Дальневосточный регион России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:22, реферат

Описание

Целью данного реферата является рассмотрение состояния и
перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом
будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического
положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов,
рассмотрение структуры и размещения производственных сил по
территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей Дальнего Востока.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района……………………………………………………….. 4
1.1 Особенности географического положения и его влияние на
развитие района……………………………………………………………….. 4
1.2 Природно-ресурсный потенциал………………………………………… 7
1.3 Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка……………… 11
Глава 2: Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района……………………………………………………….. 16
2.1 Территориальная организация и структура производственных сил Дальневосточного экономического района…………………………………... 16
2.2 Агропромышленный комплекс………………………………………….. 31
2.3 Транспорт и экономические связи……………………………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………… 38
Список литературы…………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

география.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

  На северо-востоке Сахалина — от Охи до Катангли — добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска.

  Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют
потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний
Восток завозится из Западной Сибири. Успешно решаются проблемы
добычи нефти и газа на шельфе острова Сахалин. В перспективе на
Дальнем Востоке предстоит осваивать не только шельф Сахалина, но и
другие участки Охотского моря, в частности шельф Магаданского
побережья и западного побережья Камчатки. Нефтеносные структуры
обнаружены в Беринговом море. Высокую прогнозную оценку запасов
углеводородного сырья имеет шельф арктических морей.

Объем переработки нефти на заводах ДВЭР представлены в таблице 8:

Предприятия

Объем переработки, млн. т

НК «Роснефть»

4,23

АО «Комсомольский НПЗ»

2,28

АО «Хабаровский НПЗ»

1,89

«Якутгазпром»

0,06

 

Для перспективного развития топливно-энергетического хозяйства района
большое значение приобретает освоение Лено-Вилюйской газоносной
провинции, природный газ которой уже поступает в Якутск.
Нефтегазоносный Сахалин связан с материком в дополнение к
действующему нефтепроводу еще и газопроводом Оха — Комсомольск-
на-Амуре.

Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока со-
средоточены в южной части района, где они соединены в общую
энергосистему. Энергоузлы северных территорий работают изолированно,
отличаются меньшей мощностью и обеспечивают локальных
потребителей. Среди действующих электростанций преобладают ГЭС и
ТЭЦ в южной части района. Наиболее крупная ГЭС — Зейская (1,3 млн.
кВт). Осуществляется строительство самой крупной ГЭС в районе —
Бурейской (2 млн. кВт). Продолжается создание каскадов ГЭС на Вилюе и
Колыме. На севере работают первая у нас АТЭЦ — Билибинская, а также
Паужетская геотермальная электростанция на Камчатке. Перед народным
хозяйством Дальнего Востока поставлена задача полностью удовлетворять
свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов.




 

 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Агропромышленный комплекс

В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль
принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные
угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на
Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади
района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет почти 3 млн.
га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под
соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под кормовыми — 15-20 %.
Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха,
но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь
мало вносится удобрений под их посевы. К тому же трудности уборки,
связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к
большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности
Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и
Казахстана. В Приханкайской низменности выращивается рис, но его
посевы пока невелики. Здесь, а также в Приуссурийской низменности
выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно
продолжительный и теплый вегетационный период, плодородные почвы
благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю
приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В
южной части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население
Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими
продуктами за счет местного производства, но в целом по району
потребности населения в этих культурах пока еще полностью не
удовлетворяются. Перед районом ставится задача обеспечения населения
картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный рогатый скот, свиней и
оленей. По разведению крупного рогатого скота и свиней выделяются
Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и
Камчатская области, Чукотский автономный округ. Однако в целом по
району животноводство развито слабо, незначительна численность скота,
его продуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным
продуктам за счет местного производства потребности населения
удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции
завозится из Западной Сибири и Казахстана.

В перспективе намечается полностью обеспечить население
свежими молочными продуктами и свежим мясом. Дальневосточный
район располагает возможностями как для интенсивного, так и для
экстенсивного расширения сельского хозяйства.

Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, богата
пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и
звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-
Алиню и на Сахалине. Организованы звероводческие фермы по
разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.
Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем
Востоке сохраняет большое значение мукомольная, развивающаяся в
Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Здесь же
размещаются предприятия маслодельной, сыродельной, молочной,
мясной, кондитерской, сахарной (Уссурийск) и других отраслей. Однако
пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает
потребности его населения. Значительная часть продукции пищевой
индустрии завозится из Сибири и европейской части России. Создана
крупная маслобойная промышленность по переработке соевых бобов в
Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится за пределы
района. Расширяются и строятся разнообразные пищевые предприятия.
Среди них больше всего мясокомбинатов, которые на севере района будут
использовать возросшее поголовье оленей, на юге — мясной скот;
расширяется также сеть городских молочных заводов.

 

2.3 Транспортная система и внешнеэкономические связи

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от
ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует
активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на
тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие
виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его
долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района
связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет
важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран
Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время
Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда
являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в
ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани
(через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока
связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой
магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и
возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне
тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от
Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск —
"Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую
магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа привело к созданию
ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего
Востока — Южно-Якутского территориально-производственного
комплекса.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки
грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью
ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена,
образующая транспортную перемычку между железнодорожной
магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого
океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта
Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются
внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову
морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району
являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и
продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси,
Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток,
Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей,
например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан —
Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое
транспортное значение имеет дорога Хабаровск — Биробиджан,
Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть
множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть
автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта
как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных
перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами
осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных
пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами
транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими
регионами страны, необходимо отметить, что район больше получает
грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные
дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной
продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая
часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока
преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд
цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень
комплексности развития района, появились новые промышленные
предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли,
сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Итоги внешнеэкономической деятельности в регионах Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Первое место в экспорте устойчиво занимает Приморский край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7 млн.долл., рост на 25 %).

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на
Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд
долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом
регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств,
производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности,
транспортному строительству, расширению портового хозяйства.
Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в
хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать
новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и
центров регионе, усилить его транспортную оснащенность. При помощи
японских кредитов, например, освоены угольные месторождения Южной
Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында —
Беркакит, в порту Ванино сооружены специальные причалы по перегрузке
угля, леса, контейнеров. В погашение предоставленных кредитов Япония
получает лес, технологическую щепу, якутские угли. Рассматриваются
вопросы разработки шельфовых залежей нефти и газа Сахалина с участием
иностранных фирм.

Информация о работе Дальневосточный регион России