Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 01:19, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности развития и современного состояния географии туризма в отечественной географии
Задачи курсовой работы:
Определить место географии туризма в системе географических наук
Проанализировать развитие географии туризма в советской и российской географии
Охарактеризовать современное состояние России в области географии туризма
Проанализировать развитие географии туризма в Ставропольском Государственном Университете.
Введение
Глава I Теоретические основы географии туризма как науки
1.1 Определение географии туризма и ее место в системе географических наук
1.2 Методы исследования в географии туризма
Глава II История развития географии туризма
2.1 Формирование географии туризма
2.2 Современное состояние географии туризма
Глава III География туризма в СГУ
3.1 Деятельность Северо-кавказской рекреационной лаборатории
3.2 Научные исследования в области рекреационной географии
Заключение
Литература
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ
ВПО «Ставропольский
географический факультет
кафедра
экономической, политической и социальной
географии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
География
туризма и ее современное состояние
выполнила:
студентка 2 курса гр.Б
Шатова Таисия Александровна
научный руководитель:
д. геогр. наук, профессор
Щитова
Наталья Александровна
Ставрополь, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | |||
Глава I | Теоретические основы географии туризма как науки | ||
1.1 | Определение географии туризма и ее место в системе географических наук | ||
1.2 | Методы исследования в географии туризма | ||
Глава II | История развития географии туризма | ||
2.1 | Формирование географии туризма | ||
2.2 | Современное состояние географии туризма | ||
Глава III | География туризма в СГУ | ||
3.1 | Деятельность Северо-кавказской рекреационной лаборатории | ||
3.2 | Научные исследования
в области рекреационной |
||
Заключение | |||
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. География туризма изучает совокупность отношений и явлений – экономических, социальных, экологических, технологических и пр,в пространственном выражении, т. е. в привязке к территории. Туристско-географические исследования ведутся на различных уровнях – от локального до глобального. Лучше освещены проблемы международного туризма, преимущественно на мировом и государственном (страновом) уровнях.
В России география туризма не имеет большого развития, это связанно главным образом с неустойчивой экономической ситуацией в стране. Что обуславливает низкое положение страны в международном туризме, не смотря на богатства туристских ресурсов. Россия остается достаточно сложной страной для посещения, поэт а».
Объект исследования – география туризма как наука
Предмет исслеодвания – особенности становления и развитие географии туризма и ее современное сотояние
Цель исследования – выявить особенности развития и современного состояния географии туризма в отечественной географии
Задачи курсовой работы:
Методы исследования: анализ научной литературы, интернет-ресурсов, фондовых материалов кафедр физической и экономической географии, историко-географический, сравнительный, описательный.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, который включает 23 источника.
В первой главе дается характеристика «географии туризма» как науки, определяется ее место в системе географических наук.
Во второй главе прослеживается формирование и развитие географии туризма в советской и российской географии. А так же описывается современное состояние географии туризма в России.
В
третьей главе приводится анализ
научных исследований в области рекреационной
географии в Ставропольском Государственном
Университете и деятельность Северо-Кавказской
рекреационной лаборатории.
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
География
туризма сравнительно недавно оформилась
как самостоятельная географическая дисциплина
с собственными объектом и предметом исследования.
Известный советский географ В.С.Преображенский
назвал географию туризма отраслью социальной
и экономической географии по аналогии
с другими отраслевыми социально-экономико-
По мнению Э.Б. Алаева, разделяемому большинством отечественных экономико-географов, предельным объектом познания социально-экономической (общественной) географии выступает ойкумена – заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизнедеятельности общества. Понятие "ойкумена" охватывает не только общество, но и окружающую его среду, причем и общество и окружающая среда характеризуются географическими пространственно-временными параметрами, целостностью, полиструктурностью.[1]
Предметом познания социально-экономической (общественной) географии являются территориальные (пространственные) общественные системы (ТОС). Под ТОС понимается пространственно-временная часть ойкумены, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы жизнедеятельности общества, включенные в процессы общественного воспроизводства и находящиеся в неразрывной связи с природным окружением. ТОС представляет собой наиболее интегрированную форму пространственно-временной организации общества.
Выделив
объект и предмет исследования, можно
дать определение общественной географии
(предложено А.И. Чистобаевым, М.Д. Шарыгиным):
«Экономическая и социальная (общественная)
география как целостная
Исходя из вышесказанного, география туризма - ветвь географии, изучающая особенности территориальной организации индустрии туризма, рассматриваемой в процессе общественного воспроизводства и взаимодействии с природным и культурным окружением.
Вопрос
о предметной сущности географии
туризма актуализируется в
Объектом Географии туризма является рекреационное пространство, или рекреационная подсистема ойкумены, а предметом- территориальная организация рекреационной деятельности населения.
Продолжительное
время география туризма
Таблица 1
Система географических наук[10]
Из данных таблицы 1 видно, что рекреационная география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».[10]
После Второй мировой войны, в эпоху научно-технической революции в мире усилился процесс дифференциации (разделения) географии, возникают новые «дочерние» и «внучатые» научные дисциплины. На этой волне и в соответствии с внутренней логикой развития география туризма активно утверждается в качестве самостоятельной дисциплины социально-экономической (общественной) географии во многих странах. К этому времени был более четко определен предмет ее изучения, сформулированы задачи и намечена программа исследований. География туризма объединила вокруг себя весьма представительное международное научное сообщество, которое вело интенсивный теоретический штурм туристско-географических проблем. Укрепилась ее институциональная структура.
Выделение
географии туризма вовсе не означало
ее самоизоляции от других дисциплин.
Наоборот, современное географическое
представление о туризме складывалось
под влиянием интеграции (синтеза) научных
знаний — процесса, неразрывно связанного
с дифференциацией, но противоположно
направленного. Отмечается усиление взаимопроникновения
географии туризма с другими сферами и
отраслями научных знаний. В первую очередь,
речь идет о так называемой внутренней
интеграции — более тесном взаимодействии
географии туризма со многими частными
науками двух «стволовых» ветвей географии
— социально-экономической географии
и физической географии.[6]
Научное познание туризма предполагает непрерывный поиск новых методологических подходов и методических приемов исследования. Современный этап развития географии туризма характеризуется стремлением к систематизации, классификации, теоретическим обобщениям, синтезу накопленных знаний. Единой методологической основой, органически увязывающей разные научные представления о туризме в общую концепцию, выступает системный подход. Он нацелен на раскрытие сущности объектов (в данном случае туризма) как систем, изучение их многообразных внутренних и внешних связей, определение механизмов формирования устойчивой структуры систем.
Методология географии туризма находится в стадии становления. Она характеризуется обилием и разнообразием методов. В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ действий. География туризма заимствовала методы у разных наук (естественных и общественных) с дисциплинарной спецификой их применения. Среди традиционных географических методов для географии туризма наиболее важны типологический, сравнительно-географический, картографический. Используются методы социологических обследований туристов и работников туристской индустрии, клинико-физиологических и текущих медицинских наблюдений (анализ влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности и др. на организм человека), математические и математико-статистические методы. Полезны полевые и камеральные методы исследований. [17]
Информация о работе География туризма и ее современное состояние