Жизнь и учения Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание

На Северо-западе от царства Кошали, между Непальскими предгорьями
Гималаев и средним течением реки Ранти, на восточном берегу незначительной
речки Рохини, притока Ранти, находится небольшое царство Капиливасту с
главным городом того же имени. Этим незначительным царством владел род
Шакьев, еще в древние времена эмигрировавший сюда с дельт Инда. Цари
Шакьев, гордость которых вошла в поговорки, в числе своих предков
насчитывали даже одного мудреца по имени Готама. От него они приняли свое
фамильное прозвание Гаутама.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ НА ФИЛОСОФИЮ-Наташа.docx

— 40.69 Кб (Скачать документ)

занимавших их ум вопросов, находят  ответы  на  эти  вопросы[7].  Сиддхарха-

Гаутама обладал  крайне  чувствительной  и  восприимчивой  натурой  и  пылкой

фантазией, отшельническая жизнь могла только развить в  нем эти  качества,  и

весьма возможно, что при одном из сильных психических  экстазов в  его  мозгу

мгла возникнуть идея, разом осветившая,  как ему  казалось, все  то,  что  до

того времени было для него темным и неясным.  С  этого  момента  Сиддхартха-

Гаутама сделался Буддой, т.е. просвещенным, а со временем  его  восторженные

поклонники совместили в  нем  все  совершенные  нравственные,  умственные  и

физические  качества,  какие  только  можно  допустить   в   человеке.   Сам

новоявленный Будда  не думал о себе так высоко, но был убежден в  верности  и

основательности открытых истин и надеялся, что  с  их  помощью  ему  удастся

искоренить  предрассудки  и  заблуждения   людей.   Рассмотрев   всесторонне

озарившую его идею, Шакьямуни выработал  свой  собственный  взгляд,  как  на

философию,  так  и  на  аскетику,  и  составил  новое  учение,   значительно

отличавшееся от существовавших при нем философско-религиозных систем. 

      Многие  легенды  повествуют,  что   Шакьямуни  долго  обдумывал   вопрос,

должен ли он поделиться своим  знанием  с  человечеством,  скованным  цепями

неведения  и  греха.  Но  движимый  состраданием  к  миру,   Будда   решился

возвестить ему  свое учение. 
 
 

Сущность  учения Будды.

«Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в  мои

слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю, имеет  смысл.  Если

в моих словах смысла нет, отбросьте их! Если смысл есть, возьмите  сказанное

на вооружение!» - постоянно повторял Будда[8]. 

Свое  учение  Будда  разделил  на   три   части:   теорию   или   догматику,

нравственность или  аскетику и практику или  созерцание.  По  своей  сущности

учение Будды являлось собственно логическим выводом  из  учения  браминов  и

выделившейся из брахманства философии Санкхьи. Его учение  также проникнуто

мыслью, общей всем индусам  и  не  чуждой  всем  вообще  людям  в  известные

моменты душевного  состояния, о ничтожестве жизни  и о том,  что  человечество

обречено на страдания.[9] Будда только  развил  эту  идею  более  глубоко  и

приложил ее ко всему, что имело какую бы то  ни  было  форму существования.

Все его учение  сосредоточивается  преимущественно  на  этом  одном  чувстве

ничтожества жизни  и стремления освободиться то нее, - с ней он  является  на

проповедь своего учения и с ней и умирает. 

      Свое кредо Будда изложил в так называемой Бенарейской  проповеди (как

нагорная проповедь  Иисуса Христа). Она знаменита тем, что в  ней  содержится

переход от религиозного эгоизма брахманов к состраданию  обездоленным. 

      Будда   совершенно  отрицал  браминский  центр  бытия,  мировую   душу,

Брахму[10]; он понял, что  сущность  бытия  браминов  –  не  что  иное,  как

отвлеченное представление, пустота, и что на самом  деле  существуют  только

дробные явления,  не  имеющие  никакой  устойчивости,  подвергнутые  вечному

изменению.  Говорят,  что  Будда   якобы  сознательно  избегал  вопросов   о

мироздании, о душе и об ее взаимоотношении с телом.  Вопросы о том,  вечен

или не вечен мир, конечен он или бесконечен, тождественна душа с  телом  или

от него отлична, бессмертен ли познавший истину или нет,  Будда осознавал,

но считал бесполезными. Все внимание  основатель  буддизма  сосредоточил  на

освобождении от страдания, которым преисполнен мир[11]. В своих проповедях

Будда  критикует  как  брахманизм  (пристрастие  к  богатой  и  обеспеченной

жизни), так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний  путь. 

      Отсутствие  постоянства в мировой и земной  жизни  составляет  одну  из

максим учения Будды  и, по его мнению, есть величайшее  из  всех  зол  –  это

«огонь, пожирающий весь мир». 

      Его   слова,  когда   он   касался   этой   максимы,   поражают   своей

безнадежностью и  горьким, печальным тоном. Будда  говорит:  «Сложное  должно

рано или поздно распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают  одно  за

другим, прошедшее, настоящее  и  будущее  уничтожаются,  все  преходяще,  над

всем  закон  разрушения.  Быстрая  река  течет  и  не  возвращается,  солнце

безостановочно совершает  свой путь, человек  переходит  из  предшествовавшей

жизни в настоящую, и никакие силы не в состоянии  возвратить  его  прошедшую

жизнь. Утром мы видим  какой-нибудь предмет, к вечеру  уже  его  не  находим.

Зачем гнаться за призрачным счастьем?…» 

      Но  и смерть не освобождает человека  от мира страданий  и   постепенного

изменения, - он вновь  возрождается к новой жизни и  вновь умирает, и так  без

конца вращается  колесо  перерождений,  и  от  этого  круговорота  есть  одно

только прибежище  и защита – нирвана. Слово «нирвана»  происходит от  глагола

«нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в  качестве  прилагательного

«исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного  –

«исчезновение»,  «прекращение  существования»,   «удовлетворение»,   «вечный

покой» и, наконец, «нирвана как спасение  от  перерождений»[12].  Нирвана  –

это мокша  (избавление,  освобождение  от  чего-либо,  избежание  опасности,

окончательное спасение души), которая достигается еще  при жизни.  Тем  самым

потусторонняя мокша  как бы стала посюсторонней.  Достичь  состояния  нирваны

нелегко.  Достигший  ее  называется  архатом  (в  санскрите[13]  «архат»   -

заслуживающий,   достойный,   уважаемое   лицо,    знаменитость).    Буддизм

корректирует понятие  брахмана  –  это  именно  тот,  кто  достиг  состояния

нирваны, архат[14]. 

      О   нирване  в  буддизме   говорится   много,   но   довольно   неясно,

иносказательно. Достижение  нирваны  выше  достижения  неба,  это  состояние

сверхчеловеческого  наслаждения.  Нирвана   беспричинна   –   есть   причина

достижения нирваны, но нет  причины  возникновения  нирваны.  Нирвана  также

беспричинна, как и пространство. Она от  века.  Она никем не  сотворена и

ничем не обусловлена. Нирвану нельзя воспринять ни зрением,  ни  слухом,  ни

обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит  лишь  «праведный  ученик,

идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью  и прямотой,

не  имеющий  препятствий,  свободный от  чувственных наслаждений…»[15]   К

нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира  страданий;

к ней должны быть направлены все помыслы человека  –  она  вожделенная  цель

для всех людей. «Нирвана  –  вода  жизни,  утоляющая  жажду  пожеланий,  это

лечебница, врачующая  от всякого рода страданий»[16]. 

      Итак, Будда, придя к убеждению, что  всякое бытие есть страдание,  учил,

что для уничтожения  страдания должно уничтожить самое  бытие,  разрушить  его

до основания, «погасить  в нирване». 

      Но  каким  же  образом   можно   было   достигнуть   этого   состояния

совершеннейшего покоя? Познанием четырех высоких истин,  открытых  Буддой  и

лежавших в основании его учения. 

    o Первая  истина: жизнь есть страдание:  «рождение – страдание, старость  –

      страдание,  болезнь – страдание, смерть  – страдание, разлука с приятным

      –  страдание, неполучение чего-либо  желаемого -  страдание»[17].Буддизм

      видел  лишь темную сторону жизни,  радость бытия была ему не  знакома. 

    o Вторая  «благородная истина» говорит  о происхождении  страдания.  Будда

      видит  корень страдания в жажде жизни,  в «жажде  наслаждения,  в   жажде

      существования,  жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям. 

    o Третья  истина:  страдание  имеет   причину,  а  раз  так,  то  возможно

      прекращение  страдания, возможно «полное   бесследное  уничтожение  этой

      жажды,  отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее». 

    o  Четвертая   «благородная  истина»  говорит   о   «пути»,   ведущем   к

      освобождению  от страдания. Это высокий «восьмеричный  путь». 

Жажду жизни преодолеть  нелегко.  Для  этого  необходим  правильный  путь  –

должное понимание  четырех истин, истинная решимость  –  воля  преобразовывать

свою  жизнь  в  соответствии  с  усвоенными  истинами,  правильная  речь   –

воздержание ото  лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров,  истинное

действие – непричинение  зла живому,  воздержание от  воровства,  истинный

образ жизни –  привычка жить честным трудом, правильное  усилие  –  борьба  с

соблазнами и дурными  мыслями,  правильное   направление  мысли  –  понимание

преходящего  характера  всего  и  отрешенность  от  того,  что   привязывает

человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму. 
 

Направление мысли  имеет 4 ступени: 

   1. Сосредоточение  своего чистого и незамутненного  ума  на  осмыслении  и

      истолковании истин;

   2. Вера в  истины, тогда связанное с исследованием  беспокойство отпадает и

      достигается  душевное спокойствие и радость;

   3. Освобождение  от радости, в частности и  от  ощущения  своей  телесности

      вообще;

   4. Состояние  полной невозмутимости и безразличия,  т.е. состояние нирваны.

Познанием «благородных истин»  можно  достигнуть  вечного  покоя,  мудрости,

просвещения,  нирваны.  Кроме  познания  этих  четырех   истин,   люди   для

достижения  нирваны  должны  освободиться  от  следующих   «десяти   цепей»,

приковывающих к существованию[18]:

         V От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны;

         V От сомнения  в  том,  что  существует  путь  к  освобождению  от

           перерождений;

         V От убеждения в том, что разные  религиозные  обряды  –  молитвы,

           жертвы, почитание религий и прочие  обряды и церемонии – ведут   к

           спасению;

         V От чувственных  страстей и желаний;

         V От ненависти и недоброжелательства к своим близким;

         V От любви к земной жизни;

Информация о работе Жизнь и учения Будды