мут, жену бога Амона. 

                 2.3. Крокодилы

     Крокодилам  поклонялись во многих местах, но особую значимость их культ приобрел в Фивах и в Фаюме, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество крокодилов. 

     Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность повелевать разливами реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в главном культовом центре крокодилов - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего для того, чтобы стать воплощением «Ба» бога Себека. Такой крокодил жил при храме в большом вольере, был окружен заботой и почетом и довольно скоро становился ручным: жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. В поминальном храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра,   и ассоциировался с Сетом.

     

     Древние Египтяне говорили, что из обитателей воды только у крокодила глаза прикрывает нежная прозрачная пленка, спускающаяся со лба, так что он видит, будучи невидимым, а это свойство присуще Первому богу. И где самка крокодила откладывает яйца, там она отмечает предел разлива Нила. Они кладут 60 яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число - первое для тех, кто занимается небесными светилами.

     Но  всё же египтянина не могли не поражать и не ужасать страшная хищность крокодила, проявляемая в отношении почти ко всем живым существам, с которыми он в состоянии справиться, начиная с рыб и кончая крупными млекопитающими и человеком; наглая дерзость, обнаруживаемая им в воде даже у самого берега, вблизи человеческих жилищ; хитрость и коварство, с какими он подстерегает добычу, и молниеносная, рассчитанная на верный успех стремительность, с какою он бросается на нее. Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. Несчастные случаи с животными и людьми - жертвами крокодилов, в первобытном Египте были заурядным явлением. На египетских рельефах нередки изображения крокодила, подстерегающего переходящие реку стада и пастухов, которые криками отгоняют хищника. Для защиты от крокодилов составляли специальные магические формулы, заклинавшие чудовищ не вредить человеку или скоту. С жалобами на хищников и просьбою об ограждении от них обращались иногда к самим богам.

     Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу. Таких мест было множество в долине Нила. 

               2.4. Бараны, козлы, кошки

     В ряде местностей процветал культ  барана, связанного со многими божествами. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в представлениях египтян с "душой" Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Летополе и на Элефантине бараны считались воплощением «Ба» Хнума, в Гераклеополе - Херитефа, в Фивах – Амона, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Там баран был земным воплощением души бога Осириса.

     Баран Амона отличался от остальных  священных баранов кривыми загнутыми  рогами - эта (современная) порода баранов  появилась в Египте со Среднего царства и особенно распространилась во 2-ю половину XVIII династии; бараны же древней породы (с развесистыми длинными рогами) не давали шерсти. С культом барана были связаны некоторые религиозные табу (например, в храм Хнума запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти). С козлом ассоциировался Банебджедет и одно время бог Шаи.

     Кошка, священное животное богини Бастет, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. Она олицетворяла благодатное солнечное тепло. В Древнем Египте кошка почиталась не просто полезным, но и священным животным, "добрым гением жилища", хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. За убийство кошки следовало суровое наказание – иногда полагалась смертная казнь, а иногда отрезали палец или руку. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет. Она изображалась в виде женщины с львиной головой. Позднее Бастет стали изображать с головой кошки.

     При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имушество. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме богини Бастет в Бубастисе. В 1887–1889 гг. Э. Навиллем здесь был найден кошачий некрополь. В 1929 году немецкие археологи подтвердили наличие кремационных печей для кошек.

     В эпоху Старого царства, кошки ассоциировались с богами змееборцами. 

     В Бубастисе, наряду с богиней Бастет почитали также: Уаджет, Хорахти, Атума, Сета и Птаха и других богов. 
 

              

                 2.5. Павианы

     Павиан  обожествлялся в первом религиозном  центре Египта – Гермополе, где посвящался богу Ра (поскольку при восходе солнца горные павианы издают радостные крики). Живые небожители, фараоны, обладавшие абсолютной властью, украшали себя павианьими хвостами. После смерти царя хвосты прикреплялись к его мумии, и перед Богом бывший властелин тоже представал земным олицетворением могущественного гамадрила.

     Павиан-кинокефал  считался священным животным бога Тота. Бог Тот в Древнем Египте был символом законности. Его часто изображали в виде человека с головой ибиса или павиана, величественно восседающим между чашами весов, на которых оценивалось сердце покойников. Тот имел целый список добродетелей и обязанностей, более скромных, правда, чем у грозного бога Солнца. Он провожал покойников в подземный мир и делал это совместно с Анубисом. Кроме того, Тот был искушен в письменности – считалось, что он обучал священным иероглифам всех богов. Тот был ответствен за службы магии и исцеления. Египтяне верили, что Тот являлся богом мудрости, а павиан помогал ему во всех его делах и начинаниях.

     Священные павианы жили при храмах в вольерах с финиковыми пальмами; дрессированые  павианы участвовали в религиозных  мистериях. В Египте павианы не водились, их, как и мартышек, привозили из других стран. 

      2.6. Шакалы, собаки, волки

     По  поверьям древних египтян собака - важнейший элемент в заупокойном  культе усопших. Она - страж преисподней  и спутник загробного существования  душ. В Египте бог мертвых Анубис представлялся жителям древней страны в виде человека с головой собаки или шакала. Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Анубису отводилась значительная роль в погребальном ритуале; одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов".

       Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. Центром культа Анубиса считался Кинополь - "город собаки". И если кто из жителей других городов убивал собаку из Кинополя, то это считалось достаточным поводом для объявления войны.

     Обязанности палача в Древнем Египте исполнял жрец в маске Анубиса. На изображениях в гробницах нередко встречается порода близкая современной фараоновой собаке.

     Собака  вообще пользовалась особой любовью у египтян. Когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур и в соответствии с тогдашним обычаем брили головы и длительное время не прикасались к еде. Тело умершей собаки бальзамировали и торжественно хоронили на специальном кладбище. (Такие кладбища существовали, чуть ли не в каждом городе.) Участники траурной процессии горько плакали и причитали, как это бывает при кончине близкого человека... Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих. В египетском фольклоре, собаки также играли роль.

     Почитание волков связывалось с культом  Упуацта; культовый центр - Сеут (Ликополь). 

             2.7. Гиппопотамы, львы, свиньи

     Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в Папремитском округе и еще в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, и олицетворяли врагов Ра.

     К обожествленным животным относился  и лев. Культ его восходит к  глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. Однако в основном центры культа льва, точнее, львицы находились в Верхнем Египте и располагались преимущественно при начале вади, уходящих в пустыню, где древнейшие охотники и водители караванов встречались с грозным хищником и поэтому считали необходимым его умилостивить.

     В Древнем Египте поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Создавали сфинксов с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами - изображения царей. Оба ленинградских сфинкса на правом берегу Невы против здания Академии художеств, доставленные в Петербург в 1832 г., изображают фараона Аменхотепа III (XVIII династия). В древности они стояли перед заупокойным храмом этого фараона в Фивах, на западном берегу Нила.

     Лев олицетворял защиту и стража; являлся солярным, когда изображался с солнечным диском, и лунным, когда соседствовал с рогатой Луной. Лев с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворял солнечных богов рассвета и заката. Два льва, расположенные спинами друг к другу и изображенные вместе с солнечным диском, означали прошлое и настоящее, вчера и сегодня. Львица являлась атрибутом Богинь-Матерей, символизируя материнство, но она могла означать и возмездие. Изображенный вместе с солнечным диском лев означал бога Солнца Ра, а с Луной - Судью Мертвых - Озириса.

     Львы  символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона. Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леонтополь (Та-сни, Инуст).

     Свинья  считалась нечистым животным. У египтян имелось представление, что чаще всего она спаривалась при убывающей Луне и что у пьющего ее молоко тело покрывается проказой и накожными струпьями. Свинья ассоциировалась с Сетом и считалась его священным животным, но в то же время с древнейших времен она ассоциировалась с небом; и в виде свиньи с поросятами-звездами на животе, иногда изображалась богиня неба -Нут. Изображения стад свиней появляются в гробницах с XVII династии. 

                
       

     2.8. Ихневмоны, ежи

     Ихневмон (мангуст), зверек, обладающий иммунитетом  против змеиного яда, истребитель гадов  и грызунов, почитался прежде всего  как змееборец (в одном из мифов  Ра в образе ихневмона побеждает  Апопа, по верованию египтян - огромного  змея, олицетворяющего мрак и зло).  Ихневмоны легко приручаются, их часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон стал считаться с XXII династии, однако упоминания его в религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и Уаджит.

     Еж  почитался как змееборец и  ассоциировался с богом солнца - Ра. Культ ежа был распространен  повсеместно. В виде этого животного  часто изготовляли сосуды. 
 
 

Информация о работе Священные животные древнего Египта