Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:52, реферат
Финляндия - государство на севере Европы, граничащая с Россией
Норвегией и Швецией и имеющая выход к Ботническому и Финскому заливу
Балтийского моря. Береговая линия страны составляет 4.5 тыс. кв. км., а
удаленность от моря не в одной точке не превышает 300 км. По занимаемой
площади (338 тыс. кв. км.) Финляндия превосходит такие Европейские
государства, как Великобритания и Италия, стоя на 7 месте среди европейских
стран.
Вступление………………………………………………….3
Финляндия
1. Экономико-географическое положение………3
2. Природные ресурсы, предпосылки для
развития хозяйства………………..…………..…4
б) Полезные ископаемые ………………………………..6
в) Климатические условия………………………………7
г) Ресурсы пресной воды………………………………..8
д) Биологические ресурсы……………………………….9
а) Земельные ресурсы…………………………………..11
3. Население…..……..…………..…………..……….12
4. Хозяйство……..…………..…………..….……….19
5. Характеристика промышленности………..….21
а) Лесная промышленность…………………………21
б) Топливно-энергетическая промышленность…..21
в) Машиностроение………………………………….23
1) Судостроение
2) Точная электроника
г) Химическая промышленность………………….24
д) Металлургия………………………………………24
1) Черная металлургия
2) Цветная металлургия
е) Текстильная промышленность…………………25
6. Сельское хозяйство……..…………..………….27
1) Растениеводство
2) Животноводство
7. Транспорт и внешнеэкономические связи….29
Норвегия
1. Экономико-географическое положение……..31
2. Природные ресурсы, предпосылки для
развития хозяйства………………..……………33
3. Население……..…………..…………..…………35
5. Характеристика промышленности…….…….39
а) Металлургия ……………………………………….40
б) Электрометаллургия……………………………..41
в) Машиностроение………………………………….42
ж) Лесообрабатывающая промышленность……..42
з) Химическая промышленность………………….42
6. Сельское хозяйство……..…………..…………44
8. Транспорт……..…………..…………..………..45
7. Внешнеэкономические связи……..………….46
Швеция
1. Экономико-географическое положение…….47
2. Население……………………………………….49
3. Промышленность……..…………..…………...53
а) Машиностроение …………………………………53
б) Автомобилестроение……………………………...54
в) Химическая промышленность………………….55
г) Горнодобывающая промышленность………….56
д) Черная металлургия……………………………...56
е) Лесная и деревообрабатывающая
промышленность………………………………….56
ж) Пищевая…………………………………………...57
4. Сельское хозяйство…………………………....58
5. Транспорт……………………………………….61
6. Внешнеэкономические связи……..………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...64
молочных коров и стада крупного рогатого скота в целом (с 2,6 млн. голов в
1950 г. до 1,9 млн. в 1978 г.), а также к снижению надоя молока — в среднем
почти с 5 млн. до 3 млн. т.
Из других отраслей животноводства наиболее развито беконное и
мясное свиноводство. Свинина составляет более половины общего производства
мяса в стране. Стадо племенных свиней насчитывает 2,5 млн. голов. Рост
свиноводства объясняется его меньшей трудоемкостью по сравнению с мясным
скотоводством, а также дешевой кормовой базой в виде отходов молочной и
свеклосахарной промышленности.
В животноводстве, как и в промышленности, развивается
производственная специализация. Ферм, на которых можно встретить «всего
понемногу» — молочных коров и телят на откорме, свиноматок и поросят, кур и
норок, становится все меньше. Учитывая климатические и почвенные условия
местности, количество земли и рабочих рук, расстояние от больших городов и
пищевых предприятий, конъюнктуру на внутреннем и мировом рынках, фермер с
помощью специальных консультационных фирм выбирает наиболее выгодную
специализацию своего хозяйства.
В растениеводстве
травосеяние. Доля зерновых в пахотном клине превышает половину, в том числе
2/5 пашни приходится на кормовое зерно, главным образом ячмень и овес, и
более 1/10 - на продовольственное, преимущественно пшеницу и частично
рожь. Урожаи пшеницы составляют в среднем по стране не менее 40 ц/га, а
кормового зерна — 30 Ц/га. Общий сбор зерновых достигает 5—6 млн. т, из
которых 3/4 составляет кормовое и 1/4, — продовольственное зерно.
Под сеяными травами занято около 1/3 обрабатываемой земли. Травы
в Швеции издавна были самой надежной кормовой культурой. Во многих
хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного скота в кормах.
Из других культур наиболее
значительные площади
сахарная свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла
приготовляется маргарин.
Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также на
низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове
Сконе и на островах Эланд и Готланд.
Кроме того этот наиболее быстро вызревающий злак-главная зерновая культура
на севере Швеции. Посевы овса сосредоточены в средней части страны,
особенно на западе, где более влажный климат. Поля пшеницы наиболее
обширны на равнинах Сконе и на востоке Средней Швеции, в Эстергётланде.
Главный картофельный район — южные склоны Смоланда с сухими песчаными
почвами. Наиболее требовательная к почве и климату сахарная свекла
возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Доля сеяных трав в
пахотном клине возрастает с юга на север, достигая в Северной Швеции 3/4
обрабатываемой площади.
Сельское хозяйство Швеции отличается высокой степенью механизации
Транспорт.
Железнодорожные перевозки составляют почти 2/3 всего внутреннего
грузооборота. Общая протяжённость железнодорожной сети (1955) 16,4 тыс. км
(13,2 тыс. км широкой и 3,2 тыс. км узкой колеи), в том числе 7,0 тыс. км,
или 42% , электрифицировано. По степени электрификации железнодорожного
транспорта Швеция занимает 2-е место в мире (после Швейцарии). Государству
принадлежит свыше 90% всей железнодорожной сети Швеции, в том числе около
93% электрифицированных линий. Основу железнодорожной сети составляют
магистрали, соединяющие крупнейшие города между собой (Стокгольм — Гетеборг
— Мальмё — Стокгольм) и северная магистраль от Стокгольма до границы с
Финляндией, а также грузонапряжённые рудовозные линии Кируна — Нарвик,
Елливаре — Лулео и Гронгесберг — Окселёсунд (железная руда составляет
45—50% всего грузооборота шведских железных дорог). Швеция связана с
помощью морских железнодорожных паромов регулярным железнодорожным
сообщением с Данией и Германской Демократической Республикой. Автомобильный
парк в 1956 насчитывал 737 тыс. легковых автомашин, 123 тыс. грузовых и
автобусов. Развито междугородное автобусное сообщение.
Морской транспорт
грузооборота (около. 15%) и имеет решающее значение во внешней торговле
Швеции,9/10 которой идёт морским путём. По тоннажу шведский торговый флот
занимает 10-е место в мире (около 3% мирового торгового тоннажа). Для
торгового флота Швеции характерны высокий удельный вес теплоходов (около
80% всего тоннажа) и большая доля специализированных судов — танкеров,
рудовозов и лесовозов. Крупнейшими морскими портами Швеции являются
Гётеборг (грузооборот 5,4 млн. тонн в 1954), Стокгольм (5,0 млн. т), Лулео
(3,5 млн. т) и Мальмё (2,2 млн. т).
Внешнеэкономические связи
Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень
зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности
труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового
внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют
промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной
Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз
(ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и
Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет
лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта
Швеции. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на
вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в
качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.
До середины 1970-х годов экономика Швеции развивалась исключительно
высокими темпами, и по ним ее опережала лишь Япония. Можно считать, что эти
высокие темпы роста были в значительной мере достигнуты благодаря развитию
шведских промышленных предприятий. Уже на раннем этапе шведские компании
поняли важность присутствия на внешних рынках. Присутствие на местном рынке
позволяло легче увеличивать долю рынка, в то время как издержки и риски
могли быть распределены на больший объем продаж.
В настоящее время экономика Швеции сильно зависит от деятельности
ограниченного числа очень крупных международных компаний. Согласно оценке
ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций.
Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.
Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет
продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются
машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и
автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная
продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической
промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность,
основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча
руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция
машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами
Европы.
В то время, как что шведские компании вели активную деятельность на
иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были
невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов
иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские
инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в
компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек.
В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и
115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и
иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей
промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской
промышленности.
Рост экспорта привел к заметному повышению доходов в промышленности Швеции.
В своих отчетах компании также сообщали о высоких по международным
стандартам прибылях. С 1993 по 1996 г. промышленные инвестиции увеличились
более чем в два раза.
| | | | | | |
|Изменение объема спроса | | | | | |
|и производства в | | | | | |
|1980-1996 гг. (в %) | | | | | |
|Годы |1980-199|1990-199|1994 |1995 |1996 |
| |0 |3 | | | |
|ВВП |2,0 |-1,6 |3,3 |3,6 |1,1 |
|Импорт |3,6 |-2,1 |13,2 |10,3 |3,5 |
|Личное потребление |1,5 |-1,2 |1,8 |0,8 |1,5 |
|Государственное |1,6 |1,0 |0,7 |1,0 |1,7 |
|потребление --- | | | | | |
|Совокупные |2,8 |-14,2 |12,0 |13,6 |-1,8 |
|капиталовложения | | | | | |
|Экспорт |4,1 |2,5 |14,0 |12,6 |5,6 |
| | | | | ||
Список используемой литературы
1.
«Большая Советская
2. «География Финляндии», 1982 г.
3.
«Географический
г.)
4. Гундерсон Т. «Норвегия - экономическое и прочее развитие в
Баренцевом регионе.» // МЭиМО. 1994. №7-8.
5. «Ежегодник», 1990 г.
6. Журнал “Международная жизнь” (1991-1994)
7.
Краткий географический
8.
«Привет из Норвегии»
9. «Страны Мира» . Справочники (1992-1993 гг.)
10. Старикович Г. «Отказ от вступления в ЕС - Особенность или
закономерность?» МЭи МО. 1997. №6 с.75.
11.
Экономическая география