Характеристика Православия и отличие от Католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение…………………………..…………………………….....3-6
Православие………………..………………………………..…....6-12
Католицизм……………..……………………………………….12-27
Сходства и отличия католиков и православных…..……….…27-39
Заключение…..…………………………………………………..…39
Литература…..……………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

1234.docx

— 77.13 Кб (Скачать документ)

Чем руководствуются католики, отодвигая миропомазание -конфирмацию - от крещения? Они учат так. Если младенец крещен, то он освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет. Если он и умрет, то все равно будет  спасен и сподобится лучшей участи, поэтому нет смысла преподавать  ему другие таинства до достижения отроческого возраста. Это чисто  внешний, рационалистический подход, при  котором игнорируется благодатное  действие таинств.

 

Таинство Евхаристии

Более всего отступлений  от древне-церковной практики у католиков  в таинстве Евхаристии.

Во-первых, младенцев до конфирмации  не причащают.

Во-вторых, причащение мирян  совершается только под видом  хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется  пресный. Практика причащения мирян  только хлебом возникла в средние  века из соображений санитарно-гигиенических. В то время Европу часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие  до четверти населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение мирян только под одним видом, когда каждому  причащающемуся дается так называемая облатка - кусочек пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось неверие  в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные недуги, недостаточная вера в силу Тела и Крови Спасителя. Это произошло уже после отделения католичества от Вселенской Церкви, когда многое в церковной жизни католиков стало приходить в угасание.

Моментом преложения Святых Даров у католиков считаются  установительные слова Христа Спасителя: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое...», а не молитва призывания Святого  Духа, как в Православной Церкви. Эпиклеза (призывание Духа Святого) есть в древних литургических текстах  и, конечно же, в литургиях святого  Иоанна Златоуста и святого Василия  Великого. В католической мессе этой молитвы нет. В этом проявляется  различие богословского подхода. Для  католиков главное - произнесение формулы, даже если в роли этой формулы выступают  слова Христа Спасителя. Главное - чтобы  формула была вовремя произнесена.

Иначе в Православной Церкви. Хотя мы, молясь на каждой литургии, верим  и знаем, что чудо совершится, что  вино и хлеб действительно станут Телом и Кровью Христа Спасителя, но все же главное в литургии - это молитва о том, чтобы чудо совершилось, чтобы Дух Святой пришел и преложил то, что было хлебом и  вином, в Тело и Кровь Христа Спасителя. А для католиков главное - это  формула, а все остальное - обрамляющие  ее моменты.

Таинство брака

Первое отличие состоит  в том, что совершителями брака  в Католической церкви признаются сами брачующиеся, а не священник. Брак и  у них совершается в храме, перед алтарем. Священник дает жениху и невесте кольца. Но священник  нужен лишь для признания канонической законности брака.

Второе отличие - признание  абсолютной нерасторжимости брака. Развод у католиков недопустим ни по какой причине - даже по той, которая  указывается самим Спасителем в  Евангелии (то есть по причине нарушения  супружеской верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой брачный союз при жизни изменившей ему стороны.

Однако из книг известно, что в средние века католики разводились. Дело в том, что у католиков  все можно изящно обойти. Брак абсолютно  нерасторжим, но он может быть признан  недействительным. По каким причинам? Главная причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют  цели брачного союза. В средние века этим очень часто злоупотребляли, и иные европейские монархи не раз вступали в брак, пользуясь  этой формулировкой. Теперь тоже таких  процессов довольно много. Все они  идут через Ватикан.

Большие хлопоты соответствующему ведомству Ватикана доставляют многочисленные процессы о признании недействительными  браков, заключаемых жителями «третьего  мира» (в основном испанцами и  португальцами из Латинской Америки), с целью получить гражданство  в странах Южной Европы (Испании, Португалии, Италии). В Испании и  Португалии гражданский брак практически  не имеет места или, по крайней  мере, не дает права гражданства. Поэтому  иные люди решаются на такое беззаконное  действие.

Таинство священства

Во второй половине XI века у католиков был введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.

Целибат не надо путать с  монашеством. Священников и епископов  из католических монашеских орденов  не так много. Целибат - это просто обет отказа от семейной жизни.

В древней Церкви в брак могли вступать пребывающие в  сане всех трех степеней священства: диакон, пресвитер и епископ.

В Послании апостола Павла  к Тимофею говорится: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3, 2). Такая практика существовала на протяжении первых веков. Постепенно (примерно к VI веку) на Востоке утвердился обычай безбрачия епископата. При византийском императоре Юстиниане Великом все епископы стали обязательно безбрачными (не монахами, а именно безбрачными). И только потом, значительно позднее, стало так, что в епископы может быть рукоположен только монах. В древней Церкви, как и у нас сейчас, для диаконов и священников до хиротонии разрешался первый и единственный брак.

На Западе с самого начала брак духовенства скорее допускался, чем считался нормой. Там распространилась психология гнушения браком, на брачный  союз стали смотреть как на что-то нечистое, в особенности применительно  к священнослужителям. На Востоке  тоже существовало такое мнение, но оно было отвергнуто Соборами древней  Церкви. Поместный Собор в городе Гангры, а затем и Трулльский Собор  приняли специальные правила - каноны, в которых говорится, что, если кто  отпускает жену свою или мужа своего не по стремлению к чистоте и благочестивой  жизни, а по причине гнушения браком, таковой, если священник, - да будет  извержен из сана, а если мирянин - да будет отлучен. Или если кто не желает принимать Причастие у  женатого священника, потому что гнушается  им, как живущим в браке, то таковой, если пресвитер, - да будет извержен, а если мирянин - да будет отлучен.

Отношение к браку как  к чему-то оскверняющему человека древняя Церковь решительно не приняла. Однако на Западе оно постепенно укреплялось  и привело к признанию всецелого  обязательного целибата.

Рукоположение у католиков  сохраняется. Единственное отличие - в  том, что рукоположение епископа у них совершается одним епископом, а в Православной Церкви - не менее  чем двумя. А прочее по форме достаточно похоже.

Диаконов у католиков  почти не осталось. Они формально  признаются, но чин диаконского служения при совершении католического богослужения не нужен. Само богослужение сокращено - нет ектений. Сан диакона для  католиков - это просто ступенька: посвящаемый  на 10 минут рукополагается в диакона, чтобы после этого стать пресвитером. Фактически же диакон отсутствует, как у нас фактически отсутствует иподиакон (кроме тех, кто служит при епископе). Тем не менее у православных каждый, кто рукополагается во диакона, сначала посвящается в чтеца (то есть иподиакона) и некоторое время, пока он стоит и ожидает диаконской хиротонии, бывает иподиаконом. Примерно так же у католиков произошло с диаконским служением.

Таинство покаяния

Католики учат, что грехи  подразделяются на простительные и  смертные. опутно необходимо заметить, что в некоторых наших молитвенниках, изданных в XX веке или западного  издания, имеются перечни «семь  смертных грехов» или что-нибудь подобное. Все эти списки - по семь, по восемь и по девять - благополучно перекочевали к нам из католических книжек.

Какой грех называли смертным святые отцы? Не формально какой-то определенный: скажем, воровство или  убийство. Исаак Сирин писал: «Грех  к смерти есть тот, если кто, согрешая, в не раскаянии пребывает».

То есть смертным грехом является тот, в котором человек  не раскаивается. Он может быть по видимости  и мелким. Но если мелкая страсть  крепко привязывает человека к земле  и душа пребывает в не раскаянии, то и небольшой на первый взгляд грех может оказаться гибельным  для души.

Святые отцы не делят грехи  по каким-либо внешним признакам  на смертные и простительные. У католиков  же такое деление есть. Кроме этого  каждый грех делится на два составляющих его элемента: вина греха и наказание  за грех.

В чем же особенность католического  учения об исповеди?

В крещении человеку прощаются  все грехи: и смертные, и простительные: и в отношении вины, и в отношении  наказания. То есть в крещении человеку прощается все.

А в таинстве исповеди, как  учат католики, все происходит по-другому: смертные грехи прощаются и в  отношении вины, и в отношении  наказания, но вот простительные грехи прощаются только в отношении вины, а наказание при этом остается. Наказание человек непременно должен понести. Отсюда и индульгенции, и учение о чистилище и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание - это способ дать Богу удовлетворение.

Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которые тот должен понести за грехи. Католическое «Руководство по пастырскому  богословию» - там написано, за какой  грех, при каких обстоятельствах, в каком возрасте, при каких  смягчающих, при каких отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно может быть увеличено, смягчено, за него может  быть дана такая-то индульгенция. Одним  словом, все очень точно расписано, и это понятно.

Ведь если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если наказание дать меньше, чем полагается, то человек будет  приносить его в чистилище, а  духовник ответит за то, что он не наложил правильного наказания  по мере исповеданных грехов.

Духовник здесь выступает  как судья, а не как душепопечитель. Этот аспект весьма преувеличен в  католической пастырской практике.

И еще одна интересная особенность, связанная с католическим учением  о спасительной действенности таинств  вне зависимости от расположения приступающего к таинству. Как  считают католики, для того, чтобы  таинство покаяния оказалось спасительным, не требуется глубокого сокрушения, продиктованного любовью к Богу, а достаточно легкого сожаления  о грехах, продиктованного страхом  или другими мотивами. Это учение католики выделяют как один из самых  положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве исповеди. В  Римско-католической богословской энциклопедии, вышедшей в 1967 году, написано по этому  поводу следующее:

«Превосходство нового закона как раз в том и состоит, что неполное сокрушение, не являвшееся достаточным для отпущения грехов ни в первобытной религии, ни в  религии иудейской, становится достаточным  в соединении с таинством в  религии христианской». Получается, что подлинное покаяние, которое  требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и, тем  не менее, получить разрешение грехов. Это опять проявление того же формального, внешнего подхода к таинствам.

Таким образом, основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

• учение об абсолютной, единоличной  власти Римского епископа (папы) над  Церковью, и о его непогрешимости;

• учение об исхождении Святого  Духа "и от Сына" (лат. филиокве); эти два пункта были основными  причинами отделения римской  кафедры в XI в.; логическим выводом  из учения об абсолютной, единоличной  власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском  соборе в 1870г.;

• изменилось учение о спасении, о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;

• в XIX и XX веках были провозглашены  два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950);

• в 1962 - 1964 году на II Ватиканском  соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в  спасении человека.

Католицизму присущи широкое  почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического  богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно  развивается и модифицируется применительно  к современным условиям.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и  укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также  посты, регламентирующие бытовой уклад  жизни прихожан.

Богослужения в католицизме  отличаются торжественными формами  их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление  о проведении богослужений на национальных языках.

Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной  строгой дисциплине армией духовенства  многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К  ней также примыкают многие светские массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и  другие объединения. Католическая Церковь  имеет свою прессу, кино, телевидение  и радиовещание, располагает сетью  учебных заведений.

Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи  католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и  частично в Латвии), а также в  западных областях Белоруссии и Украины.

 

 

5.Заключение

 

Исходя из вышеизложенного  можно зделать следующие выводы:

1. Православие не имеет  единого церковного центра, как  католицизм, и представляет собой  15 автокефальных и 3 автономных  поместных церквей. Православие  отрицает догмат католиков о  главенстве папы Римского  и  его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

2. Вероисповедную основу  составляют Священное писание  (Библия) и священное предание (решения  первых 7 вселенских соборов и  труды отцов церкви 2 – 8 в.в.

Информация о работе Характеристика Православия и отличие от Католицизма