Этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:13, реферат

Описание

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (5 (17) июля 1846, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая).

Содержание

1. Личность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи.
3. Научные исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.
4. Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию.

Работа состоит из  1 файл

Этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Тема: «Этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

  1. Личность Н.Н. Миклухо-Маклая.
  2. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи.
  3. Научные исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.
  4. Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Личность  Н.Н. Миклухо-Маклая

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (5 (17) июля 1846, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая).

День  рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился  в Новгородской губернии семье железнодорожного инженера Н. И. Миклухи — инженера-путейца, строителя Николаевской железной дороги и первого начальника Московского вокзала.

Семья имела потомственное дворянство, которое заслужил прадед Миклухо-Маклая — уроженец Черниговщины, а точнее Стародубского уезда, села Чубковичи (ныне это Стародубский район Брянской области Российской Федерации) казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова (1788). До сих пор среди жителей стародубского села встречаются носители фамилий Миклуха, Миклухин. Вторая часть фамилии знаменитого путешественника добавилась позже, после его экспедиций в Австралию.

Позднее семья переехала в Санкт-Петербург, где с 1858 года Николай продолжил  обучение во Второй Санкт-Петербургской  гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Учёба не была долгой. В 1864 году, за участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая отчисляют из университета и он, на средства собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. В Германии он продолжает учебу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Йенского университета. В Йенском университете Николай знакомится с известным зоологом Э. Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай совершает путешествие на Канарские острова и в Марокко. После окончания университета в 1868 Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря, а затем, в 1869 году, возвращается в Россию.

Кругозор  молодого исследователя расширился, и он перешел к более общим  вопросам естествознания — антропологии, этнографии, географии. В этих областях Миклухо-Маклаю удалось достичь определенных успехов. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой. Также много внимания он уделял идее и практике создания Зоологических станций. Так В 1869 году в Москве на II съезде естествоиспытателей и врачей выступил Миклухо-Маклай, призвавший создавать морские биостанции для развития исследований на морях. Съезд поддержал его и принял решение о создании Севастопольской биостанции.

Совершает Миклухо-Маклай и очередное крупное путешествие. В 1870 году году на военном корабле «Витязь» он отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876—1877 годах ученый снова проводит несколько  месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение заняло более полугода. Недостаток финансовых средств не позволил Миклухо-Маклаю вернуться в Россию, и он был вынужден перебраться в Сидней (Австралия), где поселился у российского консула. Затем Миклухо-Маклай некоторое время живет в Английском клубе, а потом перебирается в дом общественного деятеля, учёного-зоолога и председателя Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклея. Маклей помогает Миклухо-Маклаю реализовать высказанную им на Линневском обществе идею строительства Австралийской зоологической станции. В сентябре 1878 года предложение Миклухо-Маклая было одобрено и в заливе Уотсон-Бэй (англ. Watsons Bay) по проекту сиднейского архитектора Джона Киркпатрика начато строительство станции, которая получила название Морской биологической станции.

В 1879—1880 годах Миклухо-Маклай совершает экспедицию на острова Меланезии, в частности на остров Новая Каледония, и в очередной раз посещает северо-восточный берег Новой Гвинеи.

В 1882 году учёный возвращается в Россию. В  планы Миклухо-Маклая входили строительство  морской станции и русского поселения на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая). Миклухо-Маклай предлагал и свою программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. Аудиенция у Александра III не принесла результатов. Планы учёного было отвергнуты, но ему удалось решить вопросы погашения долгов и получить финансовые средства на дальнейшие исследования и издание собственных трудов.

В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В Батавии он встречает  российский корвет «Скобелев» (новое название корвета «Витязь») и не может отказать себе в желании вновь посетить берег Маклая, куда намеревался зайти командир корабля адмирал Копытов. Несколько дней, с 17 марта по 23 марта, Миклухо-Маклай проводит в знакомых местах. Несмотря на то, что ученый договорился с жителями острова Сегу о строительстве своего дома на острове Мегаспена, вернуться на Берег Маклая ему было уже не суждено.

В 1884 году он женится на Маргарите Робертсон, дочери сэра Джона Робертсона —  крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса, который пять раз назначался её премьер-министром. У Миклухо-Маклая было два сына: Александр-Нильс и Владимир-Аллен, которые всю жизнь прожили в Сиднее. В 1886 году году учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Изношенный организм исследователя слабо сопротивлялся болезням и вечером 2 апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Вилие в Санкт-Петербурге.

Отец: Николай  Ильич Миклуха (1818—1858) — инженер-путеец. Строитель Николаевской железной дороги и первый начальник Московского  вокзала.

Мать: Екатерина  Семёновна Беккер — дочь героя  Отечественной войны 1812 года полковника Семёна Беккера.

Братья: Владимир Миклухо-Маклай (1853—1905) —  морской офицер, героически погиб  в Цусимском морском сражении. Михаил Миклуха - младший брат, геолог и народоволец.

Жена  Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II:

- В  1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено  институту этнографии АН СССР.

- В 1947 году режиссером А. Е. Разумным  снят художественный фильм «Миклухо-Маклай».

- Институт  этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН назван  в честь Миклухо-Маклая.

- В 1996 году, в год 150-летия со дня  рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО  назвало его Гражданином мира.

- В том  же году у здания Музея им. У. Маклея (Macleay Museum) на территории  Университета Сиднея установлен  бюст учёного (скульптор Г.  Распопов).

- В Москве  есть улица Миклухо-Маклая.

- В Мадане (en:Madang Папуа-Новая Гвинея) есть улица Миклухо-Маклая.

- В городе  Окуловка (Новгородская область)  установлен памятник Миклухо-Маклаю.

Библиография:

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в  6 томах: Т. 1. Путешествия 1870—1874 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты. — М.: Наука, 1990.

- Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 2. Путешествия 1874—1887 гг. Дневники, путевые заметки, отчеты. — М.: Наука, 1993.

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в  6 томах: Т. 3. Статьи и материалы  по антропологии и этнографии  народов Океании. — М.: Наука, 1993.

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в  6 томах: Т. 4. Статьи и материалы  по антропологии и этнографии  Юго-Восточной Азии и Австралии.  Статьи по естественным наукам. — М.: Наука, 1994.

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в 6 томах: Т. 5. Письма. Документы и материалы. — М.: Наука, 1996.

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в  6 томах: Т. 6. Ч. 1 Этнографические  коллекции. Рисунки. — М.: Наука, 1999.

- Миклухо-Маклай  Н. Н. Собрание сочинений в  6 томах: Т. 6. Ч. 2 Указатели. — М.: Наука, 1999. 

Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи 

Выдающийся  русский ученый и путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай выбрал для своих  этнографических и антропологических  исследований далёкую Новую Гвинею. Его выбор был не случаен. Населявшие остров папуасы по уровню своего развития могли помочь представить определённые этапы в истории культуры всего человечества. На Новой Гвинее русский учёный прожил в общей сложности около 3,5 лет. За это время он хорошо изучил хозяйство папуасов, их материальную культуру, в меньшей мере — социальную организацию и мировоззрение. Одновременно все эти годы он сам был объектом пристального внимания людей, среди которых жил. Они считали его необыкновенным таинственным существом, явившимся к ним из неведомого мира. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая постепенно стал обрастать мифами, легендами, преданиями, которые потом передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. В процессе передачи в мифах появлялись всё новые сюжеты и детали, иногда реальные, чаще фантастические.

Для создания мифов и легенд было достаточно оснований. Необычным и впечатляющим был  сам момент появления на острове  нового пришельца. Первое, что поразило папуасов — это приход большого корабля, который они прозвали «морским чудовищем». Русский корвет «Витязь», доставивший путешественника в 1871 г. на побережье залива Астролябии, действительно выглядел внушительно. Ничего подобного здесь раньше не видели. Как сообщает Б. Хаген, собиравший позже воспоминания папуасов о Н.Н. Миклухо-Маклае, прибытие корабля было воспринято местными жителями как конец света. Некоторые из них пустились бежать в горы, другие стали поспешно копать себе могилы. Но ничего особенного после этого не произошло. Когда островитяне увидели, что к ним прибыл белокожий человек, они вначале даже обрадовались, так как подумали, что вернулся Ротей — их великий прадед. Многие мужчины направились в лодках к кораблю, чтобы поднести подарки своему далёкому предку. На корабле их хорошо приняли и тоже одарили подарками. Но на обратном пути к берегу вдруг раздался пушечный выстрел — команда корабля отсалютовала в честь своего прибытия. Со страха люди выпрыгнули из лодок, бросили свои подарки и вплавь пустились к берегу. Поджидавшим их возвращения они заявили, что прибыл не Ротей, а злой дух Бука .

До появления  Н.Н. Миклухо-Маклая папуасы побережья  залива Астролябии ни разу не видели белого человека, поэтому сам вид его  произвёл на них ошеломляющее впечатление. Позже они часто называли нашего путешественника «белым папуасом». Возможно, его приняли за давно умершего предка, душа которого вернулась на родину в новом облике. Основанием для подобного предположения является широко распространённая у островитян идея реинкарнации душ. Сам он тоже потом называл себя «белым папуасом», но совершенно по другой причине — весь его образ жизни здесь мало отличался от жизни окружавших его людей. Много времени спустя, когда у русского учёного уже установились довольно близкие отношения с местными жителями, один из них спросил, сколько у «белого папуаса» жён, детей, внуков и правнуков. Н.Н. Миклухо-Маклай не понял вопроса и был очень удивлён: ему всего 30 лет, какие могут быть у него внуки и правнуки? Он ответил, что у него нет ни жены, ни детей. Ему не поверили. Последовал другой вопрос: не посадил ли «белый папуас» дерево, которому, как все видели, было несколько сот лет? Учёный снова удивился и подумал, что папуасы убеждены в его глубочайшей старости.

В действительности всё объясняется иначе. Н.Н. Миклухо-Маклай долго не мог в полной мере освоить  местный язык, что не позволяло ему проникнуть глубоко во все тонкости мировоззрения островитян. Согласно их представлениям душа умершего человека какое-то время пребывает в стране мёртвых, а затем воплощается в новорожденном ребёнке и возвращается в мир живых людей. В данном случае папуасы, по-видимому, предположили, что когда-то очень давно среди них жил чёрный человек по имени Маклай. Когда он умер, его душа улетела в Россию (о своей родине учёный не раз им говорил), там вошла в тело беременной женщины и на свет появился первый «белый папуас», изменивший цвет своей кожи. После его смерти душа умершего в результате дальнейших перевоплощений обрела образ того «белого папуаса», который прибыл к ним на большом корабле. Нам кажется, что с подобными представлениями связан и тот факт, что позднейшие исследователи встречали в деревнях, где некогда работал русский учёный, папуасов, носивших имя «Маклай». Чаще всего этот факт объясняется обычаем островитян обмениваться именами. Но вряд ли такое объяснение приемлемо в данном случае — ведь настоящего Маклая здесь давным-давно нет, а люди, носящие его имя, жили совсем недавно.

До сих  пор не вполне ясно, как мог возникнуть у островитян миф о том, будто  Н.Н. Миклухо-Маклай прибыл к ним  с луны. Его так и называли —  «каарам тамо», что означает «лунный человек» («каарам» — луна, «тамо» — человек). Ведь люди хорошо знали, что его родиной является Россия. Скорее всего, некоторую неточность здесь допустил сам учёный и опять же по причине недостаточного знания языка. Название «каарам тамо» он перевёл как «человек с луны» (Миклухо-Маклай Н.Н. Указ. соч. С. 635). В действительности, оно означает «человек с цветом кожи, похожим на свет луны». «Каарам тамо» в буквальном переводе — «луннокожий человек» или «светлокожий человек», то есть отличный от папуасов с их тёмным цветом кожи. Когда папуасы хотят сказать, откуда пришёл или где живёт человек, на первое место всегда ставят слово «тамо», а после него (не перед ним!) название местности, например, «тамо Бонгу» — человек из деревни Бонгу, «тамо русс» — человек из России. Нашего учёного они часто так и называли — «тамо русс». Чтобы сказать «человек с луны», они должны были произнести не «каарам тамо», а «тамо каарам». К тому же, луна по мнению местных жителей — это небольшой предмет, её размеры они обычно показывали руками. В одном из мифов рассказывается о том, как однажды луна неосторожно спустилась с неба очень близко к земле. Какая-то женщина поймала её, поместила в глиняный горшок и с её помощью, не разжигая костра, готовила себе пищу. Но случилось так, что женщина не уследила за луной. Та выбралась из горшка, посидела немного на ветке дерева, а затем поднялась на небо, где находится и до сих пор. Приведённый миф — лишнее подтверждение того, что в глазах островитян луна никак не могла быть местом обитания людей.

Информация о работе Этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая