Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора современной региональной политики, их роли и места в реализации экономических интересов регионов.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить историю создания межрегиональных ассоциаций.
2. Исследовать их цели и структуру, а также сопоставить соответствие целям и задачам, предусмотренным концепцией региональной политики.
3. Изучить основные механизмы реализации экономических интересов регионов посредством межрегиональной интеграции.
4. На основании исследования определить эффективность данной формы межрегиональной интеграции в реализации экономических интересов субъектов РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………………………..…7
1.1 История создания ассоциаций………………………………………..7
1.2 Правовые основы деятельности ассоциаций………………………..13
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций……………………………………………….19
2.2 Организационная структура межрегиональных альянсов…….…...22
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ………………………………………...26
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций……………26
3. 2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..36
Формирование региональных альянсов продолжалось до июня 2001г. В настоящее время существует 7 регионов, альянсов с уставами.
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций
Члены ассоциаций принимают
участие в ее деятельности через
своих полномочных
Все указанные субъекты могут быть членами ассоциации при условии, что они признают цели и задачи ассоциации, ее Устав, а также уплачивают установленные Советом ассоциации вступительные и ежегодные взносы. Несколько регионов РФ входят одновременно в две ассоциации (табл. 1). Это вызвано в первую очередь территориальным расположением данных регионов, а также их экономическими связями. Больше всего пересечений у «Большого Урала» и «Большой Волги».
Таблица 1
Состав межрегиональных ассоциаций на начало 2009 г.
(действительные члены)
«Сибирское соглашение» |
«Большая Волга» |
«Центрально-Черноземная» |
Республика Алтай Республика Бурятия* Республика Тыва Республика Хакасия Алтайский край Забайкальский край* Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область Тюменская область* Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО |
Республика Марий Эл Республика Мордовия Удмуртская республика* Чувашская республика Астраханская область Волгоградская область* Кировская область Нижегородская область Оренбургская область* Пензенская область Самарская область Саратовская область Тамбовская область* Ульяновская область Пермский край* |
Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область* Тверская область Тульская область Ярославская область город Москва |
«Северный Кавказ» |
«Дальний Восток и Забайкалье» |
«Северо-Запад» |
Республика Адыгея Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия-Алания Чеченская Республика Краснодарский край Ростовская область Ставропольский край Волгоградская область* |
Республика Бурятия* Республика Саха (Якутия) Забайкальский край* Камчатский край Приморский край Хабаровский край Амурская область Магаданская область Сахалинская область Еврейская АО Чукотский АО |
Республика Карелия Республика Коми Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Новгородская область Псковская область Ненецкий АО г. Санкт-Петербург |
«Большой Урал» |
Тамбовская область – «Центрально-Черноземная» и «Большая Волга» Оренбургская область, Удмуртская республика и Пермский край – «Большой Урал» и «Большая Волга» Республика Бурятия и Забайкальский край– « Дальний Восток и Забайкалье» и «Сибирское соглашение» Тюменская область – «Большой Урал» и «Сибирское соглашение» |
|
Курганская область Оренбургская область* Свердловская область Тюменская область* Челябинская область Республика Башкортостан Удмуртская Республика* Пермский край* |
*Регионы, входящие в две ассоциации:
2.2 Организационная
структура межрегиональных
В Уставах ассоциаций закреплена организационная структура каждой из них. При сравнительном анализе можно сказать, что данные структуры достаточно единообразны. Все ассоциации имеют трехзвенную структуру управления:
Высшим руководящим органом всех ассоциаций является коллегиальный орган Совет Ассоциации, состоящий из высших должностных лиц регионов. Возглавляет Совет Председатель (либо Президент). Практически во всех региональных альянсах это один орган, лишь в ассоциации «Северо-Запад» его функцию выполняют два коллегиальных органа: Координационный Совет и Консультативный Совет. При этом Консультативный Совет руководит организацией между заседаниями Координационного Совета. В состав высшего органа входят первые руководители исполнительных и законодательных органов власти субъектов Федерации, полномочные представители Президента в федеральных округах.
Работа ассоциаций строится
на проведении заседаний высшего
коллегиального органа, на которых
рассматриваются вопросы
Советы ассоциаций вырабатывают
стратегию и тактику
Во всех ассоциациях незыблемым является принцип: решение Совета, против которого проголосовал кто-либо из членов ассоциации, не распространяется на его территорию и финансы. Это положение ясно подчеркивает то, что ассоциации нельзя рассматривать как принудительный механизм. Объединения действуют для тех, кто нуждается в координации своих действий с соседями и заинтересован в привлечении их к решению ряда проблем.
В период между заседаниями Совета деятельность ассоциации организует и контролирует ее Председатель Совета/Президент (таб.2). Он может избираться Советом из числа полномочных представителей членов ассоциации квалифицированным большинством голосов на определенный срок, а может назначаться сроком на один год на основании ротации в алфавитном порядке названия региона – участника ассоциации (как в ассоциации «Северный Кавказ»).
Таблица 2
Руководители межрегиональных ассоциаций на начало 2011 г.
№ |
Ассоциация |
Председатель Совета ассоциации/Президент |
Должность |
1. |
«Сибирское соглашение» |
В.В. Наговицын |
Председатель Правительства Республики Бурятия |
2. |
«Северо-Запад» |
А. А. Турчак |
Первым вице-президентом избран член Президиума Государственного Совета Российской Федерации, губернатор Псковской области |
3. |
«Большой Урал» |
Э.Россель |
Губернатор Свердловской области |
4. |
«Большая Волга» |
В.К. Бочкарев |
Губернатор Пензенской области, президент ассоциации |
5. |
«Северный Кавказ» |
А.В.Тепляков |
Заместитель председателя Законодательного Собрания Ростовской области |
6. |
«Центрально-Черноземная» |
Е.С. Строев |
Председатель Совета Ассоциации, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. |
7. |
«Дальний Восток и Забайкалье» |
О. Н. Кожемяко |
Губернатор, председатель Правительства Амурской области |
Совет ассоциации возглавлял Е.Строев, экс-губернатор Орловской области.
Второй уровень структурной организации образуют непосредственно исполнительные органы территориальных союзов. Главным является Исполнительный Комитет во главе с Председателем. В структуру Комитета, как правило, входят профильные комитеты или координационные советы по различным направлениям деятельности, в состав которых входят руководители соответствующих департаментов администраций и правительств регионов. Исполнительный комитет проводит в жизнь решения Совета ассоциации, решает вопросы текущей деятельности альянса.
На основании анализа структуры координирующих органов ассоциаций можно сделать вывод, что она носит как отраслевую, так и проблемную направленность. Это, в первую очередь, связано со спецификой их деятельности. В задачу координационных комитетов входит не только решать проблемы внутри отдельно взятых отраслей, но и оперативно реагировать на вопросы, включающие в себя элементы из различных сфер экономики и социальной сферы.
В то же время, структура ассоциаций четко отражает доминирование экономических причин их создания. Ассоциации являются реальным механизмом претворения в жизнь экономической региональной политики, а также способом осуществления обратной связи с центром по поводу жизнеспособности федеральных программ, которые предлагаются субъектам федерации.
Вывод:
Ассоциированными членами ассоциаций могут быть: муниципальные образования РФ, юридические лица, заключившие договора с ассоциацией. Все указаны субъекты могут быть членами, при условии, что они признают цели, задачи, а так же уплачивают установленные Советом ассоциации вступительные и ежегодные взносы.
Высшим органом является коллегиальный орган, состоящий из высших должностных лиц, возглавляет Председатель (либо Президент).
Второй уровень структурной организации исполнительные органы территориальных союзов. Как правило, это координационные советы в которых входят руководители администраций и правительств регионов. В задачу координационных комитетов входят решать проблемы внутри отдельно взятых отраслей, но и реагировать на вопросы экономической и социальной сферы.
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
3.1 Приоритетные
направления деятельности
Целевой и организационной базой реализации основных задач ассоциации являются проекты и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ассоциации, а также различных отраслей промышленности.
Ассоциациями проделана большая работа по выработке экономической политики в регионах, по проведению реформ, структурной перестройке, разделению полномочий и предметов ведения между центральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приватизации, организации самоуправления территориями, обеспечения управляемости процессами стабилизации и дальнейшего социально-экономического и духовного развития субъектов Российской Федерации.
На заседаниях Советов ассоциаций утверждаются основные приоритетные направления деятельности. Как правило, по каждому из этих направлений работают Координационные комитеты или советы. Рассматривая данные исполнительные органы на примере «Центрально-Черноземной» МАЭВ, можно увидеть какие направления развития субъектов РФ, входящих в ассоциацию, выбраны как приоритетные:
· Координационный Совет по здравоохранению
· Координационный Совет по топливно-энергетическому комплексу
· Координационный Совет по реформированию АПК
· Координационный Совет по экономическим вопросам
· Координационный Совет по Программе "Дороги"
· Координационный Совет по социальной политике
· Координационный Совет по делам военнослужащих
· Координационный Совет по культуре
· Координационный Совет по бюджету, финансам и налоговой политике
· Координационный Совет по обновлению содержания подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих ("Большая кафедра") в субъектах РФ и городов, входящих в ЦФО
· Координационный Совет по внешнеэкономической деятельности
· Координационный Совет по инвестиционной политике
· Координационный Совет по проблемам местного самоуправления
· Координационный Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства
· Координационный Совет по страховой и инвестиционной деятельности
· Координационный Совет по разработке и реализации программы стабилизации и развития городского наземного пассажирского транспорта
· Координационный Совет по делам молодежи
· Координационный Совет по модернизации и развитию образования в субъектах РФ ЦФО и другие.5
Ассоциация «Сибирское
соглашение» также вместе с федеральными
структурами разрабатывает
Информация о работе Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации