Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:03, реферат
Индия — единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.
Введение
Индия — единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.
Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.
Культура
Индии кажется совершенно безмятежной
и умиротворённой, ведь индийцы никогда
не смотрели на жизнь как на поле
битвы за богатство и власть. Издавна
они вели оседлый образ жизни, щедрая
природа обеспечила им необходимые условия
для самобытного развития. С одной стороны
– Гималайские горы, огромной протяженности
и высоты, с других сторон – моря. Все это
способствовало тому, что Индия долгое
время была защищена от иноземных вторжений.
Когда нет необходимости тратить много
сил на борьбу за существование, люди могут
позволить себе жизнь более возвышенную,
чем суетливое накопительство.
Культура
древней Индии.
В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э. города этой древней культуры поддерживали тесные связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (её обладатели писали справа на лево). Основные центры цивилизации на Инде – Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.
На
этой территории были цветущие, богатые
города, которые располагались по
берегам рек. Улицы тянулись правильными,
строго параллельными линиями с востока
на запад или с севера на юг и пересекались
под прямыми углами. Именно в этих направлениях
дули ветры, которые не позволяли застаиваться
воздуху. Некоторые города считаются образцом
древнего градостроительства, например
Хараппа и Мохенджо-Даро.
Градостроительство.
Древние города Хараппской цивилизации, основанные по преимуществу в бассейне Инда, отличались элементарной геометрической правильностью. Вскрытые раскопками английских и индийских археологов в первой половине XX в. Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро, Рупар, Калибанган, Лотхал и Сангхол оказались построенными по заранее продуманной схеме, что позволяет говорить о возможном существовании сильной централизованной власти. Немаловажным является и тот факт, что главным строительным материалом для населенных пунктов служил обожженный кирпич на илистом или известковом растворе в отличие от многих городов Передней Азии, применявших лишь недолговечный кирпич-сырец.
Из
раскопанных поселений лучше
других сохранились руины Мохенджо-
В
делении города на две части, т. е.
на цитадель и жилой район, использован
был планировочный прием, общий
не только для Хараппы и Калибангана,
но и для других городов Древнего
Востока.
Цитадель
занимала один из средних кварталов
в западной части Мохенджо-Даро, Севернее
и южнее цитадели1 две параллельные
улицы пересекали город с запада на восток
и соединяли башни противоположных оборонительных
стен поселения, Цитадель располагалась
на вершине небольшого холма и, несомненно,
господствовала над городской застройкой.
В числе крупных сооружений цитадели необходимо
назвать здание дворца с двумя просторными
внутренними дворами, который был обнаружен
во время раскопок в северной ее части,
а также крытый рынок в виде квадратного
зала со стороной в 26 м, общественное зернохранилище
и окруженный галереей бассейн длиной
12 м и шириной 7м.
Прямоугольные
кварталы жилого района состояли из лишенных
украшений двух-трехэтажных
С
угасанием главных центров
На
позднем этапе заселения и
хозяйственного освоения ариями территории
страны в конце II тысячелетия до
н. э., совпавшим по времени с разложением
у ариев первобытнообщинного
строя и утверждением рабовладельческого
способа производства, возникли социально-экономические
предпосылки для быстрого городского
развития. Превращение города в средоточие
ремесла и торговли, выделившихся в самостоятельную
отрасль хозяйства, происходило в процессе
изменения общественного устройства ариев-от
первобытной земледельческой общины с
ее коллективным трудом и отсутствием
частной собственности до общества, которому
были свойственны классовые противоречия.
Особое значение имело то обстоятельство,
что с разделением общественного труда
по видам профессиональной деятельности
образовалась иерархическая структура
разграничения общества на варны (сословия),
которая постепенно оформилась в кастовую
систему из четырех сословий: брахманов
(сословие духовных учителей), занявших
привилегированное положение, кшатриев
(сословие воинов), вайшьиев (сословие
ремесленников и торговцев) и шудр-основной
и наиболее угнетаемой части земледельческого
населения страны.
В
I тысячелетии до н. э. получила распространение
древнейшая религиозная система
Индии-ведизм, которая вследствие развития
классовых отношений (особенно рабства)
оформилась в брахманизм, утверждавший
кастовую систему.
Сословное
и имущественное расслоение населения
обусловило объединение отдельных
профессиональных групп в своеобразные
замкнутые корпорации, где ремесло
стало наследственным занятием. Поэтому
в многовековом существовании закрепленных
кастовой системой цеховых строительных
организаций - «шрени» и единой системы
канонов и правил для искусства и строительства
и заключалась одна из наиболее существенных
причин длительного сохранения в Индии
художественных традиций. Что касается
индийского градостроительства, то устойчивость
традиции особенно сказалась в четырехчастной
планировочной структуре города в соответствии
с сословно-кастовым делением населения.
Вместе
с тем остаются неизученными районы
наиболее известных городов раннего
рабовладельческого общества, разрушенных
много столетий тому назад и погребенных
под толстым слоем наносов, и
лишь по сохранившимся древним
В
процессе исторического развития веками
раздробленной Древней Индии, периодически
опустошавшейся как иноземными нашествиями
с севера в плодородные долины Инда и Ганга,
так и в результате военных столкновений
различных рабовладельческих государств
и союзов племен, особое значение имела
эпоха Маурийской империи (322-185 гг, до н,
э, ), впервые объединившая во второй половине
I тысячелетия до н. э. в пределах единого
государственного образования почти всю
территорию страны, В немалой степени
объединению этнически пестрого состава
населения страны способствовало возникновение
в V в, до н, э, буддизма, провозгласившего
равенство всех людей вне зависимости
от касты, Буддизм явился реакцией на брахманистскую
религию и с самого начала стал быстро
распространяться среди народов Индии.
Политическое
объединение Индии, которая вступила
в период развитого рабовладельческого
общества, привело не только к экономическому
и культурному подъему страны, но и к расширению
ее связей, в первую очередь с эллинистическими
странами распавшейся империи Александра
Македонского, в том числе и С Египтом
Птолемеев.
Особенно
тесные связи установились с городами
Сирии, включенной в 301 г. до н. э. в состав
Селевкидского государства (312-64 гг.
до н. э. ), чему, несомненно, содействовали
дружеские и родственные
Сложение
обширной империи Маурьев и усиление
внешнего и внутреннего торгового
обмена дали толчок росту городских центров
Индии, обладавших традиционной четырехчастной
планировочной структурой, отражавшей
сословное распределение. Вместе с тем
возникшее к этому времени городское самоуправление
было резко ограничено. Города в качестве
политических и административных центров
империи оказались поставленными под
жесткий контроль центральной власти,
которая ввела единую систему государственного
управления в масштабах целой страны.
Появилась иерархическая структура городов,
начало которой положил основатель династии
Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру
в столицу империи. Крепость Паталипутра
(Патала), основанная в V в. до н. э. в месте
впадения в Ганг р. Сон, была обнесена мощными
оборонительными стенами и рвами и имела
прямоугольные очертания плана. Паталипутра
была не только столицей империи Маурьев,
но и стала позднее, в IV-V вв. н. э., главным
городом государства Гуптов, В эдиктах
Ашоки, третьего правителя династии Маурьев,
можно найти упоминание о «внутренних»
(столицах) и «внешних» (центрах провинций)
городах. В отличие от находившихся в ведении
аппарата центральной власти столиц, например
Паталипутры, о которой сохранились высказывания
селевкидского посла Мегасфена, главными
городами провинций управляли местные
власти. Эти центры наместничества появились
вследствие разделения территории страны
на провинции, которые включали округа,
объединявшие группы деревень («грамы»).
К категории основных относились провинции
с главными центрами в восточной части
Индии -Тесали, в западной Индии -Уджаяни,
в южной Индии -Сувариагири и в северо-западной
Индии-Таксилой, которая занимала стратегическое
положение на главных торговых путях,
соединявших торгово-ремесленные города
долины Инда и Ганга с Персией, Средней
и Западной Азией.
Таксила
была вторым по значению городом страны
и служила главными воротами в Индию.
Первое
поселение Таксилы возникло, вероятно,
ранее VI в, до н, э. в междуречье Инда
и Джеламы на вершине высокого
холма, возвышавшегося над рекой
Тамра Наля. К началу V в. до н, э. Таксила
превратилась в крупный город. В 326 г. до
н. э. войска Александра Македонского вторглись
в пределы Северной Индии и вступили в
Таксилу, где находились в течение 19 мес.
После ухода войск Александра Македонского
из Таксилы город вместе с прилегающими
территориями северо-западной Индии был
включен в империю Маурьев. К этому времени
основная застройка города состояла из
неправильных в плане и тесно примыкавших
друг к другу двухэтажных жилых зданий
с внутренними дворами, построенных из
местного известняка. Весь город рассекала
протянувшаяся с севера на юг главная
улица шириной около 7 м.
С
падением Маурийской империи в первой
половине II в, до н. э, (185 г, до н. э. ) Таксила
перешла под контроль греческой
Бактрии, и рядом со старым городом
было основано на правом берегу реки второе
поселение (Сиркап) с регулярным прямоугольным
планом, где композиционной осью служила
протянувшаяся через весь город широкая
главная улица, ориентированная с севера
на юг.
После
разрушительного землетрясения
в начале нашей эры, превратившего
Таксилу в развалины, в период Кушанской
империи на северном берегу реки Лунди-Наля,
в 1, 6 км к северо-востоку от Сиркапа, было
построено третье поселение, очертания
плана которого напоминали правильный
прямоугольник со сторонами 1, 3 х 1 км, Но
и это поселение Таксилы просуществовало
лишь до середины V в., когда было полностью
уничтожено гуннами.
От
многочисленных городов и по большей
части деревянных построек эпохи
Маурийской империи и последовавшего
за ней более продолжительного периода
остались лишь развалины Таксилы, Паталипутры,
Гиривриджи и ряда других поселений, а
также уцелевшие в небольшом числе буддийские
культовые сооружения-ступы в Санчи, Чакпате,
Бодх-Гае и высеченные в скалах пещерные
храмы в различных местах Индии.
Однако
об этом этапе развития индийского
города можно в определенной мере судить
на основании сведений, которые содержит
выдающийся литературный памятник политической,
философской и градостроительной мысли
Древней Индии-трактат «Артхашастра или
наука политики» (III-II вв. до н. э. ), представляющий
по своему характеру своеобразную энциклопедию
и свод различного рода наставлений и
советов для «наилучшего управления страной
ее правителями».