Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:12, курсовая работа
На Северо-западе от царства Кошали, между Непальскими предгорьями
Гималаев и средним течением реки Ранти, на восточном берегу незначительной
речки Рохини, притока Ранти, находится небольшое царство Капиливасту с
главным городом того же имени. Этим незначительным царством владел род
Шакьев, еще в древние времена эмигрировавший сюда с дельт Инда. Цари
Шакьев, гордость которых вошла в поговорки, в числе своих предков
насчитывали даже одного мудреца по имени Готама. От него они приняли свое
фамильное прозвание Гаутама.
V От желания будущей жизни на небе;
V От гордости;
V От высокомерия;
V От неведения.
Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по
учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства,
совершенства Будды и вместе с тем нирваны. Низшие степени совершенства,
присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10ти цепей,
но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям
знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).
Но этого совершенства может достичь незначительная часть людей, а
именно тех, которые решатся покинуть мирскую жизнь; большая же часть,
преданная суетной мирской жизни, не в состоянии достичь совершенства, а
может только, в зависимости от свершенного, улучшить или ухудшить свою
будущую жизнь и, следовательно, приблизить или удалить блаженную минуту
вечного успокоения в нирване, и только в редких случаях и при особенно
благоприятных условиях человек, ведя мирской образ жизни, мог достичь
степени анагамина.
Будда признает верование браминов в переселение душ и в соединенный с
этим верованием закон воздаяний. Им он придавал только нравственное
значение. Всякое существование зависело от дел, добрых или злых,
совершенных в предыдущие рождения.
Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что
Будда принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в
буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход
к новой жизни
и поэтому – к новым
Этот закон воздаяний
(кармой[19]), законом связи причины и следствия.
Будда
придавал большое значение
человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила,
данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от
страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного
человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая
достается в удел существу редко, через тысячелетия.
Будда отвергал первобытный идеалистический пантеизм (он не признавал
божества как чего-то неизменного, как и остальные существа) и все источники
браминского религиозного учения – Веды[20] с их объяснениями, всю
браминскую теологию[21] с ее запутанной, софистической диалектикой, с ее
многообразной обрядностью и жертвоприношениями.
Будда признавал в душе творческую силу, так сказать смысл
существования всякого бытия – она может нисходить до степени души существа
животного и даже
растительного царства и
заслугам. В этом
заключалась догматическая
Теперь аскетика или нравственность Будды: вместо
продолжительных, тяжелых покаяний и жестоких истязаний браминов, Будда
ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в соблюдении
нравственной чистоты.
Будда установил правила аскетики, которые необходимы для достижения
возрождения:
. Охранять жизнь всякого живого существа и не причинять ему никакого
зла;
. Уважать чужую собственность;
. Быть целомудренным, правдивым, воздержанным в питье и еде (Будда
запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в
определенное время дня и, по возможности, раз в день)[22];
. Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;
. Воздерживаться
от всякого рода украшений,
мазей и т.п.
От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще
соблюдения двух следующих:
[pic] спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;
[pic]
жить в добровольной бедности.
Отсюда видно, что Будда, ясно сознавая, что не все люди способны
отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные
правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и
внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по
крайней мере, их горести и печали.
Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть
неизбежного зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для
всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными,
сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других
ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о
своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что
следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия,
доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.
Добрым, совершаемым без всякой своекорыстной цели, делам Будда
придавал большое значение и относился с презрением к людям, поступающим
хорошо только на словах.
Ради облегчения участи людей он, кроме того, давал весьма
практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например,
рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить
рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды
для утоления голода и тень для отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные
дома и т.п.
Одна древняя надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори
добро, обуздывай свои мысли»,- в этих немногих словах, можно сказать,
заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он
проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как
бы в зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом
каст. Провозгласив равенство людей по происхождению в смысле
общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для
всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет каст.
Будда преследовал только одну цель – цель спасения человечества путем
его нравственного улучшения.
Будда положительно отказывался решать некоторые метафизические
вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало
мира или нет и т.д.
На подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения к
нравственным обязанностям человека, что драгоценным и скоротечным временем
надо дорожить и не следует тратить его на подобные рассуждения, а
необходимо готовиться к достойной встрече смерти. «Представьте себе
человека, - говорил он, - раненного в грудь стрелой. Спасение его зависит
от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели
раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В какой цвет и
какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели
он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему
грозит непременная смерть?»[23]
Будда
очень редко произносил
долгой отшельнической жизни, большая часть которой прошла в безмолвном
созерцании; в большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но
сильных афоризмах (сутры), украшая их поэтическими сравнениями и
аллегориями. Своим афоризмам он часто придавал числительную форму, что
сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего
учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть
покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он
знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.
Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего
безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В
буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще
как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность
признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма
божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как
высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения
человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне
сходный) человека богу.
Социальная роль буддизма определяется основными положениями его догматики.
Какие бы формы не принимал буддизм в своем развитии, его центральным
принципом является религиозная идея необходимости освобождения от пут
«земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая социальная,
рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего
окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую
асоциальность. С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы
за социальные и
политические преобразования, от классовой
борьбы.
Будда как метафизик смотрел на жизнь и ее явления сквозь призму
субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к
отрицательному, безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь и, как
результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду,
что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в
бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к
развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что
противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки
зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит в
подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении