Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:44, контрольная работа
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
В условиях перехода
к рынку одним из наиболее узких
мест дальневосточной экономики являются
все возрастающая напряженность топливно-энергетичес-кого
баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась
на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным
направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное
развитие нефтегазовых месторождений
присахалинского шельфа при техническом
содействии Японии. Сильное отставание
произошло и в деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности.
В результате недостатка древесного сырья
сокращено производство пиломатериалов
в Приморском и Хабаровском краях. Значительно
сокращен выпуск заменителей деловой
древесины на предприятиях Приморского
края. В Хабаровском крае значительно
снизилось производство маргариновой
продукции ,на Камчатке и в Магаданской
области - кондитерских изделий на 40%, в
Корякском и Чукотском автономных округах
- мяса. Сократили в регионе и улов рыбы.
Спад производства имеет место и в других
отраслях промышленности.
Найболее перспективным
направлением экономики Дальнего Востока
является реализация сложившегося потенциала
отраслей тяжелой индустрии , в том числе
конверсируемых предприятий. Дальний
Восток насыщен предприятиями военно-промышленного
комплекса. В соответствующей продукции
российской промышленности и разработанных
в недрах оборонного комплекса технологиях
“двойного назначения” весьма заинтересованы
дальневосточные соседи России.
Условиями успешного
перехода к рынку Дальневосточного
региона России являются :
дальнейшее разгосудаствление
экономики района;
возникновение
элементов свободной
создание рыночной
инфраструктуры;
устранение перечисленных
и других факторов , препятствующих
развитию промышленности.
На Дальнем
Востоке в настоящее время
существуют три свободные экономические
зоны : “Находка” , “Большой Владивосток”
, “Сахалин”.
Экологические
проблемы Дальнего Востока очень
серьезны. В их числе : лесные пожары
, последствия тайфунов и землетрясений
, наводнения , крушения нефтиналивных
танкеров , аварии на нефтегазопромыслах
и других промышленных объектах , умышленный
сброс в реки и моря , а также в атмосферу
вредных отходов производства.
Для решения
проблем в регионе создано
НПО “Экопрос” , разрабатывающее
и внедряющее , в частности , концепцию
инженерно-экологического обеспечения
безопасности присахалинского шельфа
в местах освоения месторождений нефти
и газа.
Огромную территорию
Дальневосточного района по уровню экономического
развития можно разделить на три
зоны : южную , среднюю и северную.
В южную зону
интенсивного развития входят Приморский
край , южные части Хабаровского края ,
Амурской и Сахалинской областей. Это
наиболее развитая в экономическом отношении
часть Дальнего Востока. Основу хозяйства
южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные
комплексы. В настоящее время идет развитие
по пути сочетания ведущих отраслей промышленности
с обслуживающими отраслями и сельским
хозяйством.
В состав средней
зоны входят северные районы Хабаровского
края , Амурской и Сахалинской областей
, южная часть Республики Саха. Для
этой зоны характерны сравнительно высокие
темпы развития. Главная специализация
- добывающая промышленность , а обслуживающие
отрасли развиты слабо. Ее экономической
осью является Байкало-Амурская магистраль
, которая внесла большие изменения в территориальную
структуру хозяйства данной зоны : идет
формирование промышленного пояса района.
Основными задачами хозяйственного освоения
зоны кроме строительства второго выхода
на Дальний Восток являются разработка
новых месторождений полезных ископаемых
и создание в районе БАМа потенциала для
освоения северной части района. С экономическим
освоением зоны Байкало-Амурской магистрали
связано формирование Южно-Якутского
и Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК
формируется на юге Республики Саха
на базе разнообразных полезных ископаемых.
В бассейне реки Алдан к северу от Станового
хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских
высококачественных железных руд находится
Южно-Якутский каменноугольный бассейн.
Здесь разведаны Чульмаканское , Нерюнгринское
и другие месторождения. Мощность пласта
на Нерюнгринском месторождении превышает
50 метров. На Чульмаканском месторождении
пласты угля имеют горизонтальное простирание.
В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию
шахта производительностью 6 миллионов
тонн угля в год.
Вблизи угольного
бассейна находится Алданский железорудный
бассейн с содержанием железа в руде до
42%. Наиболее изученными являются месторождения
Таежное , Пионерское , Сиваглинское , запасы
которых составляют 2,5 млрд. тонн.
В бассейнах
рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые
кварциты. Это дает возможность создать
в перспективе крупную базу для черной
металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского
минерального комплекса выявлены значительные
месторождения апатитов , большие
залежи слюды , корунда , сланцев и других
полезных ископаемых.
Выход якутским
углям на БАМ и к Сибирской
магистрали дает новая железная дорога
БАМ - Тында и ее продолжение на
Беркакит. Высококачественные коксующиеся
угли Южно-Якутского бассейна значительным
объемом будут поступать в южные
районы Дальнего Востока на металлургические
заводы и экспортироваться в Японию. Для
их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена
первая очередь нового крупного порта
- Восточный.
В дальнейшем кроме
угольных предусмотрено вовлечение
в эксплуатацию железорудных ресурсов
района с тем , чтобы в перспективе создать
здесь сырьевую базу для черной металлургии
полного цикла. Сельское хозяйство имеет
очаговый характер.
В северной зоне
Дальнего Востока очаговое развитие
характерно не только для сельского
хозяйства , но и для промышленности. Более
интенсивно развиты добывающие отрасли
на основе выборочного использования
полезных ископаемых. В северной зоне
можно выделить несколько промышленных
очагов, в которых наряду с отраслями специализации
развивается производственная инфраструктура.
Алданское , Мирненский , Магаданский ,
Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов
с горно-рудной промышленностью превращаются
в территориально-
Анализ территориальной
структуры Дальневосточного района
показал , что масштабы и структура
промышленности района характеризуются
большими различиями и свидетельствуют
о неравномерности размещения промышленности.
Большие изменения в территориальную
структуру района внесли строительство
Байкало-Амурской магистрали и создание
новых территориально-
Дальний Восток
имеет достаточно развитые межрайонные
и международные экономические
связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых
связях со странами Тихоокеанского бассейна.
Десятки стран осуществляют торговые
операции через территорию района , и его
экспортные функции имеют исключительное
значение. Более половины грузов , ввозимых
в районы из зарубежных стран , проходит
транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых
связей влечет за собой улучшение
транспортной системы района , экономических
показателей работы , совершенствование
структуры грузооборота и межрайонных
транспортных связей.
Если до недавнего
времени ввоз грузов на Дальний Восток
в четыре раза превышал их вывоз , то
сейчас структура меняется. Грузооборот
растет очень высокими темпами , причем
вывоз возрастает быстрее , чем ввоз.
Это свидетельствует о
Совершенствование
структуры хозяйства
Список литературы
Алексеев А.И.,
Николина В.В. География: население и хозяйство
России. — М., 1996.
Даринский А.В. и
др. География России. — М., 1993.
Морозова Т.Г.
и др. Региональная экономика. —
М., 1996.
Страны и народы:
Научно-популярное и этнографическое
издание: В 20т. — М., 1975-1985.
Андрей Иванов,
Остров сокровищ. — Новое Время,
— 1996, №7.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/