География туризма и ее современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить особенности развития и современного состояния географии туризма в отечественной географии
Задачи курсовой работы:
Определить место географии туризма в системе географических наук
Проанализировать развитие географии туризма в советской и российской географии
Охарактеризовать современное состояние России в области географии туризма
Проанализировать развитие географии туризма в Ставропольском Государственном Университете.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические основы географии туризма как науки
1.1 Определение географии туризма и ее место в системе географических наук
1.2 Методы исследования в географии туризма
Глава II История развития географии туризма
2.1 Формирование географии туризма
2.2 Современное состояние географии туризма
Глава III География туризма в СГУ
3.1 Деятельность Северо-кавказской рекреационной лаборатории
3.2 Научные исследования в области рекреационной географии
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

     МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

     ГОУ ВПО «Ставропольский Государственный  Университет»

     географический  факультет

     кафедра экономической, политической и социальной географии 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     География туризма и ее современное состояние 
 
 
 
 

     выполнила:

     студентка 2 курса гр.Б

     Шатова  Таисия Александровна

     научный руководитель:

     д. геогр. наук, профессор

     Щитова  Наталья Александровна 
 
 
 
 

     Ставрополь, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

              Введение       
Глава I   Теоретические основы географии туризма как  науки       
       1.1 Определение географии туризма и ее место в системе географических  наук       
       1.2 Методы исследования в географии туризма       
Глава II        История развития географии туризма        
       2.1 Формирование  географии туризма       
       2.2 Современное состояние  географии туризма       
Глава III        География туризма в СГУ       
       3.1 Деятельность  Северо-кавказской рекреационной лаборатории        
       3.2 Научные исследования  в области рекреационной географии       
              Заключение       
              Литература       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. География туризма изучает совокупность отношений и явлений – экономических, социальных, экологических, технологических и пр,в пространственном выражении, т. е. в привязке к территории. Туристско-географические исследования ведутся на различных уровнях – от локального до глобального. Лучше освещены проблемы международного туризма, преимущественно на мировом и государственном (страновом) уровнях.

     В России география туризма не имеет большого развития, это связанно главным образом с неустойчивой экономической ситуацией в стране. Что обуславливает низкое положение страны в международном туризме, не смотря на богатства туристских ресурсов. Россия остается достаточно сложной страной для посещения, поэт   а».

     Объект  исследования – география туризма как наука

     Предмет исслеодвания – особенности становления и развитие географии туризма и ее современное сотояние

     Цель  исследования – выявить особенности развития  и современного состояния географии туризма в отечественной  географии

     Задачи  курсовой работы:

      1. Определить место географии туризма в системе географических наук
      2. Проанализировать развитие географии туризма в советской и российской географии
      3. Охарактеризовать современное состояние России в области географии туризма
      4. Проанализировать  развитие географии туризма в Ставропольском Государственном Университете.

         Методы исследования: анализ научной литературы, интернет-ресурсов, фондовых материалов кафедр физической и экономической географии, историко-географический, сравнительный, описательный.

     Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, который  включает 23 источника.

     В первой главе дается характеристика «географии туризма» как науки, определяется  ее место в системе географических наук.

     Во  второй главе прослеживается формирование и развитие географии туризма  в советской и российской географии. А так же описывается современное  состояние географии туризма  в России.

     В третьей главе приводится анализ научных исследований в области рекреационной географии  в Ставропольском Государственном Университете и деятельность Северо-Кавказской рекреационной лаборатории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА

    1. Определение географии туризма и ее место в системе наук

     География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В.С.Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим познание сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее "материнской" науки – социально-экономической (общественной) географии. Однако этот вопрос на протяжении более чем 200 лет, с тех пор как термин "экономическая география" был введен М.В. Ломоносовым, остается одним из сложнейших и дискуссионных.

     По  мнению Э.Б. Алаева, разделяемому большинством отечественных экономико-географов, предельным объектом познания социально-экономической (общественной) географии выступает ойкумена – заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизнедеятельности общества. Понятие "ойкумена" охватывает не только общество, но и окружающую его среду, причем и общество и окружающая среда характеризуются географическими пространственно-временными параметрами, целостностью, полиструктурностью.[1]

     Предметом познания социально-экономической (общественной) географии являются территориальные (пространственные) общественные системы (ТОС). Под ТОС понимается пространственно-временная  часть ойкумены, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы жизнедеятельности общества, включенные в процессы общественного воспроизводства и находящиеся в неразрывной связи с природным окружением. ТОС представляет собой наиболее интегрированную форму пространственно-временной организации общества.

     Выделив объект и предмет исследования, можно  дать определение общественной географии (предложено А.И. Чистобаевым, М.Д. Шарыгиным): «Экономическая и социальная (общественная) география как целостная интегрально-синтетическая наука изучает пространственную (территориальную) организацию общества в конкретных условиях природной среды»[2]

     Исходя  из вышесказанного, география туризма - ветвь географии, изучающая особенности территориальной организации индустрии туризма, рассматриваемой в процессе общественного воспроизводства и взаимодействии с природным и культурным окружением.

     Вопрос  о предметной сущности географии  туризма актуализируется в связи  с существованием рекреационной  географии (в западных научных школах наряду с рекреационной географией употребляются понятия географии отдыха и географии досуга) — дисциплины родственной, относящейся к той же группе «дочерних» наук общественной географии, но вполне самостоятельной, с собственной предметной областью исследования. Хотя география туризма и рекреационная география признаются разными дисциплинами, их соотношение, до конца неясное, остается в центре внимания научной общественности. Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, чтобы предстать как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономико-географов.

     Объектом  Географии туризма является рекреационное пространство, или рекреационная подсистема ойкумены, а предметом- территориальная организация рекреационной деятельности населения.

     Продолжительное время география туризма занимала неопределенное положение в системе  наук. Если ее принадлежность к географии очевидна, то место, которое ей отводилось в общей структуре географических наук, долго оставалось предметом острых дискуссий. Ее причисляли то к географии транспорта, то к политической географии или географии населения, а также к географии культуры и географии сферы обслуживания. Подобные споры относились, правда, к довоенному времени. 

     Таблица 1

     Система географических наук[10]

            

     Из  данных таблицы 1 видно, что рекреационная  география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».[10]

     После Второй мировой войны, в эпоху  научно-технической революции в мире усилился процесс дифференциации (разделения) географии, возникают новые «дочерние» и «внучатые» научные дисциплины. На этой волне и в соответствии с внутренней логикой развития география туризма активно утверждается в качестве самостоятельной дисциплины социально-экономической (общественной) географии во многих странах.  К этому времени был более четко определен предмет ее изучения, сформулированы задачи и намечена программа исследований. География туризма объединила вокруг себя весьма представительное международное научное сообщество, которое вело интенсивный теоретический штурм туристско-географических проблем. Укрепилась ее институциональная структура.

     Выделение географии туризма вовсе не означало ее самоизоляции от других дисциплин. Наоборот, современное географическое представление о туризме складывалось под влиянием интеграции (синтеза) научных знаний — процесса, неразрывно связанного с дифференциацией, но противоположно направленного. Отмечается усиление взаимопроникновения географии туризма с другими сферами и отраслями научных знаний. В первую очередь, речь идет о так называемой внутренней интеграции — более тесном взаимодействии географии туризма со многими частными науками двух «стволовых» ветвей географии — социально-экономической  географии  и физической географии.[6] 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Методы  исследования географии туризма

     Научное познание туризма предполагает непрерывный поиск новых методологических подходов и методических приемов исследования. Современный этап развития географии туризма характеризуется стремлением к систематизации, классификации, теоретическим обобщениям, синтезу накопленных знаний. Единой методологической основой, органически увязывающей разные научные представления о туризме в общую концепцию, выступает системный подход. Он нацелен на раскрытие сущности объектов (в данном случае туризма) как систем, изучение их многообразных внутренних и внешних связей, определение механизмов формирования устойчивой структуры систем.

     Методология географии туризма находится  в стадии становления. Она характеризуется обилием и разнообразием методов. В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ действий. География туризма заимствовала методы у разных наук (естественных и общественных) с дисциплинарной спецификой их применения. Среди традиционных географических методов для географии туризма наиболее важны типологический, сравнительно-географический, картографический. Используются методы социологических обследований туристов и работников туристской индустрии, клинико-физиологических и текущих медицинских наблюдений (анализ влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности и др. на организм человека), математические и математико-статистические методы. Полезны полевые и камеральные методы исследований. [17]

Информация о работе География туризма и ее современное состояние