Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:12, курсовая работа
На Северо-западе от царства Кошали, между Непальскими предгорьями
Гималаев и средним течением реки Ранти, на восточном берегу незначительной
речки Рохини, притока Ранти, находится небольшое царство Капиливасту с
главным городом того же имени. Этим незначительным царством владел род
Шакьев, еще в древние времена эмигрировавший сюда с дельт Инда. Цари
Шакьев, гордость которых вошла в поговорки, в числе своих предков
насчитывали даже одного мудреца по имени Готама. От него они приняли свое
фамильное прозвание Гаутама.
занимавших их ум вопросов, находят ответы на эти вопросы[7]. Сиддхарха-
Гаутама обладал крайне чувствительной и восприимчивой натурой и пылкой
фантазией, отшельническая жизнь могла только развить в нем эти качества, и
весьма возможно, что при одном из сильных психических экстазов в его мозгу
мгла возникнуть идея, разом осветившая, как ему казалось, все то, что до
того времени было для него темным и неясным. С этого момента Сиддхартха-
Гаутама сделался Буддой, т.е. просвещенным, а со временем его восторженные
поклонники совместили в нем все совершенные нравственные, умственные и
физические качества, какие только можно допустить в человеке. Сам
новоявленный Будда не думал о себе так высоко, но был убежден в верности и
основательности открытых истин и надеялся, что с их помощью ему удастся
искоренить предрассудки и заблуждения людей. Рассмотрев всесторонне
озарившую его идею, Шакьямуни выработал свой собственный взгляд, как на
философию, так и на аскетику, и составил новое учение, значительно
отличавшееся от существовавших
при нем философско-религиозных систем.
Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос,
должен ли он поделиться своим знанием с человечеством, скованным цепями
неведения и греха. Но движимый состраданием к миру, Будда решился
возвестить ему
свое учение.
Сущность учения Будды.
«Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в мои
слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет смысл. Если
в моих словах смысла нет, отбросьте их! Если смысл есть, возьмите сказанное
на вооружение!» -
постоянно повторял Будда[8].
Свое учение Будда разделил на три части: теорию или догматику,
нравственность или аскетику и практику или созерцание. По своей сущности
учение Будды являлось собственно логическим выводом из учения браминов и
выделившейся из брахманства философии Санкхьи. Его учение также проникнуто
мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем вообще людям в известные
моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество
обречено на страдания.[9] Будда только развил эту идею более глубоко и
приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования.
Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве
ничтожества жизни и стремления освободиться то нее, - с ней он является на
проповедь своего учения
и с ней и умирает.
Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенарейской проповеди (как
нагорная проповедь Иисуса Христа). Она знаменита тем, что в ней содержится
переход от религиозного
эгоизма брахманов к
Будда совершенно отрицал браминский центр бытия, мировую душу,
Брахму[10]; он понял, что сущность бытия браминов – не что иное, как
отвлеченное представление, пустота, и что на самом деле существуют только
дробные явления, не имеющие никакой устойчивости, подвергнутые вечному
изменению. Говорят, что Будда якобы сознательно избегал вопросов о
мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом. Вопросы о том, вечен
или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с телом или
от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет, Будда осознавал,
но считал бесполезными. Все внимание основатель буддизма сосредоточил на
освобождении от страдания, которым преисполнен мир[11]. В своих проповедях
Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной
жизни), так и джайнизм
(аскетизм). Будда ратует за средний
путь.
Отсутствие
постоянства в мировой и
максим учения Будды и, по его мнению, есть величайшее из всех зол – это
«огонь, пожирающий
весь мир».
Его слова, когда он касался этой максимы, поражают своей
безнадежностью и горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно
рано или поздно распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за
другим, прошедшее, настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над
всем закон разрушения. Быстрая река течет и не возвращается, солнце
безостановочно совершает свой путь, человек переходит из предшествовавшей
жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии возвратить его прошедшую
жизнь. Утром мы видим какой-нибудь предмет, к вечеру уже его не находим.
Зачем гнаться за
призрачным счастьем?…»
Но
и смерть не освобождает
изменения, - он вновь возрождается к новой жизни и вновь умирает, и так без
конца вращается колесо перерождений, и от этого круговорота есть одно
только прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана» происходит от глагола
«нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного
«исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного –
«исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный
покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений»[12]. Нирвана –
это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности,
окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Тем самым
потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны
нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите[13] «архат» -
заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость). Буддизм
корректирует понятие брахмана – это именно тот, кто достиг состояния
нирваны, архат[14].
О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно,
иносказательно. Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние
сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна – есть причина
достижения нирваны, но нет причины возникновения нирваны. Нирвана также
беспричинна, как и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и
ничем не обусловлена. Нирвану нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни
обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь «праведный ученик,
идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой,
не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…»[15] К
нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий;
к ней должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель
для всех людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это
лечебница, врачующая
от всякого рода страданий»[16].
Итак, Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил,
что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его
до основания, «погасить
в нирване».
Но каким же образом можно было достигнуть этого состояния
совершеннейшего покоя?
Познанием четырех высоких
лежавших в основании
его учения.
o Первая
истина: жизнь есть страдание:
«рождение – страдание,
страдание,
болезнь – страдание, смерть
– страдание, разлука с
–
страдание, неполучение чего-
видел
лишь темную сторону жизни,
радость бытия была ему не
знакома.
o Вторая «благородная истина» говорит о происхождении страдания. Будда
видит
корень страдания в жажде
существования,
жажде гибели», приводящей ко
все новым рождениям.
o Третья истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно
прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой
жажды,
отказ от нее, отбрасывание, освобождение,
оставление ее».
o Четвертая «благородная истина» говорит о «пути», ведущем к
освобождению
от страдания. Это высокий «
Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь –
должное понимание четырех истин, истинная решимость – воля преобразовывать
свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь –
воздержание ото лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, истинное
действие – непричинение зла живому, воздержание от воровства, истинный
образ жизни – привычка жить честным трудом, правильное усилие – борьба с
соблазнами и дурными мыслями, правильное направление мысли – понимание
преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает
человека к жизни,
отвращение к телу, чувствам, уму.
Направление мысли
имеет 4 ступени:
1. Сосредоточение
своего чистого и
истолковании истин;
2. Вера в
истины, тогда связанное с
достигается
душевное спокойствие и
3. Освобождение от радости, в частности и от ощущения своей телесности
вообще;
4. Состояние
полной невозмутимости и
Познанием «благородных истин» можно достигнуть вечного покоя, мудрости,
просвещения, нирваны. Кроме познания этих четырех истин, люди для
достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти цепей»,
приковывающих к существованию[18]:
V От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны;
V От сомнения в том, что существует путь к освобождению от
перерождений;
V От убеждения в том, что разные религиозные обряды – молитвы,
жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут к
спасению;
V От чувственных страстей и желаний;
V От ненависти и недоброжелательства к своим близким;
V От любви к земной жизни;