Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:03, реферат
Индия — единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.
В
этом руководстве, созданном в эпоху
Маурийской империи, два раздела
посвящены вопросам расселения в
приобретенных областях и строительства
в них городов. Согласно трактату,
заселение захваченных областей предписывалось
производить путем устройства строго
регламентированных по числу семей и размерам
селений жителями из касты шудр, занятыми
земледелием. В целях их защиты предлагалось
на границах обживаемой области сооружать
крепости (водные-на островах, горные,
пустынные и лесные-для защиты лесных
племен), а в центре территории — главный
город.
Особое
внимание в «Науке политики» уделено
правилам возведения столицы, начиная
с выбора места для города (у
слияния рек, на берегу озера или
большого водоема), но с обязательным сохранением
регулярной планировочной схемы: круглой,
прямоугольной или квадратной.
В
трактате подробно излагаются принципы
формирования городского центра и строительства
его зданий (дворца или казначейства,
куда имеют доступ жители всех четырех
каст, сокровищниц, храмов, здания суда,
арсенала, торговых помещений и складов),
а также определяется местоположение
жилых кварталов для отдельных сословий.
Не менее детально перечисляются назначение
и ширина улиц, которые, пересекаясь под
прямыми углами, направлены к квадратным
башням на северной, восточной, южной и
западной сторонах оборонительных стен
города, обнесенных снаружи рвами и водным
каналом. Значимость столицы и других
городов оценивалась и по их способности
охранять
те
или иные территории «центр округа»
должен был защищать 800 деревень, «районный
центр»-400 деревень, «волостной центр»-200
деревень и «местный центр»-10 деревень.
Таким
образом, на основе предшествующего
градостроительного опыта в трактате
был тщательно разработан план идеального
города эпохи рабовладельческого общества
в качестве образца для будущих поселений.
Структура канонического плана, несомненно,
отвечала реальным социально-экономическим
условиям и распространившейся религиозной
регламентации. Вместе с тем в трактате,
предвосхитив труды Витрувия, были сформулированы
градостроительные предписания, которых
придерживались строители городов античной
Индии. Однако лишь в письменных источниках
можно найти подтверждение практического
использования правил «Артхашастры» при
строительстве городов, которые не сохранились.
После
падения в начале II в. до н. э. Маурийской
империи рост городов продолжался.
Период
правления Кушан (25-227 гг. н. э. ) и Гуптов
(300-500 гг. н. э. ) был отмечен длительной
политической стабильностью, что позволило
Индии укрепить внешние торговые связи
со многими странами Средиземноморья
и Юго-Восточной Азии.
Еще
в начале нашей эры, с присоединением
северных и северо-западных районов
к огромной Кушанской империи, установились
тесные торговые связи производящих центров
долины Ганга с городами Средней Азии,
Парфии и Римской империи по караванным
путям через Таксилу, Пурушапуру и горные
проходы Гиндукуша на северо-западе Индии,
поскольку с севера страна была плотно
прикрыта полукольцом неприступных Гималаев.
Упрочению
связей с внешним миром и налаживанию
обмена между севером и югом Индии
после крушения Кушанской империи
в начале III в. н. э. и периода политической
раздробленности способствовало сложение
государства Гултов, в пределах которого
были объединены обширные области страны,
в том числе и на западном побережье.
Значение
портовых городов на западном побережье
приобрели Камбей, Броч и Кальян,
откуда вывозили морским путем слоновую
кость, сандаловое дерево, драгоценные
камни и жемчуг, пряности, ткани, лекарства,
а также железо и сталь, по преимуществу
в Римскую империю, а на восточном побережье
-Тамралипти, который стал центром торговли
со странами Юго-Восточной Азии.
Вдоль
сухопутных и речных путей, связавших
отдельные районы страны, выросли торгово-ремесленные
города, административные центры и храмовые
комплексы. Так, например, на дороге, соединившей
столицу государства Гуптов-Паталипутру
с портом на побережье Аравийского моря-Бхригукачха
располагались Уджаяни, Бхаркут, Удайгири,
Деогарх и другие древние города, а также
ансамбли монастырей в Санчи, Аджанте
и Карли.
Градостроительная
деятельность в Индии с IV в. до н.
э. по V в. н. э. охватила как эпоху
Маурьев, так и Кушано-Гуптский период
и протекала в условиях существовавшего
рабовладельческого строя, а на последнем
этапе - в процессе его разложения и появления
феодального уклада.
Вторжением
гуннов с севера в конце V- начале
VI в. н. э. и гибелью многочисленных
городов, как и самого государства
Гуптов, завершился важный период градостроительной
истории Древней Индии. Этот период индийского
градостроительства сыграл исключительную
роль в сложении многих черт и канонов,
определивших специфику и своеобразие
развития индийского города.
Первые
известные нам
центры индийской
культуры Хараппа, Мохенджо-Даро
и др. существовали уже
в ІІІ тыс. до н.э. на
берегах Инда. Культура
Хараппы стала основой,
базой дальнейшей культурной
и общественной эволюции.
Культура
Древней Индии
в своём истоке,
неразрывно связанна
с Хараппской цивилизацией
предшествовавшей арийской.
В III—II тысячелетии
до н. э., а возможно,
и раньше в долине Инда
существовала одна из
величайших цивилизаций
древности. Наука узнала
об этой малоизвестной
культуре древней Индии
намного позже, чем о
других цивилизациях,
— в 20-х гг. XX в., — и вписать
её в мировую историю
оказалось не легко:
слишком много трудных
и неразрешимых вопросов
задала она исследователям.
Её принято называть Протоиндийской, или Индской — по названию реки Инд, главной водной артерии этой территории, или Хараппской — по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан. Цветущие, богатые города располагались по берегам рек. Улицы тянулись правильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юг и пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры, которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцом древнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро. В большинстве своём их населяли люди, говорившие, точнее писавшие, на протодравидическом языке. Их отдалённые потомки — дравиды — живут сейчас на юге Индии.
Судя
по прочитанным и
переведённым надписям,
по изображениям на
печатях, оттисках и
другим находкам археологов
в этих городах, культура
и религия со сложной
обрядностью была неотъемлемой
частью жизни протоиндийской
культуры. Эта особенность
присуща и современному
индуизму.
На
месте расположения
хараппских городов
и селений археологи
нашли множество
глиняных статуэток,
изображающих обнажённых
или почти обнажённых
женщин в причудливых
головных уборах и с
ожерельями на шее. Видимо,
в них запечатлены разные
образы богини матери,
дарительницы жизни
и плодородия. В древности
идея плодородия земли
связывалась с представлениями
о плодовитости самого
человека. Древние земледельцы
наделяли землю и женщину
одними и теми же свойствами
— рожать и взращивать.
Сходство это лежало
и в основе многочисленных
обрядов жертвоприношений,
призванных обеспечить
плодородие. Их нужно
было неукоснительно
совершать, чтобы боги
своевременно посылали
дожди, возвращали солнце,
давали жизнь злакам
и животным.
Возможно,
протоиндийские богини-матери
— далёкие предшественницы
нынешних индуистских
местных богинь, которых
в Индии известно
немало и почитание
которых насчитывает
не одно тысячелетие.
Черты
древнего протоиндийского
божества проскальзывают
в образе популярного
ныне индуистского бога
Шивы. Протоиндийский
бог сидит на троне
в йогической позе
в окружении зверей,
что вызывает в
памяти образ Шивы-Пашупати
— покровителя
скота, а также образ
Шивы — владыки йогинов
и аскетов. Их роднят
и другие черты, поэтому
протоиндийского бога
часто называют прото-Шивой.
К нему возводят истоки
древнего фаллического
культа, существующего
в индуизме и в наши
дни и связанного с почитанием
лингама — мужского
детородного органа.
Жители
хараппских городов
и сёл почитали
как домашних животных,
так и диких: тура,
буйвола, быка зебу,
тигра, слона, носорога.
Возможно, в них
видели тотемических
предков, единосущных
с людьми и явлениями
природы.
Важную
часть религии составлял
культ деревьев и вообще
растений. Особенно
чтимым было дерево
ашваттха, выступающее
в роли мирового дерева.
Оно и ныне остаётся
священным деревом не
только в индуизме, но
и в буддизме.
С
тех же древнейших
времён в индуизме,
как и в других религиях
Индии, укоренились
вера в очистительную
магическую силу воды
и связанный с ней культ
рек. Практика ритуальных
омовений, характерная
для протоиндийцев,
остаётся и сейчас одним
из главных религиозных
обрядов индуизма.
Многое
свидетельствует о связи
протоиндийской религии
с индуизмом. Соединяющая
их линия преемственности
не всегда чётко видна
и осязаема, потому что
о некоторых исторических
периодах Индии известно
очень немного. Но её
существование неоспоримо,
и это придаёт индуизму
черты уникальности
как древнейшей в мире
национальной религии.
Город
Мохенджо-Даро (букв
пер. с языка хинди
— "холм мёртвых"),
был открыт в 1922 г.
индийским археологом
Р. Банерджи. Согласно
проводившимся археологическим
раскопкам и исследованиям,
Махенджо-Даро был образован
в долине Инда более 5000
лет назад и являлся
крупнейшим центром
Индской (Хараппской)
цивилизации. Город
населяли дравиды –
исконные жители Древней
Индии. Махенджо-Даро
имел площадь до 2,5 кв.
км. и численность населения
в несколько десятков
тысяч человек.
Мохенджо-Даро
был окружён прочной
каменной стеной с
цитаделью и был
чётко спланирован.
В центральной
части города располагались
императорские дворцы,
огромные библиотеки,
храмы и парки,
а примыкавшие
к ней жилые
кварталы состояли из
двух - трёхэтажных зданий
с плоской крышей без
архитектурных украшений
и окон, выходящих на
улицу. Внутри домов
имелось от 4 до 6 комнат,
помещения для водных
процедур с отводом
сточных вод в отстойники,
колодцы и канализационные
сооружения; многие
дома имели отдельные
ванные и туалеты.
Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов были прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок, запряжённых слонами и другими животными.
В
Мохенджо-Даро была
общегородская система
канализации с магистральными
каналами, отстойниками
и стоками для отвода
дождевых вод; цитадель
размерами 230x170 метров
и бассейн 12x7 метров
и глубиной 2,4 метра,
в который вели две кирпичные
лестницы.
Оборонительные
стены Мохенджо-Даро
в некоторых местах
имели толщину до 9 метров.
В городе существовали
огромные мукомольни,
снабжённые конвейерами
зернохранилища, литейные
мастерские, котельные
для подачи в дома горячей
воды, музеи, театры
и даже цирки с дикими
животными! Вокруг города
на сотни километров
были разбросаны более
мелкие поселения, купеческие
центры, морские порты
и приграничные крепости.
Жители
Мохенджо-Даро поддерживали
тесные торговые связи
с Древним Ираном
и Месопотамией, Уралом
и народами Сибири.
Они выращивали пшеницу,
ячмень, горох, финиковые
пальмы, хлопок, лён,
разводили слонов, коров,
буйволов, коз, овец
и кур. Ремесленники
использовали паяние
свинцом, довольно на
высоком уровне находилась
горячая и холодная
обработка металлов.
Из меди и её сплавов
изготовлялось оружие,
инструменты, предметы
домашнего обихода и
украшения. Существовало
ювелирное и гончарное
производства, резьба
по камню и виноделие.
Женщины пользовались
кремами, духами и губными
помадами. Древние дравиды
использовали десятичную
систему счёта, от которой
впоследствии произошли
арабские цифры. Существовали
весовые гири, измерительные
линейки из раковин
с очень точно нанесёнными
делениями. Основной
единицей веса были 0,86
грамм, основной единицей
длины - 6,7 мм.