Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:09, реферат
Наличие на востоке Белоруссии огромных лесных массивов способствовало широкому развитию лесных промыслов. Крупные землевладельцы, расширяя рыночные связи и учитывая большой спрос в Западной Европе на лесоматериалы, необходимые прежде всего для кораблестроения, видели в этих промыслах один из весьма важных источников повышения своих доходов.
Введение 3
1. Лесные промыслы 4
1.2. Организация и управление на лесных промыслах 5
2. Поташные промыслы 9
2.1. Производство поташа 13
2.2 Организация труда и управление будами 15
Заключение21
Список используемой литературы 22
Министерство
образования Республики Беларусь учреждение
образования «МГУ им А.А. Кулешова»
Кафедра:
истории и культуры Беларуси
Реферат по теме:
Лесные
и поташные промыслы Беларуси
Выполнила:
Проверила:
Содержание
Введение 3
1. Лесные промыслы 4
1.2. Организация и управление на лесных промыслах 5
2. Поташные промыслы 9
2.1. Производство поташа 13
2.2 Организация труда и управление будами 15
Заключение21
Список используемой литературы 22
Введение
Наличие на востоке Белоруссии огромных лесных массивов способствовало широкому развитию лесных промыслов. Крупные землевладельцы, расширяя рыночные связи и учитывая большой спрос в Западной Европе на лесоматериалы, необходимые прежде всего для кораблестроения, видели в этих промыслах один из весьма важных источников повышения своих доходов. Не случайно сразу после некоторого восстановления сельского хозяйства, разоренного войной середины XVII в., они вкладывали немалые средства в организацию промыслов по использованию лесных ресурсов.
С
развитием лесных промыслов связан будный
промысел, включавший в себя производство
поташа (поташ — щелочная соль, вывариваемая
из древесной и травяной золи; углекислый
потасий (кали), неочищенный, добывается
из шадрика перекалкой) ордаша (ордаш-высший
сорт поташа), смольчуга (худший сорт поташа).
Особенно широкое развитие лесные промыслы получили во второй половине XVIII в. В начале века в этой отрасли производства, как и во всем хозяйстве, имелись большие затруднения в рабочей силе, вызванные новыми военными разорениями, но начиная с 30—40-х годов положение заметно изменилось в лучшую сторону и лесные разработки стали проходить довольно успешно.
Лесные промыслы почти целиком были связаны с внешним рынком. Они включали в себя заготовку товарного леса, лесоматериалов и продуктов переработки древесины. К первым двум видам работ, относилась заготовка мачтового леса, ванчосу, васильки, клепки, фашольца, пипли, колод, брусьев, балок, щеглы, чамбры, сухоели.
Многие лесоматериалов подразделялись на ряд разновидностей. Мачтовый лес подразделялся на мачты, шпиры, бугшпиры, буртиллы, мильрутены, ботемачты. Отличались они друг от друга размером, качеством, назначением. Шпир был короче главной мачты и находился третьим по счету в задней части корабля. Бугшпир представлял собой наклонную мачту, стоявшую в передней части корабля. Обыкновенно длина ее составляла до 22 м, размер по окружности—130—230 см. На кораблестроение шли лучшие породы древесины. Мачтовый лес должен был иметь соответствующую длину и объем. К самой высокой категории, так называемой «короне», относился мачтовый лес длиной в 80 футов и в обхват (в 12 футов от комля) не менее. 17 пальм (пальма—7,6 см).
Нескольких сортов была также клепка. Источники отмечают клепку французскую, английскую, немецкую, голландскую, фашольц. Фашольц являлась самой большой по размерам. Изготовлялась она, как правило, из дуба. На экспорт нередко шла не готовая клепка, а лишь заготовки для нее в виде дубовых колод.
Все разновидности клепки предназначались для изготовления бочек, служивших тарой для сыпучих и жидких товаров. На ее производство использовался дуб не первого сорта, а несколько худшего качества. Лучшие сорта дуба шли па кораблестроение. В частности, из самого высокого качества этой древесины заготавливались большие четырехугольные обтесанные колоды (размер каждой стороны 11 — 14 дюймов, длина 14—15 футов), так называемые «ванчес», пользовавшиеся на рынке большим спросом с самого начала торговли лесом. «Чамры», или «чомбры», «чамбровииа», «цембровина», представляли собой дубовые, сосновые, а иногда и осиновые брёвна, распиленные или расколотые вдоль, и служили для обшивки.
Лесоматериалы шли главным образом на экспорт в порты Прибалтики. Некоторая часть клепки расходовалась на месте на изготовление бочек для поташа, ордаша, растительного масла, зерна и использовалась в качестве топлива на будах. Однако и эти затраты были связаны с внешней торговлей.
1.2
Организация и управление на
лесных промыслах
Лесными промыслами в крупных владениях руководил или сам феодал через своих доверенных лиц, или же арендатор, взявший эксплуатацию леса в аренду на определенный срок. И в первом и во втором случае промыслы осуществлялись согласно заключенным между владельцами и арендаторами или же купцами договорам. Договор определял объем и ассортимент лесных товаров, которые необходимо было заготовить и доставить в назначенное место. Развитие лесных промыслов всецело зависело от связей крупнопоместного хозяйства с внешним рынком. И поскольку эти связи во второй половине XVIII п. непрерывно расширялись, то соответственно им все более интенсивно развивались и лесные промыслы.
Всю работу на промыслах можно условно разделить на три вида: а) заготовка товарного леса и лесоматериалов; б) вывозка лесотовара на так называемый «рум», т. е. место склада; в) сплав в порты Прибалтики. Организация и условия труда на них в известной мере зависели от того, кто руководил промыслом — феодал или же арендатор. Основной рабочей силой являлись крестьяне владельца леса. Арендатор или рижский купец лесоматериалов и леса высылали своего браковщика для приемки и определения качества заготовленного лесотовара.
На лесных промыслах в XVIII в. наряду с барщинным широко применялся наемный труд. Такое же положение было и во второй половине XVII в. Об этом можно судить по упоминаниям о расходе феодалами в отдельных владениях денежных средств на «малонцев» и других работников, запятых заготовкой и вывозкой «товара лесного. Наём на доставку лесоматериалов («вапчосу», «пипла», «васильки» и клепки) из Восточной Беларуси в Крулевен в 1654 г. вилеискому воеводе Огинскому стоил свыше 14 тыс. злотых. Мало сведений и о применении барщинного труда па заготовке лесоматериалов. Ранее не только наём, но и сами промыслы были развиты слабее. По мере восстановления сельского хозяйства и расширения рыночных связей объем работ на лесных заготовках увеличивался, и феодалы все чаще прибегали к найму рабочей силы, т. е. к более прогрессивной форме труда.
Уже в начале века, а еще более в 30—40-е годы в ряде владений наблюдается денежная оплата крестьянского груда не только на заготовке, но и вывозке лесоматериалов к пристаням. А. М. Карпачев, исследуя вопрос о применении наемного труда в помещичьем хозяйстве Беларуси во второй половине XVIII в., пришел к выводу, что главной его сферой было «не земледелие и не животноводство, а вотчинная промышленность, лесные промыслы и транспортировка продуктов этого хозяйства в приморские порты». Это наблюдение особенно характерно для востока Беларуси, где фольварочное хозяйство не получило столь широкого развития, как например на западе страны, а лесные промыслы были присущи каждому крупному владению.
О размерах найма на рассматриваемых промыслах во второй половине XVIII в. можно судить по расходам отдельных феодалов. Так, на заготовку, вывозку и сплав лесоматериалов из пущи полоцкого архиепископа в 1767 г. было израсходовано 1730 талеров, или 13 840 злотых. Большие расходы на наем рабочей силы для заготовки и вывозки лесоматериалов отмечают источники и по другим владениям.
По отдельным документам если не прямо, то косвенно можно установить, что феодалы прибегали к обоим видам найма, как к вольному так и принудительному. В источнике, относящемся к Козянскому староству 1767 г., указывается, что оплата за заготовку товарного леса и вывозку его к «руму» будет производиться давним обычаем, согласно сорту древесины и объему выполнении « работ без обиды для крестьян», но по усмотрению владельца. Размер платы устанавливался по усмотрению владельца, можно предположить, что наем был принудительный. Плата крестьянам явлилась мерой поощрения, способствовавшей в какой-то степени повышению производительности труда.
Иное положение наблюдалось в Чечерском старостве. В распоряжении владельца староства, изданном в 1773 г., предписывалось эконому платить крестьянам, занятым на лесных промыслах, в зависимости от объема выполненных ими работ и по договоренности с ними. Присутствие в данном распоряжении термина «по договоренности» означает вольный наем.
То же самое гласил и «устав» имения Стрешин 1767 г. относительно вывозки крестьянами леса. В нем указывалось, что при определении размера платы нанятым по договоренности крестьянам следует учитывать не только расстояние, но и время года, в которое производилась вывозка. Осенью и весной вывоз лесоматериалов усложнялся бездорожьем и, естественно, выше оплачивался, чем в зимнее время. Эти обстоятельства учитывались и в ряде других владений. Инструкция Кричевского староства 1747 г., устанавливала плату наемному работнику за подвозку одной копы клепки к будам в размере от 9 до 15 грошей в зависимости от расстояния и времени года. Самый высокий размер платы определялся для ранней весны, когда дороги были плохие, а минимальный — для зимы. На повышение платы за вывозку лесоматериалов в весеннее и в летнее время влияла также занятость крестьян в это время полевыми работами на своем наделе. Они неохотно отрывались от хозяйства в разгар весеннего сева или уборки урожая. Иное дело поздней осенью и особенно зимой, когда полевые работы оставались позади.
О массовом участии крестьян в помещичьих лесных промыслах в зимнее время можно судить и по количеству подвод, занятых па вывозке леса. Так, на вывозке лесоматериалов («ванчоса» и «васильки») из Быховского графства к пристани Бешенковичи зимой 1706 г. принимало у частно 2240 нанятых подвод.
О вольном найме крестьян на различные виды работ говорится в распоряжений владельца Шкловского графства, изданном в 1763 г., которым должна была руководствоваться администрация графства в своей хозяйственной деятельности. В нем указывалось, что после снесения «пригонов» в графстве крестьян не привлекать к принудительным работам, а нанимать по их собственному согласию. «Если же они не захотят добровольно наниматься, то принуждать не следует, дабы знали, что являются вольными».
Широко пользовались наемным трудом на лесных промыслах арендаторы, бравшие у крупных феодалов леса в аренду. Отдельные феодалы, экстренно нуждаясь в деньгах или же не желавшие обременять себя непосредственной организацией промыслов, сдавали огромные лесные массивы в аренду купцам, обычно рижским, реже крулевецким и местным.
Продажа леса на корню производилась также по контрактам более предприимчивой шляхте. И в первом и во втором случаях купец или шляхтич, как правило, все расходы, связанные с заготовкой и вывозкой лесоматериалов, брал на себя. В договоре Иеронима Радзивилла с казначеем Вилкомирского повета Яном Качаном на трехлетнюю аренду пуши в Кричевском старостве (1746—1749 гг.), например, отмечалось, что все работы по заготовке и вывозке мачтового леса (колод) арендатор должен производить только с помощью нанятых им людей. Расходы по заготовке и вывозке лесоматериалов взяли на себя также рижские купцы Генрих Беренс, Роттгер Беккер и Криштоф Шип, заключившие с Иеронимом Радзнвиллом в июле 1752 г. договор на поставку в Ригу мачт, брусьев, «колод», «шпиров» и другой древесины.
На сплав обычно нанимались люди, умевшие вести суда или гнать плоты. Часть из них была простыми работниками, называемыми в источниках «челядью», «паробками», «молодцами» или «молойцами». Они работали под руководством опытных плотогонов, или же стырников, кормников (лоцманов), управлявших витинами, стругами и другими видами средств речного транспорта. Стырник (кормник) как квалифицированный работник получал большую плату по сравнению с остальными членами команды судна.
Плата наемным работникам, занятым на сплаве по Неману, была несколько ниже, чем по Двине. Паробок на сплаве лесоматериалов в Ригу получал 20 злотых, а по Неману в Крулевец— 12 злотых. В книге расходов Козянского староства за 1767 г., например, указывается: «Паробкам или молодцам плотовым, т. е. людям, нанятым за деньги для сплава товаров в рижский порт, двор Козянски платит каждому по 20 злотых, т. е. так, как в тех краях принято». Разница в оплате объясняется известными трудностями судоходства по Двине. Сплав по этой реке, имевшей быстрое течение и множество порогов, а в летнее время низкий уровень воды, был нелегким делом и требовал большого мастерства от всей судовой команды.