Методика преподавания урока географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:04, доклад

Описание

На современном этапе развития общества, школе трудно конкурировать с потоками информации, несущейся с экранов телевизоров, разнообразных журналов, газет и многого другого. И поэтому необходимо различные инновационные формы и приемы на уроках, их использование и результат.

Перед собой я ставлю следующие воспитывающие цели:

1. Обладать притягательной силой личности.

2. Педагогическое мастерство - то есть умение понять ученика,

своевременно поддержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизации учебного процесса.

Содержание

1. Ведение 3

2. Урок - это классическая форма передачи знаний 5

3. Учебный мозговой штурм 9

технология проведения умш 10

4. Игры на уроке 14

5. Проверка знаний, кроссворды и карточки 15

«резюме» 21

6. система работы с отстающими учащимися 21

7. Олимпийский фонд школы 23

8. Заключение 25

9. список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая МПГ.docx

— 47.15 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему:

«Методика преподавания урока географии»

Подготовил  учитель географии СОШ № 8

г. Буйнакска  Республики Дагестан

Гитинова  А.Ю.

 

Содержание

 

1. Ведение 3

2. Урок - это классическая форма передачи знаний 5

3. Учебный мозговой штурм 9

технология проведения умш 10

4. Игры на уроке 14

5. Проверка знаний, кроссворды и карточки 15

«резюме» 21

6. система работы с отстающими учащимися 21

7. Олимпийский фонд школы 23

8. Заключение 25

9. список литературы 26 

 

      «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый  и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает  личность своими знаниями и любовью, своими отношением к миру».

                           Д. Лихачев.

1. Ведение

 

     Предмет «география» занимает особое интерактивное  место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения.

     Познавательный  интерес к предмету происходит под  влиянием многих факторов - это содержание предмета, методы обучения, деятельности учащихся. Но кроме этого следует обратить внимание на наличие определенных условий обучения - это режим работы на уроке. Он заключается четкой организаций на уроке работы, взаимоотношений учителя и ученика - это умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике. Я считаю, что ребенок или ученик - это личность, которое имеет право на свое мнение и идеи. На своих уроках придерживаюсь стиля демократии и сотрудничества, что очень помогает приобщить к своему предмету.

     На  современном этапе развития общества, школе трудно конкурировать с  потоками информации, несущейся с  экранов телевизоров, разнообразных  журналов, газет и многого другого. И поэтому необходимо различные инновационные формы и приемы на уроках, их использование и результат.

     Перед собой я ставлю следующие воспитывающие  цели:

     1. Обладать притягательной силой  личности.

     2. Педагогическое мастерство - то есть  умение понять ученика,

     своевременно  поддержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизации  учебного процесса.

     Педагогическая  этика - как важнейшее свойство учителя: никогда и не прикаких обстоятельствах  не позволять себе выходить из общепринятых норм человеческой морали, которые  только и должны лежать в основе педагогических отношений.

     4. Терпимость, протянутая во времени  (толерантность) - жди когда фрукт поспеет, не ругай за не успешность, помни, что у человека не бывает недостатков, а бывает лишь особенности.

     В репродуктивном способе обучения главное - это запоминание и воспроизведение текстов. Основные вопросы: где, когда, что, сколько, кто и каким образом. Второй способ обучения предполагает - смещение цели - знать и понимать к - понимать тексты, вычленять проблемы, определять степень их важности, ставить и решать задачи. В своей педагогической практике я стараюсь придерживаться второго способа обучения. Потому-то он является более интересным для учащихся и способствует активизации деятельности учащихся на уроке.

     «Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как в солнце две капле воды, отражаются все его стороны. Если не все, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

     Урок  является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя  и учеников, направленная на активизацию  познавательных возможностей школьников. Тема доклада позволяет мне разнообразить  свои уроки с применением различных  форм и методов. С учетом возрастных особенностей и подготовленности учащихся, использую «урок-путешествие» (6-7 классы), «урок - исследование» (7-8 классы), «урок - игру»(6-8кл), «урок - лекция», «урок - семинар» (10-11кл), «урок - зачет» (9-11кл), «урок - экскурсия» (6-9 классы), «урок - КВН» (6-11 кл).  

          «Если я стремлюсь проявить свою действительную

          любовь  к детям, то обязан делать это в наилучших формах».

          Ш.А. Амонашвили.

2. Урок - это классическая  форма передачи  знаний

 

     Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повышенному возбуждению, когда становиться трудно переключить внимание ребят на познавательную деятельность: жесткость и холодность учителя создает обстановку негативного напряжения, отчужденности, нервозности. Безразлично бросив «Здравствуйте! », сев за учительский стол и забыв об учащихся педагог как бы показывает, что ему все давно надоело и становится как-то даже неудобно отвлекать учителя от его переживаний. Вот и получается, что учитель обязан авто - терапевтическим способом вообще и за несколько секунд до входа в класс - в частности, внести в класс свое лицо, фигуру, настроение таким образом, чтобы за дверью кабинета остались неурядицы проблемы и переживания, чтобы его сангвиническая собранность, уверенность, благожелательность, организованность стали очевидны для учащихся и дали бы им необходимый импульс уверенной и защищенной познавательной работы.

     Организационный момент - казалось бы ничего сложного, но именно с него мы начинаем урок, от него зависит результативность урока.

     Организационный момент начинаю с «географической  минутки» работа по карте, словарная работа; либо «географический диктант»,«Самый», «Самая», «самое! », «Что такое, кто такой? ».

     Повысить  интерес к учебному материалу  можно поставив перед учащимися привлекательную цель. Перед учеником ставиться простая, понятная и привлекательная для него цель в виде сказки, путешествия.

     Выполняя  которую он волей-неволей выполняет  то учебное действие, которое я  планирую на уроке. На своих уроках я стараюсь найти такой угол зрения при котором даже обыденное становиться удивительным.

     Например, на уроках природоведения, по теме «Вода», я сразу заставляю ребят удивляться.

     - Однажды, - говорю я, - в одной африканской  школе ребятам читали рассказ  об удивительной стране в которой  люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно!

     Разве мы с вами не ходим по воде! (в зимнее время года) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, и часто и не знаем ее удивительных свойств.

     В начале урока загадать учащимся учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которая (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

     В 5-7 классах я применяю метод «Мордашек». Ученики сигнализируют о своем  эмоциональном состоянии с помощью  карточек со стилизованными рисунками (хорошее, среднее и плохое).

     Урок  начинается с того, что каждый ученик показывает одну из «мордашек» соответственно своему настроению. Здесь важно, что  ребенок осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает самоуправляемость. Сверх эффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность корректировать настроение 2-3 фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!

     К каждому своему уроку я стараюсь подобрать эпиграф, который имел бы отношение к теме урока, или являл собой значимую и яркую фразу, отражающую нормы нравственности. Тексты беру из многочисленных сборников афоризмов, из произведении или сочиняю сама.

     При изучении каждого материка подбирается  определенный эпиграф, к теме Африка:

     «Сердце Африки пения полно и пыланья

     И я знаю, что, если мы видим порой

     Сны, которым найти не умеем названия

     Это ветер приносит их, Африка, твой! »

     Б. Пилецкий,

     или эпиграф к теме Австралия:

     «Она  располагается под нами.

     Там, очевидно ходят вверх ногами,

     Там наизнанку вывернутый год

     Там расцветают в октябре сады,

     Там в октябре, а не в июле лето,

     Там протекают реки без воды

     Они в пустыне пропадают где-то... »

     К урокам географии Дагестана подбираю эпиграфы из произведений дагестанских писателей и поэтов (Р. Гамзатов, Ф. Алиева и другие).

     На  уроках использую и такие эпиграфы:

     «Покупать продукт или делать его самому - это два образа жизни».

     «Ты хочешь стать лучше - тебя ждет дорогая».

     «Лень преследует всех, попробуй преследовать его сам».

     «Счастье - когда тебе интересно жить. Интересно  жить - когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов много делать для других».

     В 6 классах провожу географические викторины между рядами или сигнальные загадки. Работа с сигнальными загадками позволяет реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим, что не менее важно чем просто оценка такой работы учителя. Сигнальные загадки это разнообразие и неиссякаемая фантазия.

     Схема такова: синтез - анализ - синтез. Задача формулируется так: на основе схемы конспекта научить ребят вычленять в тексте самое главное, разбивать это главное на части и оформлять каждую такую мысль в отдельный блок. Сигнальные загадки это не что иное как подготовка к составлению конспекта. В старших классах организационный момент начинаю с обзора основных событий в мире.

     Существуют  различные способы передачи знаний. Это рассказ объяснительный, описательный), Беседа, диспуты, исследования. Изложение нового материала, - в какой форме оно проводится, зависит от класса, степени подготовленности детей, здесь необходим дифференцированный для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе объяснения нового материала не ведут конспект, а записывают возникающие вопросы, за наиболее интересный выставляются оценки.

     В процессе объяснения нового материала предлагаю составить опорный конспект. В процессе объяснения стараюсь через каждые несколько минут задавать интересные короткие вопросы и задания на понимание применение. Иногда до объяснения ученики списывают с доски таблицу, которую они заполняют в процессе объяснения. На уроках не редко использую прием, характеризующийся использованием ложных идей информации, выводов. В своем сообщении на уроке я намеренно допускаю ошибки, которые следует найти или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация или запутаны определения, маршруты, последовательность изложения, даются неверные толкования событий процессов. В 6-7 классах дополняю реальную ситуацию фантастикой, переношу учебную ситуацию на фантастическую планету, изменяю значение любого параметра, которое обычно остается постоянной или имеет определенное значение: придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения. Например: глазами инопланетянина или древнего грека.

Информация о работе Методика преподавания урока географии