Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:58, реферат
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.
Введение
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность, найти этот смысл и его разумное оправдание. Перед каким же выбором стоит сознание при решении этого основного вопроса жизни?
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.
Религию и атеизм
целесообразно рассматривать
В таком научном
контексте религия и атеизм предстают
в следующем виде. Религия предлагает
огромное количество таких фактов,
которые свидетельствуют о
Атеизм, с нашей точки зрения, не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога и мира духовного. При бесконечности познания мира и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что вес познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества.
Второе и не менее важное для атеизма -- ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соответствующее знание.
Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией. Итак, что же она есть?
Понятие религии
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей. Одной из причин этого казалось бы странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают и описывают по ее внешним признакам, но тому, как она «практикуется» в культе, в личной и общественной жизни ее последователями. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в некоторых ее сторонах, действительно к ней относящихся, но являющихся в ней второстепенными и незначительными, либо в ее извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует серьезного внимания.
Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукты ее распада, деградации, извращения.
Что же относится к общеобязательным истинам, например, христианской религии?
Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного Начала -- Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому учению «Бог есть Любовь» и «мы Им живем, и движемся, и существуем».
Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря Которым существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует и является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.
Другим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существо. От нее и сама религия получила свое название, ибо латинское слово «religion», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять», «благочестие», «святыня». Это соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага -- Богом.
Указанный элемент неотделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других живых существ, что он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли. Отсюда во всех религиях всегда содержится более или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим учение о всеобщем воскресении и вечной жизни, благодаря которым земная человеческая жизнь и деятельность приобретают новый смысл. «Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!» -- этим утверждением христианское учение особенно резко контрастирует с атеистическим: «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!» Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в вечную жизнь с вытекающей отсюда полнотой правды и нравственной ответственности за все свои деяния, или остановиться на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково бессмысленны не только все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь. В любом случае: «Верь, человек!» Ибо истинна лишь одна из двух вер. И выбором веры человек свидетельствует о том, к чему он стремится и, следовательно, кто он есть и кем может стать.
Происхождение религии в человечестве -- вопрос, неразрешимый при отрицании бытия Бога, о чем свидетельствует целый ряд атеистических гипотез, сменяющих одна другую. Но, по-видимому, достоверным, собирающим наибольшее число ученых в свою поддержку является тот факт, что возникший 30-40 тысяч лет назад человек современного типа (гомо сапиенс) уже имел религию. Имели ли религию проблематические предки человека (питекантропы, синантропы, австралопитеки, гейдельбержцы и пр.) -- вопрос по существу праздный, поскольку ничего определенного о степени их «человечности» неизвестно.
О том, как возникла религия в сознании человека, существующие атеистические гипотезы, по-видимому, ничего доказательного сказать не могут, а религиозная точка зрения исходит из презумпции бытия Бога. Существо ее кратко можно выразить следующим образом: религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей природе .
Общественно-исторические
условия возникновения и
Относительно
быстрое распространение
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство, прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -- через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал «золотое правило морали», которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность е умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.
Споры о личности основателя христианства. Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -- мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о сто проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большою числа противоречий, разночтений, неточностей.