Франция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:30, реферат

Описание

Памятники старины. Горнолыжные курорты. Атлантическое побережье Нормандии и Бретани привлекает сюда туристов своими бесконечными пляжами, свежим морским воздухом и маленькими прибрежными городами. Французская кухня. Базовые отрасли промышленности Франции. Французское земледелие.

Содержание

Ведение 3
Флаг Франции 5
Экономико-географическое положение 6
Природные условия 7
Население Франции 10
Промышленность 15
Сельское хозяйство 21
Транспортная система и порты 24
Достопримечательности Франции 27
Высокая кухня 32
Завтрак жителей Франции 38
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

реферат география Франции.doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

     Официальным языком Франции считается французский, на котором и говорят практически  все жители. Исключениями можно считать жителей западной Бретани, которых относят к кельтской группе, говорящих не только на французском, но и на бретонском языке. В некоторых районах Пиренеев около двухсот пятидесяти тысяч каталонцев владеют каталонским языком, а порядка двухсот тысяч басков – на баскском. На корсиканском языке, который считается диалектом итальянского языка, говорят двести пятьдесят тысяч жителей острова Корсика. В Эльзасе и небольших районах Лотарингии распространен диалект немецкого языка. В районе Дюнкерка около ста пятидесяти тысяч жителей владеют фламандским языком.

     Восемьдесят процентов населения являются католиками и приблизительно четверть французов  регулярно посещают церковь. Около  двенадцати процентов населения, из которых треть проживает в  Париже и его окрестностях, называют себя атеистами. Мусульмане, основная часть которых попала в страну из Марокко, Сенегала, Мавритании, Мали, Туниса и Алжира, составляют три процента населения. Около двух процентов населения – сторонники протестантской церкви и один процент исповедует иудаизм.

     К началу девятнадцатого века Франция  считалась самой густонаселенной  страной Европы. По переписи девяностого  года прошлого столетия в стране проживало  немногим более пятидесяти шести  миллионов шестисот четырнадцати тысяч  жителей. Но, начиная с середины девятнадцатого века, рождаемость во Франции постепенно снижается. Лишь после того, как окончилась Вторая мировая война, рождаемость на несколько лет увеличилась, но затем снова начала снижаться вплоть до семидесятых годов прошлого столетия. Уровень рождаемости во Франции довольно сильно разнится от региона к региону. Традиционно высоким он уже давно стал для Бретани и северной части страны, а довольно низкие показатели характеризуют южную и особенно юго-западную часть Франции. Уже к середине девятнадцатого столетия в на юге страны семьи с одним ребенком стали обычными.

     Уровень смертности в стране также постепенно снижался, начиная с середины девятнадцатого века. После Второй мировой войны  этот показатель задержался на планке в десять - одиннадцать человек на одну тысячу населения, но к концу столетия уменьшился до девяти человек. По мнению ученых, средняя продолжительность жизни мальчиков, родившихся в конце прошлого века, составит более семидесяти четырех лет, а девочек – более восьмидесяти двух лет. Ориентировочно двадцать пять процентов населения Франции составляют люди моложе двадцати лет, каждый пятый старше шестидесяти лет, а пятьдесят пять процентов населения – трудоспособная возрастная группа.

     Число браков за последние сорок лет  заметно уменьшилось, а число семейных пар, подающих на развод, возросло. Также заметен постоянный рост количества пар, не регистрирующих брак, а количество внебрачных детей в конце прошлого столетия составляло тридцать девять процентов. Также заметно растет число одиноких людей и неполных семей.

     Не  смотря на то, что три четверти населения  Франции принято относить к горожанам, густо заселенным промышленным районом  можно считать только один район. Это земли на севере Франции, включающие в себя Лилль и ряд менее  крупных промышленных центров, таких, как Валансьен, Дуэ, Ланс, Бетюн, Туркуэн и Рубе. В этом районе особо развитой считаются угледобывающая и текстильная отрасли промышленности.

     Самой высокой концентрацией населения  может похвастаться Париж и его  окрестности. Уже в девяностом году прошлого века здесь проживало порядка двух миллионов двухсот тысяч жителей, а во всей Парижской агломерации насчитывалось более девяти миллионов трехсот тысяч человек, что составляло на тот момент более шестой части населения Франции.

     Вторым  городом по количеству жителей во Франции считается Марсель. Его  населяют более восьмисот тысяч  человек. Этот город давно стал крупнейшим средиземноморским портом Франции, а также центром нефтехимической, нефтеперерабатывающей, судо- и авиастроительной отраслей промышленности. Лион, который находится у слияния рек Рона и Сонна, считается важным автодорожным и железнодорожным узлом, а также центром фармацевтической, нефтеперерабатывающей, электротехнической и текстильной промышленности. В нем проживают порядка четырехсот пятнадцати тысяч жителей. Тулуза находится на юго-западе страны, в богатом сельскохозяйственном районе и является еще одним важным транспортным узлом Франции. В городе с населением около трехсот шестидесяти тысяч жителей очень развиты пищевая, легкая, химическая, радиоэлектронная, ракетно-космическая и авиационная отрасли промышленности. 
 
 
 
 

     Из  других городов страны стоит выделить также Ниццу – средиземноморский  порт и курортный центр так  называемой французской Ривьеры, еще  один крупный порт Бордо, известный также своей развитой промышленностью и знаменитым на весь мир вином, Нант – промышленный центр, в котором также развито производство одежды, табачных изделий и кожи.

     Сельское  хозяйство во Франции распределено практически равномерно по всей территории страны. Лишь несколько небольших отдаленных районов, почва которых непригодна для ведения сельского хозяйства, практически не заселены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Промышленность

     Промышленность  Франции в начале 90-х годов  характеризовалась стагнацией производства. Причиной этого стало, во-первых, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны иностранных покупателей, прежде всего Великобритании и США; во-вторых, сокращение спроса на промышленные товары со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближайшем будущем, что заставило их увеличить долю своих сбережений; в-третьих, существенное снижение уровня инвестиций в промышленное производство. Однако 1996 г. стал переломным как для промышленности, так и в целом для экономики Франции. Увеличение экспортных поставок, обусловленное повышением спроса на французские товары, привело к долгожданному росту, высокий спрос был обусловлен выигрышным по сравнению с конкурентами соотношением качество/цена промышленной продукции, что явилось следствием падения курса национальной валюты к курсу доллара. По уровню развития промышленности Франция занимает пятое место в мире. В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Доля промышленных товаров составляет более 80% французского экспорта. Однако доля промышленности в ВВП неуклонно снижается; в период с 1960 по 1995 г. ее уровень сократился с 40 до 19%. Также в последние годы четко наметилась тенденция к сокращению доли государственного сектора. На рынке господствуют средние и крупные предприятия. Франция - один из лидеров Западной Европы по числу действующих на ее территории иностранных компаний. Сегодня на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в промышленности, 1/4 общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота промышленности. Объяснением может служить выгодное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность национальной валюты.

     К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство.

     Электроэнергетика.

     Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС  вырабатывают более 2/5 всей электроэнергии.

     Ежегодно  Франция потребляет 220 млн. тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн. тонн) н угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу. В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива — США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году). Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями — “ELF-Aquitane” и “Total”. Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции — Лак в Пиренеях - большей частью исчерпано. Основные поставщики газа — Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем “Газпром” уступает свои позиции Норвегии. Компания “Gaz de France” является монополистом в этой отрасли ТЭК.

     За  последние десятилетия структура  производства электроэнергии во Франции  существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных  электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС. Вся  электросеть Франции подчинена государственной компании “Electricite de France”.

     Металлургия.

     Черная  металлургия Франции занимает девятое  место в мире по объему производимой продукции. В настоящее время  эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод “Fos-sur-Mer” - 26%). Наиболее крупные компании в этой отрасли “Sollac”, “Unimetal”, “Ascometal”. До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова. Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени — на транспорт и потребителя. В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона — Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся “Cogema”, “Metaleurope”, “Pechiney” и другие.

     Химическая  промышленность Франции последние два десятилетия развивалась под влиянием энергетического кризиса и растущей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих стран, начавших форсированное создание экспортных отраслей химической индустрии. Энергетический кризис сильно ударил по химической промышленности Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон а с другой — усиление концентрации производства в рамках крупных компаний (“Еlf”, “Тоtal”, “Аirliquide”, сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших предприятий. Были приняты меры к максимальному повышению загрузки наиболее экономически совершенных предприятий за счет закрытия менее эффективных заводов.

     Для Франции важную роль играет ориентация химической промышленности на центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает четвертое место среди крупнейших экспортеров продукции химической промышленности после США, Германии и Нидерландов. Доля Франции на мировых рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась.

     Наибольшее  развитие во Франции получили химия  органического синтеза, производство синтетического каучука, пластмасс. Вместе с тем недостаточно производство химических удобрений, которые Франция вынуждена большей частью покупать за рубежом.

     Машиностроение.

     Несмотря  на большое значение базовых отраслей, следует признать, что ключевая роль в промышленности Франции принадлежит  машиностроению. Франция занимает видное место в мировом машиностроении. Рассмотрим подробнее эту отрасль на примере автомобильной промышленности, в которой наиболее ярко отражаются достижения в области современных технологий.

     Франция давно входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей. Однако развитие отрасли происходило неравномерно, подвергаясь структурным колебаниям рынка. Отличительной чертою автомобилестроения является высокая степень специализации и кооперирования. На мировом рынке Франция представлена такими известными компаниями, как “Renault” и PSA (“Peugeot”, “Citroen”) с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год. Франция остается третьим мировым экспортером автомобилей вслед за Японией и Германией. В 1994-1995 годах автомобильная промышленность Франции вышла из полосы длившегося три года отраслевого кризиса. В 1995 году темпы прироста продукции составили 11,7%. Факторами, повлиявшими на долгожданный рост, явились активизация спроса на легковые автомобили и государственная поддержка, которая выразилась в субсидировании автомобильных производителей. В 1995 году экспорт продукции автомобилестроения составил 49% от стоимости всего производства, чему способствовало снижение конкурентоспособности Испании и Италии на автомобильных рынках.

     Строительство сегодня обеспечивает свыше 1 млн. рабочих мест и около 4% ВВП страны. Однако общее сокращение численности занятых затронуло и строительство. За последние десять лет оно составило более 25%. Это объясняется, с одной стороны, повышением производительности труда в данной отрасли (за 15 лет она повысилась в два раза), а с другой — сокращением числа объектов строительства. В середине 70-х Франция переживала строительный бум, но в начале 90-х число заказов сократилось приблизительно на 40%. В настоящее время на рынке строительных услуг наблюдается некоторое оживление, связанное с возросшим спросом. Дальнейшие прогнозы свидетельствуют о сохранении данной тенденции. Можно отметить успешную деятельность на рынке строительных услуг компании “Bouigue”, которая в последние десять лет занимает лидирующие позиции.

Информация о работе Франция