Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:52, реферат
Финляндия - государство на севере Европы, граничащая с Россией
Норвегией и Швецией и имеющая выход к Ботническому и Финскому заливу
Балтийского моря. Береговая линия страны составляет 4.5 тыс. кв. км., а
удаленность от моря не в одной точке не превышает 300 км. По занимаемой
площади (338 тыс. кв. км.) Финляндия превосходит такие Европейские
государства, как Великобритания и Италия, стоя на 7 месте среди европейских
стран.
Вступление………………………………………………….3
Финляндия
1. Экономико-географическое положение………3
2. Природные ресурсы, предпосылки для
развития хозяйства………………..…………..…4
б) Полезные ископаемые ………………………………..6
в) Климатические условия………………………………7
г) Ресурсы пресной воды………………………………..8
д) Биологические ресурсы……………………………….9
а) Земельные ресурсы…………………………………..11
3. Население…..……..…………..…………..……….12
4. Хозяйство……..…………..…………..….……….19
5. Характеристика промышленности………..….21
а) Лесная промышленность…………………………21
б) Топливно-энергетическая промышленность…..21
в) Машиностроение………………………………….23
1) Судостроение
2) Точная электроника
г) Химическая промышленность………………….24
д) Металлургия………………………………………24
1) Черная металлургия
2) Цветная металлургия
е) Текстильная промышленность…………………25
6. Сельское хозяйство……..…………..………….27
1) Растениеводство
2) Животноводство
7. Транспорт и внешнеэкономические связи….29
Норвегия
1. Экономико-географическое положение……..31
2. Природные ресурсы, предпосылки для
развития хозяйства………………..……………33
3. Население……..…………..…………..…………35
5. Характеристика промышленности…….…….39
а) Металлургия ……………………………………….40
б) Электрометаллургия……………………………..41
в) Машиностроение………………………………….42
ж) Лесообрабатывающая промышленность……..42
з) Химическая промышленность………………….42
6. Сельское хозяйство……..…………..…………44
8. Транспорт……..…………..…………..………..45
7. Внешнеэкономические связи……..………….46
Швеция
1. Экономико-географическое положение…….47
2. Население……………………………………….49
3. Промышленность……..…………..…………...53
а) Машиностроение …………………………………53
б) Автомобилестроение……………………………...54
в) Химическая промышленность………………….55
г) Горнодобывающая промышленность………….56
д) Черная металлургия……………………………...56
е) Лесная и деревообрабатывающая
промышленность………………………………….56
ж) Пищевая…………………………………………...57
4. Сельское хозяйство…………………………....58
5. Транспорт……………………………………….61
6. Внешнеэкономические связи……..………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...64
при этом почти вся продукция вывозится. Молибденовый рудник Киабен в горах
Серланна также относится к крупнейшим в мире. Добыча медной и Цинковой
руд невелика - около 30 тыс. т. каждой в год. Пириты, добываемые в основном
в Треннелаге (рудник Леккен), используются для извлечения из них меди.
Цинка и производства серной кислоты.
Электрометаллургия
Одна из характерных черт структуры норвежской промышленности -
широкое развитие электрометаллургии . Страна занимает одно из ведущих мест
в мире по производству алюминия, никеля, магния, ферросплавов .
Выплавляется, кроме того, большое количество легированной электростали,
цинка, кобальта. Например, по выплавке алюминия и никеля она стоит на 5-м
месте, а по производству магния уступает только США. Выплавляемые в
Норвегии ферросплавы, цинк и кобальт считаются наиболее
высококачественными в мире. Основная часть продукции электрометаллургии
изготовляется из привозного сырья и почти полностью экспортируется.
Многие электрометаллургические предприятия расположены на побережье
страны - от крайнего юга до заполярных районов. C развитием мощных линий
электропередачи выбор места постройки завода определяется прежде всего
благоприятными условиями сооружения причалов для судов, доставляющих
сырье и вывозящих готовую продукцию, а также наличием необходимой рабочей
силы. Единственный в стране сравнительно крупный завод черной металлургии
(самый северный в мире) был построен государством в 50-х годах в
приполярном городке Му-и-Рана. Он выплавляет еже- годно до 700 тыс. т.
электрочугуна и до 900 тыс. т -электростали.
Машиностроение.
Сравнительно
молодая отрасль
послевоенные годы с участием иностранного капитала в Норвегии созданы
крупные судостроительные верфи, заводы по производству морских нефтебуровых
платформ, гидравлических турбин, промышленного и бытового
электротехническою и электронного оборудования, поточных технологических
линий для рыбообрабатывающей промышленности. Ныне во всех отраслях
машиностроения и металлообработки занято более 1/3 работающих в
промышленности страны и выпускается около 1/3 валовой промышленной
продукции, значительная часть которой вывозится. Норвегия ведет также
торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы.
Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен.
Лесообрабатывающая промышленность:
Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была
Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов
в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая
вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила
их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой
древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на
производство более ценной продукции - механической древесной массы,
целлюлозы, картона и бумаги. Целлюлозно-бумажное производство - одна из
основных отраслей международной производственной специализации страны.
Ежегодно изготовляется более 1,5 млн. т древесной массы и целлюлозы и более
1,3 млн. т. различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых
экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного
производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных
рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг,
Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия расположены
непосредственно в местами лесоразработок - в больших долинах Эстланна и в
Треннелаге.
Химическая промышленность:
Становление современной химической промышленности в Норвегии
началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического
производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали
электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и
выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую
селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота"
превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна
в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон, неон и др. Из
других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В
последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе- производство
пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия
размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
В сельском хозяйстве
(до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация.
Ведущая отрасль интенсивное животноводство мясомолочного направления, а
также обслуживающее его растениеводство (кормовые травы). Развито
овцеводство, свиноводство. Возделывают зерновые культуры (главным образом
ячмень и овес).
Сельскохозяйственными
обеспечивает себя примерно на 40% населения.
Важное
место в экономике занимает
отраслью международной специализации Норвегии (по экспорту рыбопродуктов-
второе место в мире). Улов рыбы в 1985г. составил 2.3 млн. тонн. Важное
значение имеет лесоводство, так как большие массивы хвойного леса с давних
пор являются источником благосостояния стран Северной Европы.
Для
сельского хозяйства Норвегии
характерна некоторая
за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в
постоянном государственном финансировании.
ТРАНСПОРТ.
Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль
играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения, сильной
изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими
мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более
1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав
мира По тоннажу торгового флота она стоит на 5-м месте.
После
второй мировой войны, когда
сильно пострадавший
был восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего
американских, займов, господствующее положение в нем заняли
монополистические концерны, которые владеют целыми флотами теплоходов и
турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы,
например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное
общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров,
которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник
поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса.
Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными
портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в
год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т
различных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из
Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные
порты - Осло, Берген ,Ставангер.
Протяженность и транспортная роль железных и автомо6ильных дорог
довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных
, составляет 4,24 тыс. км, из которых несколько более половины
электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло
связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами
страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром.
Протяженность автодорог - 79,8 тыс. км. В стране насчитывается 1,3
млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые.
Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Норвегия
стоит на одном из первых мест в мире по перевозкам пассажиров на самолетах
(в расчете на душу населения.)
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в
хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит:
стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот
дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно
почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако
теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше
прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя
задолженность.
Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики
Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в
начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5%
стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах
лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70-
х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой
стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она
достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы
резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития
нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а
добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко
увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50
млрд. кубометров в год.
Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной
продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские
страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4
импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится
примерно 1/4 ввоза и вывоза.
Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция
и ФРГ. Развивается российско-норвежская торговля.
Королевство Швеция. Население составляет: 8,7 млн. человек.
Швеция занимает
восточную и южную части
по сравнению со своими соседями наибольшую численность населения. Но все
оно сконцентрировано в основном в трех регионах, и наибольший из них,
Стокгольмский, выглядит малым пятнышком на карте.
Природа страны все еще не оправилась от нашествия льдов в ледниковом
периоде. Их отступление было медленным и шло с юга на север. На юге ледник
начал таять уже почти 15 000 лет назад, а горные регионы на северо-западе
все еще были покрыты толстым слоем льда девять тысяч лет назад. Лед вдавил
земную твердь в жидкую магму, а с отступлением льдов началось поднятие
суши, наблюдаемое до сих пор в области Ботнического залива.
Вдоль границы с
Норвегией узкой полосой
скалистыми гребнями, высотой более 2 тыс. метров. Через перевалы в горах
проложены железные дороги, по которым из Швеции к морским портам Норвегии
перевозят главные богатства страны- железную руду и древесину. Но более
половины этого сырья перерабатывается на месте. По производству стали и
бумаги страна занимает второе место в Западной Европе.
К основным минеральным ресурсам добываемым в Швеции относятся: Урановые и
железные руды на юге страны, полиметаллические, железные и медные на
севере.
По своей территории – 450 000 км - Швеция занимает четвертое место в
Европе. 40 000 км приходится на водоемы, почти 270000 км занимают леса.
Согласно исторической традиции и по природным условиям страна делится на
три части. Это Норланд на севере, на который приходится чуть ли не половина
всей территории, но где живет всего шестая часть населения Швеции, Свеаланд
и Геталанд на самом юге. В обиходе все еще употребляют старые названия
разных местностей, хотя административные границы давно им не соответствуют.
Столица Швеции – Стокгольм (685 тысяч человек).
Единственным государственным языком в Швеции является шведский, относящийся
к скандинавской группе германских языков.
Почти 90% населения исповедуют государственную религию – лютерантство. Тем
не менее влияние церкви в обществе слабеет, и к ее мнению люди