Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:04, доклад
На современном этапе развития общества, школе трудно конкурировать с потоками информации, несущейся с экранов телевизоров, разнообразных журналов, газет и многого другого. И поэтому необходимо различные инновационные формы и приемы на уроках, их использование и результат.
Перед собой я ставлю следующие воспитывающие цели:
1. Обладать притягательной силой личности.
2. Педагогическое мастерство - то есть умение понять ученика,
своевременно поддержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизации учебного процесса.
1. Ведение 3
2. Урок - это классическая форма передачи знаний 5
3. Учебный мозговой штурм 9
технология проведения умш 10
4. Игры на уроке 14
5. Проверка знаний, кроссворды и карточки 15
«резюме» 21
6. система работы с отстающими учащимися 21
7. Олимпийский фонд школы 23
8. Заключение 25
9. список литературы 26
Во
время уроков провожу тихие музыкально-
Решение творческой задачи организую на уроке в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления - вот его основная цель.
Перечислю дидактические ценности УМШ:
- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы:
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли
- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряет тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей.
- учителю нелегко поддержать трудного ребенка, обратив внимание на его идею наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы
- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.
1.
Группу перед штурмом
2.
Проводится первичное
З. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
Первый этап. Создание банка идей.
Главная цель - наработать как можно больше возможных решений.
В числе тех, которые на первый взгляд кажутся. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий может исправить положение. Теперь небольшой перерыв. В котором можно обсудить штурм с рефлексивной плозии, какие были сбои, допускались нарушения правил и почему...
Второй этап. Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное звено, возможность усовершенствовать эту идею хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
Третий этап. Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое «дикое»). В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, спикер может огласить все идеи.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Класс предлагается разбить на несколько групп, все группы могут одновременно независимо друг от друга штурмовать одну задачу.
Можно организовать конкурс идей. И члены жюри состоит из учеников.
2. Каждая группа штурмует свою задачу. Все задачи объединены одной более общей проблемой. Например:
а) Лестницы, особенно каменно-цементные очень опасны в гололед.
Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б) Предложите обувь, в которой не опасно ходить в гололед.
в) Гололед - причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способ уменьшить аварийность.
З. Третий этап можно провести на следующем уровне - за это время у участников группы появляются новые идеи. Главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвигать определенное количество идей в строго определенное время. А иногда можно ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.
Например:
Найдите возможные причины вымирания динозавров.
В 9-11 классах практикую деловые игры:
1. «Компетентность - участники конкуренты» - две команды учащихся, наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
2.
«Нил» - (научно - исследовательная
лаборатория). Участники: задачедатель
- учитель или специально
Другой вариант в 10-11 классах, на уроке даю учебное проблемное и творческое задание, и дело учащихся дать в скоростном режиме любые возможные и (невозможные) варианты толкования. Пример:
Вопрос: Что будет с Россией через 20 лет?
Ответы: - Россия станет одним из районов Кавказской республики или частью Китая.
Россия выведет свою экономику из тени, победит преступность и станет одной из самых процветающих и развитых стран.
Мы, новые люди, придем, чтобы спасти Россию, МЫ - это люди чести, ума, культуры, благородства поможет своей стране и своему народу подняться из духовных и материальных руин.
Все
предлагаемые учащимися варианты обсуждаются
с целью нравственного и
Иногда к урокам я предварительно-опережающее подготавливаю ассистентов для того чтобы при объяснении в классе сложного нового материала можно было бы делать это по частям так, чтобы ассистенты в малых группах выполняли бы специально подготовленные закрепляющие упражнения.
Не меньше внимания я стараюсь уделять при работе по группам. Ученики, разбившись на микрогруппы, получают задания (на основе минимальных требований по предмету - стандарта, с использованием учебника и других учебных пособий) составляю викторину по всему учебному курсу или по его части. Викторина включает в себя понятия факты, биографии, ведущие идеи, содержание события, даты. Одновременно ученики готовят эталонные ответы на составленные вопросы или варианты коротких ответов, из которых следует выбрать правильные. Задание выполняется на занятиях-факультативах и затем непосредственно на уроках проводится турнир между микрогруппами. Что предполагает предварительный обмен наработками и проведения предметной игры в несколько этапов (четверть финала до финала).
Разделить класс на микрогруппьи, дать задания по предмету, включить секундомер или песочные часы. Задача учеников состоит, чтобы как можно быстрее представить ответы, результаты и пояснения к ним в устной форме, если это потребуется. Или модификация той же работы.
Каждый ученик получает задание определенной категории сложности, которые он должен выполнить, затем он помогает ученикам, нуждающимся в помощи.
Ученики нескольких групп получают одинаковые материалы для задания и соответствующие задания. Им дается необходимое время для выполнения работы в классе или дома. другая разновидность этой работы предполагает получение задания с начала для поиска необходимых материалов, и только на втором этапе перед ними ставится задача, которую необходимо будет решить. Затем каждая группа защищает полученный результат перед классом или перед специально-созданным жюри, в процессе уроков или на факультативе.
Класс делиться на команды и каждая команда тренирует одного участника по вновь изучаемому материалу. Причем к выступлению готовят наиболее слабого участника команды, затем во второй половине урока он у доски либо рассказывает новый материал либо решает соответствующие новому материалу задания. Затем трое быстрее других подготовленных участников последовательно выходят к доске и показывают свои знания и умения. В зависимости от того, какие результаты они покажут, учитель совместно с 2 секундантами из учащихся ставят оценку выступающим и двоим тренерам и команды, которых выбирает сама команда.
На уроках предлагаю учащимся, разделенным на малые группы, подборку материалов, изучение которых подчиняется необходимости выйти на запланированные выводы или разработать программу решения проблем, или построить оптимальный ответ на поставленные вопросы.
Игры проводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Ситуационные ИГРЫ - каждая из специально созданных микрогрупп рассматривает предложенную ситуацию, изучает источники и готовит свой вариант решения, который и предлагается для обсуждения на пленуме. Учитель вместе с избранными учениками жюри оценивает успешность выполненных работ по следующим показателям: доказательность, оригинальность, научность, уважительность, точность, лаконичность. От каждой группы с представлением проекта решения выступает либо предложенный член группы либо тот, кого назовет жюри. По итогам работы все участники микрогруппы получают одинаковые оценки или предлагает свой список оценок, с которым жюри может согласиться.
Пример: Многие граждане России выезжают за рубеж на отдых, собственный туризм развивается слабо.
2. Ролевые ИГРЫ - ставится познавательная проблема, и каждая из микрогрупп своей ролевой позиции предлагает решение на основании предварительного или непосредственно на игровом поле изучения источника.
3. Пресс-конференции - каждая микрогруппа готовит на пресс-конференцию одну полную тему, остальные учащиеся готовят письменные вопросы - заранее, а устные - по ходу события.
Работа с матрицами - при изучении материков и океанов, а также их деталей интересным моментом, способствующим запоминанию и стимулирующим узнавания всего перечисленного, может оказаться игра с матрицами. Ученики, скопировав на картон очертания материков, океанов и т.д., вырезают их, получая матрицы, с которыми предстоит работать. На готовых матрицах постепенно по мере изучения наносится рельеф, полезные ископаемые, реки, озера и прочее.
Проверку знаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говорить только один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид, что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить на вопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрала не их.
В таких случаях я использую приемы.
- один за другим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответы предыдущего ученика.
- отвечает один ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменный ответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый.
- опрос по «логической цепочке». Ученики по командам соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом.
- «Игра в случайность». В опрос вводятся элементы случайного выбора. Во время опроса запускаю бумажные самолетики с записанными вопросами в кого попадет.
- Опрос «ДА и НЕТ». Учитель загадывает объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопрос. На эти вопросы учитель отвечает только словами «Да», «Нет», «Да и нет». От некорректного вопроса отказывается жестом. После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными, какие и (почему) слабыми?