Государственная миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, реферат

Описание

Государственное регулирование миграционных процессов является основной функцией миграционной политики.
В экономическом словаре дается следующее определение миграционной политики - совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Государственная миграционная политика: ограничительные и
стимулирующие мероприятия....................................................................4
2. Международное регулирование трудовой миграции.............................10
3. Тесты...........................................................................................................15
Заключение.....................................................................................................17
Список использованной литературы...............................................

Работа состоит из  1 файл

План работы.docx

— 35.80 Кб (Скачать документ)
 

 

 За 9 месяцев 2007г. число мигрантов внутри России увеличилось на 60,18 тыс.человек, или на 4,37% по сравнению с предыдущим годом.

 По данным   Федеральной миграционной службы за разрешением на работу в 2007 году обратилось 2 миллиона 300 тысяч  человек, при этом на учет в России за этот год поставлено 7 миллионов 300 тысяч иностранцев.

 В 2008 году Федеральная миграционная служба  установила квоту на прием трудовых мигрантов в размере 2 миллионов с учетом 14 профессиональных категорий. При этом сохраняется 30 % резерв  на привличение дополнительной иностанной трудовой силы, если будет какя-то нехватка.   

2.     Международное регулирование трудовой миграции  

 В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции. Все эти меры призваны решать проблемы международной миграции, такие как большой объем нелегально трудящихся иммигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, рост интеклектуальной миграции, бизнес-миграции,трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся в свою страну.

 На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся регулированием миграции и решением ее проблем.. Одной из них является Международная организация по миграции (МОМ). В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения "утечки умов", реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.

 Проблемы миграции населения нахоятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (МОМ) акцентирует внимание на организации межтрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача — контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Каждая из этих организаций при их тесном сотрудничестве действует в рамках своей компетенции. МОТ — в области социального  развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН  — по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь  репатриации.

Кроме того, на международном  уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами  ОЭСР (Организации экономического и  социального развития).

Мигранты, не довольные  своим положением, создают различные  объединения. Так возникло движение европейских иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских  ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций  и групп, объединяющих иммигрантов  по происхождению и проживанию.

В межправительственных соглашениях о найме иностранной  рабочей силы оговариваются условия  пребывания мигрантов в принимающей  стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в  межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы, заключаемых между ФРГ и  странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные  службы стран, для уменьшения потока нелегальной миграции, контролируют прежде всего въезд иммигрантов  в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых  им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов  можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними  и много-сторонними. В этих соглашениях  устанавливаются определенные коли-чественные лимиты (квоты) на въезд граждан в  ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между  странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование  иммиграции из третьих стран, т.е. из стран, не входящих в Европейский  Союз.

Эти соглашения, как правило, реализуется через  национальные ве-домства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное  управление по делам иностранных  специалистов).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается  в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный  отбор кандидатов в соответствии с критериями, со-гласованными с  другой стороной. Уполномоченный орган  отправляющей стороны проверяет  соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов  условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

Следует отметить, что государственный аппарат  вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой  работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах  существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов  лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной  иммиграции.

Для решения  проблемы трудоустройства бывших эмигрантов, вернувшихся домой, государство  страны-экспортера рабочей силы разрабатывает и создает более благоприятные социально-экономические условия, вводит льготы для такой категории граждан.

Наиболее актуальной все еще остается проблема интелектуальной  миграции («утечка мозгов»), а также  бизнес миграции.

Движение квалифицированных  специалистов происходит не только "к  капиталу", но и "одновременно с  капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью  международных корпораций, имеющих  сеть филиалов по всему миру, переманивающих ведущих специалистов из различных  сфер науки, управления, изобретательства.

Для решения  этой проблемы правительство разрабатывает  национальные программы, вводит гранты за научные исследования и разработки, предоставляет льготные условия  проживания «интелектуальной элиты  страны».

Бизнес эмиграция  представляет собой эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности,  засильем криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке. Во многих странах, предлагаются льготные условия налогообложения малого предпринимательства, предоставления кредитов, реализуются программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

За 2007 г. отмечается миграционный прирост числа мигрантов  из стран с государствами - участниками  СНГ увеличилось на 181,554 тыс.человек, а из стан дальнего зарубежья наблюдается  обратная ситуация — снижение числа  мигрантов на 2,491 тыс. человек. Общая  миграционная ситуация характеризуется  приростом  населения на 179,063 тыс. человек.

Показатели международной  миграции на 9 месяцев 2007 года[1] приведены в таблице 2:  

Таблица 2 — Показатели международной миграции

  Январь-сентябрь  
2007г.
Справочно 
январь-сентябрь 2006г.
число 
прибывших
число 
выбывших
миграционный 
прирост (+), снижение (-)
число 
прибывших
число  
выбывших
миграционный 
прирост (+), снижение (-) 
Международная миграция 215065 36002 +179063 136025 40889 +95136
в том  числе: 
с государствами-участниками СНГ
205290 23736 +181554 129636 26710 +102926
в том  числе: 
Беларусь
4577 4037 +540 4192 4750 -558
Казахстан 29332 7779 +21553 29002 9165 +19837
Молдова 10517 487 +10030 6212 464 +5748
Украина 37802 8007 +29795 24668 9028 +15640
Государства Закавказья 46839 2027 +44812 19293 1997 +17296
Азербайджан 15868 1028 +14840 5248 1029 +4219
Армения 22933 541 +22392 9362 523 +8839
Грузия 8038 458 +7580 4683 445 +4238
Государства Средней Азии 76223 1399 +74824 46269 1306 +44963
Киргизия 17973 498 +17475 11338 435 +10903
Таджикистан 13117 322 +12795 4553 311 +4242
Продолжение таблицы 2
Туркмения 3766 91 +3675 3015 76 +2939
Узбекистан 41367 488 +40879 27363 484 +26879
со  странами дальнего зарубежья 9775 12266 -2491 6389 14179 -7790
в том  числе: 
Германия
2405 5256 -2851 2179 6076 -3897
Греция 181 90 +91 142 110 +32
Израиль 841 898 -57 760 1061 -301
Канада 88 441 -353 63 424 -361
Китай 1201 41 +1160 403 176 +227
Латвия 677 206 +471 552 152 +400
Литва 398 201 +197 286 165 +121
США 454 1652 -1198 292 2492 -2200
Финляндия 135 514 -379 101 539 -438
Эстония 390 203 +187 262 195 +67
другие  страны 3005 2764 +241 1349 2789 -1440
 

   

3.     Тесты

1. Государство  воздействует на процессы миграции  с целью нейтрализовать отрицательные  эффекты, регулируя следующие  показатели:

а) количество иммигрантов;

б) финансовое положение  иммигрантов;

в) половозрастную структуру;

г) продолжительность  пребывния в стране;

д) профессиональную структуру.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Государство  вводит количественные квоты на мигрантов, учитывает их финансовое положение (в первую очередь принимаютмя  иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны) и профессиональную квалификацию Законодательства большинства стран устанавливают  максимальные сроки пребывания иностранных  работников на их территории, по истечении  которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в  ней.

2. Какая из  перечисленных категорий мигрантов  является на настоящий период  наиболее многочисленной:

в) нелегальные  иммигранты.

Число нелегальных  иммигрантов в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек (число работников иммигрнатов, работающих по контракту в это  же время примерно 25 млн. человек). Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают в страну через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами.

3. Иммиграционная  квота — это

б) установленное  законом предельное количество иммигрантов, которые могут въехать в какую-либо страну[2].

Показатель иммиграционной квоты ежегодно рассчитывается и  утверждается в стране-импортере, для  определения доли иммигрантов в  национальной экономике и отдельных  отраслях.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

На сегодняшний  день, миграционные власти все более  осознают необходимость сбалансированного, комплексного, многоуровневого и  многостороннего управления миграционными  процессами, одним из важнейших компонентов  которого призвано стать противодействие  факторам, порождающим миграцию. Поэтому  в миграционную политику стали все  более активно включаться такие  средства, как внешняя помощь, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), меры внешней и внешнеторговой политики, которые призваны сдерживать эмиграцию  населения из основных стран-доноров.  

Информация о работе Государственная миграционная политика