Характеристика Православия и отличие от Католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение…………………………..…………………………….....3-6
Православие………………..………………………………..…....6-12
Католицизм……………..……………………………………….12-27
Сходства и отличия католиков и православных…..……….…27-39
Заключение…..…………………………………………………..…39
Литература…..……………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

1234.docx

— 77.13 Кб (Скачать документ)

Первоначально, по закону от 321 года, наделявшему  католическую церковь правом владеть  и распоряжаться собственностью, папские владения были обычной собственностью Церкви. Эти земли было принято  традиционно называть Патримонием  св. Петра. Начиная с папы Григория Великого (правил в 590–604) папство становится крупнейшим в Италии земельным собственником, обладавшим определенной независимостью по отношению к Византийской империи, которая в лице равеннских экзархов имела здесь слабых и бездеятельных  наместников. Около 751 года лангобарды поглотили экзархат, и тогда папа Стефан II обратился за помощью к  франкскому королю Пипину, на что тот  не замедлил откликнуться, вторгшись  в Италию и покорив лангобардов. В 754 и 756 годах состоялось т.н. «дарение Пипина», который гарантировал защиту папских владений от посягательств  как лангобардов, так и Византийского  императора. При Карле Великом  папа Адриан I сумел расширить свои владения почти на всю центральную  Италию.

В течение последующих  четырех столетий папское государство  сталкивалось с проблемами главным  образом внутреннего свойства. Различные  группировки знати в городе Риме и Папской области стремились завладеть папским престолом, а  с ним духовной и светской властью. В этой борьбе папа был вынужден жертвовать территорией и поступаться властью в пользу императора Священной Римской империи, чтобы заручиться его поддержкой. Папская власть была восстановлена при папе Иннокентии III, а в 1213 году Золотой буллой император Фридрих II признал папское государство в границах прежнего «патримония». Впрочем, Фридрих II и его преемники ставили это соглашение под вопрос. Крушение династии Гогенштауфенов поставило Папскую область перед лицом еще большей опасности со стороны Франции.

С 1309 по 1377 годы имело место  т.н. Авиньонское пленение, когда  папы находились во французском Авиньоне и были подконтрольны королям  Франции. На протяжении последующих 500 лет происходило ослабление авторитета пап как глав государства и  уменьшение области, которую они  контролировали, что достигло кульминации  в правление Наполеона.

Решениями Венского конгресса 1814–1815 Папская область была восстановлена  в своих прежних границах, за исключением  находившихся во Франции Авиньона и  графства Венессен, расположенного по соседству (заняты Францией в 1791), и  отданной Австрии (с правом размещения гарнизонов в Ферраре и Комаккьо) узкой полосы по южному берегу вдоль  границы области Феррары. Однако многие обитатели Апеннинского полуострова, воодушевленные идеями, проникавшими в Италию из Франции во время революции  и при Наполеоне, требовали национального  объединения и введения конституционного строя.

Их главным врагом была Австрия, и папство, выступавшее  заодно с австрийцами, навлекало  на себя гнев итальянских либералов. Революции, прокатившиеся по Италии в 1848–1849 годах, вообще говоря, потерпели  поражение, но отныне можно было сказать  совершенно определенно, что папа продолжает удерживать власть лишь благодаря поддержке  Австрии и Франции. В 1860 году от Папской  области друг за другом отпали и  присоединились к Сардинскому королевству  Романья, Умбрия и Марке. Образование  в 1861 году, несмотря на протесты папы, Итальянского королевства означало близкий конец папского государства. Реальная власть находилась теперь фактически в руках французов; с эвакуацией французского гарнизона из Рима в 1870 году (после падения Второй империи) войска Итальянского королевства вступили в город, и Рим с остатками Папской области были присоединены к Италии.

Папа Пий IX отлучил от церкви все стороны, принимавшие  участие в оккупации Папской  области, и запретил католикам участвовать  в политической жизни Италии, но с годами возможность реставрации  Церковного государства становилась  все более призрачной. Законом  о папских гарантиях от 1871 года Италия постаралась гарантировать  папе суверенитет над Ватиканом, Латераном и Кастель-Гандольфо, но папа отказывался принять или  рассмотреть этот акт. Он упорно называл  себя «ватиканским узником» и, как и  все папы, занимавшие святейший престол  вслед за ним, отказывался покидать пределы Ватикана, что породило т.н. «Римский вопрос». Лишь в 1929 году, с  заключением Латеранских соглашений, папа Пий XI признал факт упразднения  Папской области.

Латеранскими  соглашениями называют ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 года и ратифицированных 7 июня 1929 года в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским правительством Италии. В 1870 году, когда была провозглашена единая независимая Италия, итальянское правительство аннексировало Папское государство. Папский суверенитет был ограничен Ватиканом, которому придали экстерриториальный статус. Закон о папских гарантиях, изданный 13 мая 1871 года, утвердил новый статус папы в Италии. Поскольку это было одностороннее соглашение, которое могло быть отменено по прихоти итальянского правительства, Пий IX отказался его признать, провозгласив себя «ватиканским узником». Возник так называемый «Римский вопрос».

Следующие папы продолжали протестовать против навязанного им статуса. Вскоре после прихода к власти Муссолини  взялся уладить разногласия. Переговоры с участием Ватикана и папы Пия XI были успешно завершены, когда Муссолини и кардинал П. Гаспарри подписали 11 февраля 1929 года три документа, известных как Латеранские соглашения.

Политический договор провозглашал Ватиканское государство, подчиненное  исключительной юрисдикции папы, с  территориальным иммунитетом, правом посылать и принимать дипломатические  представительства и другими  атрибутами суверенитета. Конкордат, касающийся Италии и канонического права, придал католицизму в Италии статус «единственной  государственной религии». По финансовой конвенции, Святой Престол получал 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир  в 5-процентных итальянских государственных  бумагах в качестве компенсации  за церковную собственность, национализированную  в 1870.

18 февраля 1984 года конкордат,  определяющий отношения между  церковью и итальянским государством, был заменен новым документом, упразднявшим сам институт государственной  религии. 

 

Государственное устройство.

 Ватикан – теократическая монархия. Глава государства в Ватикане – Папа Римский (глава католической церкви); избирается пожизненно тайным голосованием совещательным органом - коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (в 1970-136 чел.).

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит  папе. С апреля 2005 года, после смерти Иоанна Павла II папой стал Бенедикт XVI (в миру – Йозеф Ратцингер).

Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 в семье комиссара  жандармерии. В конце Второй мировой  войны был призван на военную  службу в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны  Германии. При приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных провёл лишь пару месяцев1.

Основные вехи биографии  нынешнего Папы Римского следующие.

1946-1951 – высшее образование  (теология и философия).

1951 – получил священнический  сан. 

1953 – защитил диссертацию  по наследию Святого Августина  и вошёл в число лучших теологов  Германии.

С 1959 – преподаватель  кафедры теологии Боннского университета,

С 1966 – главный эксперт  в области догматической теологии в университете Тюбинген. Здесь попытался  выступить в качестве главного идеологического  оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений, охвативших в 1960-е  всю Европу.

1972 – в противовес антиклерикальным  изданиям Йозеф Ратцингер вместе  с Г.У. фон Бальтазаром, Анри  де Любаком и другими основывает  богословский католический журнал  «Коммунио» («Причастие»), посвященный  вопросам богословия и культуры.

С марта 1977 – архиепископ  Мюнхена, с мая 1977 – кардинал. Девизом  своего епископства взял слова из 8-го стиха III Послания Иоанна - «сопоспешник истины».

25 ноября 1981 – возглавил  Конгрегацию по делам вероучения (она же – Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием  Х).

В 2000 году Ратцингер становится деканом Коллегии кардиналов.

Бенедикт XVI 19 апреля 2005 года стал 265-й папой в истории Католической Церкви и – впервые за последние 500 лет – восьмым папой германского  происхождения. Все признают, что  Католическую Церковь возглавил  не просто «церковный интеллектуал, но «умнейший человек Европы». О  том же говорят и прозвища кардинала: «кардинал-танк» (Panzer-Kardinal) и «ротвейлер Бога» (Gottes Rottweiler – прозрачный намек  на орден доминиканцев, Domini canes).

Йозеф Ратцингер – автор 29 книг (первая знаменательным образом  вышла в год студенческих волнений) и соавтор еще 28.

 

Статус Папы Римского

Папство - должность и  священный сан папы Римского как  главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом  и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые  затем помогают папе осуществлять его  служение; когда кардиналы умирают  или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых.

 

Теологическое обоснование папской власти

Папство играло настолько  важную роль в истории христианства, что неизбежно должно было стать  предметом богословского осмысления не только для католических, но также  для православных и протестантских теологов. Учение о папстве –  одна из ключевых тем экклесиологии (области теологии, рассматривающей  сущность и устройство Церкви).

Согласно католическому преданию, папская власть была учреждена Иисусом  Христом и вручена апостолу Петру. В Евангелии говорится, что Иисус  произнес следующие слова: «...ты –  Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи  Царства Небесного; и что свяжешь  на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет  разрешено на небесах» (Мф 16:18-19). Действительно, евангелия и Деяния апостолов  изображают Петра главою двенадцати апостолов, избранных Иисусом. Учение о том, что Иисус Христос вручил власть над церковью Петру и возложил на него ответственность за управление ею и что эта власть и ответственность  наследуются преемниками Петра  – епископами Римскими, известно как  учение о преемстве Петра. Это  учение лежит в основе традиционных католических воззрений на папскую  власть.

Согласно современному католическому  вероучению, папу отличают от остальных  епископов присущие только ему одному непогрешимость (infallabilitas) и первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis).

Особенно много споров было связано  с догматом о папской непогрешимости. По традиции считается, что церковь  непогрешима в провозглашении учения о вере и нравственности, сообщенного  ей в божественном Откровении. Тем  самым признается, что официальное  учение церкви всегда истинно. Учительная роль церкви в католицизме обозначается термином «magisterium Ecclesiae» («учительство церкви»). Когда папа, собор, епископ, проповедник, исповедник, богослов или  катехизатор учат тому, что действительно  принято церковью в качестве истины, они осуществляют magisterium Ecclesiae. Однако непогрешимым признается только официальное  учение церкви, т.е. возвещаемые ею истины, получившие статус догматов. С развитием  богословской мысли догмат может  быть интерпретирован по-новому, однако не может быть отменен. Естественно, авторитет церковного учения не ставится под вопрос, когда оно не вызывает разногласий (например, что Иисус  Христос – это вочеловечившийся Бог); проблемы возникают тогда, когда  появляются разногласия по какому-то конкретному или частному положению (например, что использование контрацептивов морально неприемлемо). Первое из приведенных  положений есть догмат, а второе, хотя оно и выдвинуто папой, не есть догмат.

Учение о непогрешимости папы предполагает, что папа может выступать от имени  всей церкви по вопросам вероучения, что  он может единолично осуществлять magisterium Ecclesiae, придавая некоему общепринятому  мнению догматический статус. В древности  подобную роль, как правило, выполняли  вселенские соборы. Однако уже в  Средние века все чаще стала высказываться  идея, что папа может один выполнять  эту роль, а с началом Нового времени это представление получило значительное распространение среди  христиан-католиков. В 1854 Пий IX, опираясь на принцип папской непогрешимости, объявил догматом учение о «Непорочном  зачатии» (согласно которому на Деву Марию, мать Иисуса Христа, не распространяется проклятие первородного греха).

I Ватиканский собор в 1870 утвердил  принцип непогрешимости папы  в качестве догмата со следующей  формулировкой: «Римский Понтифекс,  когда он говорит ex cathedra, т.е.  при отправлении своих обязанностей  пастыря и учителя всех христиан, и на основании свыше дарованной  ему апостольской власти определяет  учение, касающееся веры или нравов  и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной  ему в лице св. Петра божественной  помощи, непогрешимостью в определении  касающихся веры или нравов  учений, которую Божественный Искупитель  даровал своей Церкви...» Этой  властью в 1950 воспользовался папа  Пий XII, провозгласив догмат о  «Вознесении Девы Марии» (Assumptio), согласно которому Дева Мария  по окончании своей земной  жизни была взята на небо  живою, т.е. душой и телом. 

Информация о работе Характеристика Православия и отличие от Католицизма