Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:44, контрольная работа

Описание

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

Работа состоит из  1 файл

Дальневосточный экономический район.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

  ЗАСЕЛЕННОСТЬ  ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

  АДМИНИСТРАТИВНО-

  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

  НАСЕЛЕНИЕ

  ЧЕЛОВЕК.

  ПЛОЩАДЬ

  КМ. КВ.

  КОЛ-ВО

  ГОРОДОВ

  ПЛОТНОСТЬ НАСЕ-

  ЛЕНИЯ ЧЕЛ.НА КВ. КМ.

  ЯКУТИЯ   900000   3103200   10   0.29
  КАМЧАТСКАЯ  ОБЛАСТЬ   443000   472300   3   0.93
  ЧУКОТСКИЙ АО   110000   737300   0   0.15
  ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ   250000   36000   2   6.94
  САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ   709000   87100   19   8.14
  ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ   1794000   824600   9   2.17
  ПРИМОРСКИЙ  КРАЙ   2189000   165900   9   13.19
  АМУРСКАЯ  ОБЛАСТЬ   1053000   363700   9   2.89
  КОРЯКСКИЙ АО   40000   301500   0   0.13
  МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ   410000   461400   3   0.89
 
 

  

Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания , национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть хозяевами на своей земле , стремятся к возрождению. 

В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских районов. 

Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается  в цветной металлургии , рыбной , лесной ,деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности , т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство , укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий. 

Ведущее место  среди отраслей рыночной специализации  Дальневосточного района принадлежит  цветной металлургии. В последние годы она особенно быстрыми темпами развивалась в Республике Саха и Хабаровском крае. Цветная металлургия представлена добычей олова , ртути , полиметаллов , вольфрама , мышьяка. 

Наибольший удельный вес по запасам олова принадлежит Республике Саха , где осваивается крупнейшее Депутатское месторождение. Введены в действие рудники Фестивальный и Перевальный , строится обогатительная фабрика в Горном. Построены оловянный комбинат в Хрустальном (Приморский край) и комбинат “Солнечный” по добыче олова (Хабаровский край). 

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность , сосредоточенная  в Приморском крае , производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В настоящее  время осваиваются новые крупные  месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам.  

Быстро растет алмазодобывающая промышленность. Построены  два крупных горно-обогатительных комбината “Мир” и “Айхал” , строится новый комбинат. 

К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная промышленность. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России. Важную роль играет район в китобойном и крабовом промыслах. 

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское , Японское и Берингово  моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые  суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре. 

Производственные  связи рыбной промышленности Дальнего Востока 
 
 

Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.). 

Машиностроение  имеет разнообразную структуру , однако ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны , судовые механизмы , литейное оборудование , металлорежущие станки , приборы , инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре , Петропавловске-Камчатском , Владивостоке , Находке , а речное судостроение - в Благовещенске. 

Сельскохозяйственное  машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”. 

Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс : 

Топливная промышленность представлена добычей угля , нефти  и природного газа. 

Черная металлургия  пока еще развита недостаточно. В  районе имеется завод передельной  металлургии - “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод. 

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной  и другими отраслями , предприятия  которых размещены в основном в средних и крупных городах.  

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы  и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский  мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске. 

Агропромышленный  комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна , сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область , Хабаровский и Приморский края , южные районы Республики Саха). 

Основное место  в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а  также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны  посевы риса. Главная техническая  культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере , где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей. 

Транспорт и  экономические связи. Хозяйственное  развитие района в огромной степени  зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта. 

В Дальневосточном  районе представлены все существующие виды транспорта , но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов. 

Начало активного  транспортного освоения южной части  района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее  время Транссибирская магистраль “обросла”  боковыми линиями , иногда являющимися  подъездными витками к лесозаготовительным базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета. 

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока  связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск - “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. 

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес , уголь , строительные материалы , нефть , рыба и продовольственные товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево (Магадан) , Владивосток , Находка , Советская Гавань. 

Автомобильными  дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока. 

Огромно для  Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт. 

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем  перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота. 

Так , усиление международной  торговли , развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов. 

Информация о работе Дальневосточный экономический район