Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора современной региональной политики, их роли и места в реализации экономических интересов регионов.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить историю создания межрегиональных ассоциаций.
2. Исследовать их цели и структуру, а также сопоставить соответствие целям и задачам, предусмотренным концепцией региональной политики.
3. Изучить основные механизмы реализации экономических интересов регионов посредством межрегиональной интеграции.
4. На основании исследования определить эффективность данной формы межрегиональной интеграции в реализации экономических интересов субъектов РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………………………..…7
1.1 История создания ассоциаций………………………………………..7
1.2 Правовые основы деятельности ассоциаций………………………..13
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций……………………………………………….19
2.2 Организационная структура межрегиональных альянсов…….…...22
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ………………………………………...26
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций……………26
3. 2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..36
Большое внимание в работе ассоциаций уделяется разработке и реализации программ социально-экономического развития субъектов-участников ассоциаций. Это, как и программы федерального уровня, так и внутри региональные программы.
Например, ассоциацией
«Северный Кавказ» совместно
с учеными Северного Кавказа
разработаны и реализуются
1. Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 годы.
2. Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2008-2012 годы.
3. «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа».
4. «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до 2010 года» (на базе альтернативных источников энергии).
5. «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа».
6. «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей».
7. «Концепция обеспечения безопасности городов Северного Кавказа». (На основании этой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. в г. Ростове-на-Дону и других городах субъектов ЮФО РФ)
В соответствии с принятой концепцией развития инфраструктуры экономики и бизнеса в регионах, входящих в состав ассоциации «Центрально-Черноземная», там реализуется ряд программ:
· Программа "Сахар ЦЧР";
· Программа развития газификации Центрально-Черноземного региона РФ;
· Программа возрождения областей Центральной России;
· Программа "Плодородие";
· Программа "Кадры";
· Программа "Дороги";
· Программа духовного возрождения Черноземного края;
· Программа охраны здоровья населения;
· Программа "Народный телефон";
· Программа развития атомной энергетики;
· Комплексная программа развития систем связи;
· Программа стабилизации и развития городского наземного пассажирского транспорта;
· Программа энергосбережения;
· Программа "Индустрия образования";
· Программа по социальной политике и организации адресной социальной помощи населению
· и др.
Принятые программы и постоянный контроль над ходом их реализации позволяют максимально сконцентрировать усилия исполнительных и законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на мобилизацию внутренних сил и изыскание дополнительных источников финансирования для выполнения целевых программ, направленных на улучшение качества жизни человека.
Ассоциации взаимодействуют с Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания, Правительством Российской Федерации, с Аппаратом полномочного представителя Президента России в ДФО, с международными организациями и зарубежными представительствами. Участвуют в организации международных и межрегиональных форумов, конференций, семинаров и выставок.
Ассоциации постоянно направляют в адрес Президента, Правительства, Федерального Собрания, Министерств и ведомств Российской Федерации обращения, письма, аналитические записки, предложения по вопросам структурной перестройки экономики, приватизации, формированию инфраструктуры экономики, лицензионной деятельности, обеспечения взаимодействия между Центральными органами власти и субъектами Российской Федерации, налогообложения, ценообразования, АПК, ТЭК, формированию отечественного продовольственного рынка и др., которые используются при разработке соответствующих программ, законов, документов и других нормативных актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Ассоциации активно
содействуют установлению и развитию
новых внешнеэкономических
В своей деятельности ассоциации особое внимание уделяют укреплению культурных связей, межнациональных и межконфессиональных отношений в республиках, краях и областях Российской Федерации.
3.2 Проблемы
развития межрегиональных
Следует отметить, что
идея создания межрегиональных ассоциаций
– как организационно-связующег
Однако государственные структуры управления (как представительные, так и исполнительные) не сумели развить их интеграционные возможности, не использовали богатый опыт, накопленный при решении и реализации крупных региональных программ. Понимая преимущества этой организационной формы взаимодействия субъектов Федерации, правительство в конце 90х годов попыталось вовлечь в свои программные решения руководителей ассоциаций. С осени 1998 г. они стали входить в состав Президиума Правительства РФ с правом совещательного голоса. Это создало условия для нового, качественно более высокого уровня взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и ассоциаций. Появилась возможность влиять на решения федерального правительства непосредственно в период их подготовки и принятия. Новый статус руководителей ассоциаций потребовал перестройки аппарата, укрепления его аналитического и организационного звена, способного давать оценку проектам правительственных решений с учетом интересов регионов и отдельных групп населения. Для правительства взаимоотношение с регионами через ассоциации также более удобно с точки зрения эффективности и оперативности. Практика показала, что ассоциации экономического взаимодействия являются для исполнительных органов власти надежным партнером в регионах, откуда можно получать аналитическую информацию, сверять правильность принимаемых решений, конструктивно работать над сложными экономическими проблемами.
Исполнительные органы управления МАЭВ рассчитывали на дальнейшее развитие этой организационной формы взаимодействия субъектов Федерации и федеральных структур власти. По мнению руководителей МАЭВ, следующим логическим шагом могло бы быть решение правительства по наделению ассоциации некоторыми контрольными и координирующими функциями. В частности, исполнительная дирекция ассоциации могла бы следить за выполнением постановлений Правительства РФ, координировать деятельность территориальных органов федеральных министерств и ведомств, руководить выполнением федеральных программ, реализуемых на территориях нескольких субъектов Федерации. Одно из предложений по совершенствованию работы ассоциаций в качестве эксперимента состояло в том, чтобы наделить их функциями некоторых министерств (экономики, экологии и охраны окружающей среды, региональной политики и др.). Разумно было бы также дать право ассоциации использовать в определенной пропорции просроченную задолженность предприятий федеральному бюджету для финансирования федеральных целевых программ активизации жилищного строительства, выполнения социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Несмотря на очевидные
преимущества в деятельности МАЭВ,
эта организационная форма
2000 год стал серьезным
испытанием для существующих
с начала 90-х годов ассоциаций.
Учреждение Президентом В.В.
Оглядываясь на путь, пройденный ассоциациями, нельзя не признать ту объединительную роль, которую они сыграли в новейшей истории России. Уже в течение полутора десятков лет они вносят свою лепту в сохранение и укрепление единства Российского государства. И совершенно очевидно, что федеральные округа не смогут поглотить ассоциации. Во-первых, границы межрегиональных объединений и округов между собой не совпадают. Во-вторых, Конституция закрепляет за субъектами Федерации сферу их собственного ведения, куда не вправе вторгаться никакие федеральные органы и должностные лица, в том числе и полпреды. Соответственно вопросы координации в пределах собственного ведения регионов — это дело только самих регионов и образованных ими ассоциаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность межрегиональных
ассоциаций экономического взаимодействия
показала, что они явились хорошей
организационно-экономической
Позитивными моментами деятельности ассоциаций, на взгляд автора, являются следующие:
- осуществление постоянно
действующего социально-
- совместное формирование концепций, стратегий регионального экономического развития, общих методологических подходов; согласование экономической политики территорий по отраслевым, функциональным направлениям; ориентация на реализацию политики импортозамещения по ряду видов товарной продукции;
- организация разработки
и реализации программ по
- выработка предложений по рациональному размещению производительных сил в регионе, установлению кооперированных связей между предприятиями; создание совместных межрегиональных производственных, рыночных структур;
- обмен опытом территорий
по общим вопросам социально-
- объединение интеллектуальных
возможностей для решения
- организация информационного
обеспечения территорий и их
субъектов коммерческо-
- подготовка предложений
в федеральные органы власти
по общей корректировке курса
экономического развития
- формирование на основе
взаимных экономических
Особо стоит подчеркнуть позитивную роль межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в устранении негативных последствий излишней региональной суверенизации. Региональная суверенизация субъектов Федерации остро проявилась в вопросах государственного федеративного строительства. Число субъектов Федерации и их конфигурация часто менялись. Каждый из них неоправданно стремился к самостоятельности: принимались местные законы, которые нередко не соответствовали или даже противоречили Конституции РФ. В результате наблюдалась ощутимая потеря экономических преимуществ от дробления экономического и организационного потенциала крупного региона.
Вместе с тем наиболее активные ассоциации, например, «Сибирское соглашение», «Большая Волга», «Центральное Черноземье», внесли существенный вклад в организацию комплексного развития регионов, входящих в ассоциацию, что проявилось в последовательной реализации межрегиональных целевых программ.
Как представляется, следующим шагом в развитии территориальных форм управления, в частности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, является использование их опыта в процессе совершенствования деятельности крупных территориально-хозяйственных комплексов на примере федеральных округов.
Информация о работе Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации