Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:44, контрольная работа

Описание

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

Работа состоит из  1 файл

Дальневосточный экономический район.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности. 

Найболее перспективным  направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России. 

Условиями успешного  перехода к рынку Дальневосточного региона России являются : 

дальнейшее разгосудаствление  экономики района; 

возникновение элементов свободной конкуренции; 

создание рыночной инфраструктуры; 

устранение перечисленных  и других факторов , препятствующих развитию промышленности. 

На Дальнем  Востоке в настоящее время  существуют три свободные экономические  зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”. 

Экологические проблемы Дальнего Востока очень  серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения , крушения нефтиналивных  танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в атмосферу вредных отходов производства. 

Для решения  проблем в регионе создано  НПО “Экопрос” , разрабатывающее  и внедряющее , в частности , концепцию  инженерно-экологического обеспечения  безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа. 

Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три  зоны : южную , среднюю и северную. 

В южную зону интенсивного развития входят Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. 

В состав средней  зоны входят северные районы Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для  этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК. 

Южно-Якутский ТПК  формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год. 

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн. 

В бассейнах  рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке. 

В зоне Южно-Якутского  минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов , большие  залежи слюды , корунда , сланцев и других полезных ископаемых. 

Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской  магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся  угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный. 

В дальнейшем кроме  угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем , чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер. 

В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства , но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское , Мирненский , Магаданский , Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной , пищевой промышленнос-тью , машиноремонтом , рыбным и охотничьим промыслами. 

Анализ территориальной  структуры Дальневосточного района показал , что масштабы и структура  промышленности района характеризуются  большими различиями и свидетельствуют  о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов. 

Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные  и международные экономические  связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района , и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов , ввозимых в районы из зарубежных стран , проходит транзитом в западном направлении. 

Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение  транспортной системы района , экономических  показателей работы , совершенствование  структуры грузооборота и межрайонных  транспортных связей. 

Если до недавнего  времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз , то сейчас структура меняется. Грузооборот  растет очень высокими темпами , причем вывоз возрастает быстрее , чем ввоз. Это свидетельствует о повышении  эффективности хозяйственного комплекса района. 

Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением  зоны Байкало-Амурской магистрали , формированием  Южно-Якутского и Комсомольского ТПК , развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы) , обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией , развитием социальной инфраструктуры , решением экологических проблем.

Список литературы 

Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. — М., 1996. 

Даринский А.В. и  др. География России. — М., 1993. 

Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. —  М., 1996. 

Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое  издание: В 20т. — М., 1975-1985. 

Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7. 

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.ed.vseved.ru/

Информация о работе Дальневосточный экономический район