Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:13, реферат
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (5 (17) июля 1846, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния — 2 (14) апреля 1888, Санкт-Петербург) — русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Маклая).
1. Личность Н.Н. Миклухо-Маклая.
2. Образ Н.Н. Миклухо-Маклая в мифологии папуасов Новой Гвинеи.
3. Научные исследования Н.Н. Миклухо-Маклая.
4. Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию.
Два с половиной года (в 1871, 1876 и 1883 годах) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Миклухо-Маклая), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев. Племена и селения были здесь разобщены и постоянно враждовали друг с другом. Каждый чужеземец, будь он белый или черный, считался нежелательным гостем. Миклухо-Маклай первым спустился в шлюпку. На берегу ручья, у моря матросы и корабельные плотники срубили первый русский дом на Новой Гвинее - дом Маклая.
Миклухо-Маклай лечил папуасов, давал им полезные советы. Вскоре жители селений полюбили Миклухо-Маклая, называя "Тамо-рус" - "русский человек". Позднее по всему побережью прошел слух, что Миклухо-Маклай не только "Тамо-рус", но и "Караан-тамо" - "человек с луны" или "лунный человек".
Долгое время прожил он в хижине на берегу океана. Здесь он написал "Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая в Новой Гвинее". Нанес на карту архипелаг Довольных Людей и обширный пролив, открыл новый вид сахарного банана, ценные плодовые и масличные растения.
В декабре 1872 года в залив Астролябия зашел русский клипер "Изумруд" под командой Кумани. Папуасы торжественно проводили "Тамо-руса".
Воспользовавшись заходом "Изумруда" в Манилу, он в Лимайских горах находит чернокожих негритосов, тайна происхождения которых еще не была разгадана. Рост их не превышал 1 метра 44 сантиметров ("негритосы" по-испански - "маленькие негры"). Здесь, на Филиппинах, Миклухо-Маклай совершил новое крупное открытие: негритосы вовсе не негры! Обычай, язык и другие признаки бесспорно указывали на их родство с папуасами. В 1876-1877 годах он совершил путешествие в западную Микронезию и северную Меланезию, посетив острова Палау, Вуап (Яп) и архипелаг Адмиралтейства.
В последних числах июня 1876 года путешественник достиг Берега Маклая. Матросы выгрузили припасы, ящики, бочки, подарки для папуасов. Все старые знакомые были живы. Папуасы очень радушно приняли "Тамо-русо".
В ноябре 1877 года в залив Астролябия зашла английская шхуна "Флауэр оф Ярроу". Миклухо-Маклай решил отправиться на ней в Сингапур - привести в порядок коллекции, засесть за книги и статьи о своих открытиях.
После путешествия 1879-1880 годов по Меланезии он выяснил, что на южном берегу Новой Гвинеи обитают те же папуасы, что и на Берегу Маклая, и на берегу Папуа-Ковиай.
Миклухо-Маклай разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза. Позже (1886) он безуспешно добивался от царского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее "вольную русскую колонию".
Вклад
Миклухо-Маклая в антропологию и
этнографию был огромным. В своих
путешествиях он собрал множество данных
о народах Индонезии и Малайи,
Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии
и западной Полинезии. Он первым описал
папуасов как определенный антропологический
тип.
Вклад Миклухо-Маклая
в этнографию и антропологию
Вклад Миклухо-Маклая в этнографию и антропологию был огромным и получил широкое признание в научном мире. Как общественный деятель он активно выступал против «теорий», утверждающих расовое неравенство, и против экономического и духовного порабощения народов Океании. В частности, он писал: «За миссионерами непосредственно следуют торговцы и другие эксплуататоры всякого рода, несущие с собой болезни, пьянство, огнестрельное оружие и т.д. Эти благодеяния цивилизации едва ли уравновешиваются умением писать и петь псалмы…». Как борец с колонизацией и физическим уничтожением коренного населения колоний Миклухо-Маклай обращался не только в печать, но и к руководителям ведущих стран мира (Бисмарку, Александру III и др.), но одинокий голос энтузиаста-ученого остался неуслышанным.
Еще при жизни Миклухо-Маклай и его труды были известны во всем мире, газеты и журналы печатали его биографию и выдержки из его сочинений, сотни людей собирались на его лекции, ученые общества устраивали заседания в его честь.
В 1886г.
Н.Н. Миклухо-Маклай вернулся в Россию
и последние два года жизни
работал над оформлением
2 апреля
1888г. Миклухо-Маклай
Значение
жизни и трудов Н.Н. Миклухо-Маклая
прекрасно выражено в письме к
нему Л.Н. Толстого: «Мне хочется сказать
Вам следующее: если Ваши коллекции
очень важны, важнее всего, что собрано
до сих пор во всем мире, то и в этом случае
все коллекции Ваши и все наблюдения научные
ничто в сравнении с тем наблюдением о
свойствах человека, которые Вы сделали,
поселившись среди диких и войдя в общение
с ними и воздействуя на них одним разумом…
Ваш опыт общения с дикими составит эпоху
в той науке, которой я служу, – в науке
о том, как жить людям друг с другом».
Список литературы
Информация о работе Этнографические исследования Н.Н. Миклухо-Маклая