Миграционная политика в современной России, ее региональная специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание

Цель работы - исследовать основные приоритетов современной миграционной политики Российской.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-4
1.Теоретические основы изучения миграции …………………………………5
1.1Миграция: сущность,опредления,виды,функции………………………....5-8
1.2Миграционные потоки, миграционная политика………………………..9-10
2.Особенности миграционной политики России……………………………...11
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации…………………………………………11-16
2.2 Региональная политика………………………………………………..17-19
Заключение………………………………………………………………….20-21
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Контр.docx

— 52.56 Кб (Скачать документ)

Такими образом, миграционная политика - система мер направленных на регулирования  процессов миграции населения в  соответствии с интересами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности миграционной  политики России

2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционной политики Российской Федерации

Проблемы миграции населения  для России стали особо актуальны  после распада Советского Союза  и начала рыночных реформ. Миграционные процессы стали более масштабными, приобрели острый характер, изменились направления миграционных потоков. Современная миграционная политика РФ направлена на решение нескольких острейших проблем.

Во-первых, не соответствие размеров страны, количеству населения. При средней плотности 8 чел/на км. кв. Россия превосходит только некоторые  страны, расположенные в пустынных  районах Африки.

Во вторых, депопуляция  населения страны. Ежегодно население  РФ в следствии естественной убыли  сокращается на 500-700 тыс. человек

В-третьих, крайне не равномерное  размещение населения. Основная масса  населения размещена в центральных  и южных районах страны, именно туда и направлен основной миграционный поток, а Сибирь и Дальний Восток имеют плотность 1 и менее человек  на кв.км и миграционный прирост  в них отрицательный.

В-четвертых, недостаток трудовых ресурсов в стране. Кроме того население  «стареет». Въезжающие в страну мигранты это трудоспособные люди.

В-пятых, неконтролируемая внутренняя миграция. В большинстве областей миграция в последние годы не компенсирует естественную убыль; рост населения был отмечен лишь в нескольких регионах.

Для анализа особенностей направленности миграционной политики в России, необходимо более подробно рассмотреть демографическую ситуацию в нашей стране в последние  годы. В таблицы 2.1 приведена численность  население некоторых стран и  регионов мира в 20 веке и несколько  вариантов прогнозов на 21 век.

 

Таблица 1. Численность населения развитых стран по прогнозам ООН (млн. человек)

Регионы мира

1950г

2000г

Варианты прогноза ООН  на 2050г

   

низкий

средний

высокий

Россия

547

728

565

632

705

Европа

103

146

92

101

112

Северная

америка

172

316

391

448

512

Япония

84

127

101

110

119


 

 
         
             
             
             
             
             
             

Как, показывают данные таблицы, население России в середине 21 века может, опуститься до уровня середины 20 века, а по пессимистичным прогнозам  опустится еще ниже. Таким образом, все развитые страны стоят перед  той же альтернативой, что и Россия: смириться с сокращением своего населения или согласиться на прием большого количества мигрантов  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Нашу страну ждет сокращение население, а как следствие дефицит  рабочих «рук», целые регионы  России могут обезлюдить, а российское «село» перестанет существовать. Хотя бы отчасти решить проблему позволить  переселение населения на территорию нашей страны из других стран. На рис. 2.показана динамика миграционного прироста в РФ с 1990 по 2009 гг. В настоящее время и ближайшее будущее компенсация естественной убыли населения за счет миграции для нашей страны так же актуально, как и раньше, поэтому основной приоритет миграционной политики РФ это привлечение мигрантов из зарубежных стран.

Согласно утвержденной президентом  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, замещающая миграция в период 2007-2015 гг. призвана в полном объеме восполнять естественную убыль, а в 2016-2025 гг. способствовать росту численности населения  России4.

Среди прибывших в Россию в 2006 году преобладало трудоспособное население (особенно высока численность  мигрантов в возрасте от 20 до 49 лет), т.е. это молодые, активные, трудоспособные граждане.

Наибольшее давление миграции испытывают Северная Осетия (коэффициент  нагрузки 682 беженца на 10 тыс. жителей), Ставропольский край (159), Оренбургская область (163), а также все области  Центрально-Черноземного и Поволжского (кроме Калмыкии) регионов, ряд областей Центра.

Миграционная политика - сложное комплексное направление, которая должна учитывать не только потребности регионов в населении  и трудовых ресурсах, но и социально-экономические  показатели регионов.

 Распределение мигрантов  прибывших в РФ по возрасту  в 2009 г.

Динамика миграционных процессов  внутри России сложная и неоднозначная. Одной из важных тенденций, связанных  с изменениями в размещением  населения в постсоветской России нужно отметить резкое снижение объемов  миграционных потоков - с 5,5 млн. человек  в 1989 году до 2,2 млн. человек в 2005 году, - то есть в 2,5 раза. В определенной степени  этот процесс закономерен и предопределен  прекращением полуорганизованной миграции - на "стройки века", послевузовского  и внутриотраслевого перераспределения. Однако, в новых условиях, на фоне отрицательного естественного прироста, даже минимальный отток из слабонаселенных  районов РФ оказывает огромное значение на экономическое состояние региона  и России в целом.

Рассмотрим миграционный прирост по регионам РФ в период с 2007-2009 гг. (Таблица 2). Максимальный прирост отмечался только в наиболее экономически стабильном Центральном ФО, так же не значительный прирост отмечен в Северо-Западном ФО, по уровню экономического развития не уступающему Центральному ФО. Во всех остальных районах наблюдается превышение числа убывших над числом прибывших. И особенно заметно это в Сибирском, Дальневосточном и Поволжском ФО.

 

Таблица2-Миграционный прирост  по субъектам РФ

Страна,ФO

2007

2008

2009

Российская федерация

239943

242106

247449

Центральный ФО

162544

174403

159763

Северо-западный ФО

24304

27715

27721

Южный ФО

35012

21759

20884

Приволжский ФО

18250

16221

26658

Уральский ФО

19188

15883

15946

Сибирский ФО

-3440

5324

14396

Дальневосточный ФО

-15915

-19990

-17919


 

 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Подобное явление бесспорно  негативное, которое является следствием отсутствия продуманной миграционной политики. В первую очередь миграционные потоки направлены, отнюдь не в те регионы, которые остро нуждаются в  мигрантах. Особенно отчетливо эта  диспропорция в размещении мигрантов  в РФ видна при сравнении миграционного  прироста Российских федеральных округов  и некоторых стран мира.

Россия в целом характеризуются  положительным миграционным приростом, сравнимым со многими развитыми  странами мира, однако по регионам РФ этот показатель распределен крайне не равномерно. Если Центральный и Северо-Западный округ отличаются высокими показателями миграционного прироста, то Дальневосточный, напротив одним из самых худших в  мире.

Во внутренней миграции отрицательный  миграционный прирост со всеми округами, кроме Дальневосточного, имеет Сибирский  округ. Он в 2002 году потерял столько  же, сколько Дальний Восток. Здесь  тоже имеет место дальневосточный  вариант - самые большие миграционные потери в обмене с Центром. В европейской  России выделяются совсем непривлекательные, в силу известных политических причин, северо-кавказские республики во главе  с Чечней. Есть и островки очень  сильной миграционной непривлекательности, находящиеся вне описанных выше ареалов (Севера и Кавказа) - это самые  чахлые, дефицитные и безденежные  периферийные российские регионы типа Смоленской, Кировской или Курганской областей, Мордовии.

Осознание проблемы российскими  властными органами - важный этап ее проблемы.

Для реализации миграционной политики созданы и функционируют  Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая  группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного  законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической  казуистики названная «Концепцией  регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года». Последняя, содержит раздел «Приоритеты  демографического развития в области  миграции и расселения» и основные задачи в данной сфере. При всей их лаконичности, в Концепции демографического развития, на мой взгляд, верно выделены приоритеты в сфере миграции5.

У России гораздо больше причин, чем у любой другой страны, устанавливать «особые взаимоотношения» с другими странами, прежде всего - с постсоветскими. В ближайшем будущем за мигрантов будет вестись серьезная борьба между Россией и странами СНГ, т.к. именно русскоязычное население составляет технический и образовательный «костяк» во многих республика бывшего СССР. Мигранты, долгое время живущие в России, образуют значительный демографический, трудовой и даже интеллектуальный потенциал. Очень важно также, что благодаря культурной близости или совместному историческому прошлому они готовы интегрироваться в российское общество и, как показывает исследование, уже в значительной мере в него интегрированы.

Существует мнение, что  регионы Сибири и Дальнего Востока  можно вновь начать заселять россиянами, перенаправив миграционные потоки в  обратном направлении (с запада на восток). Однако,встает проблема нехватки демографических ресурсов. Российская деревня, которая на протяжении более чем столетия питала окраины, находится в глубокой демографическом кризисе. Во многих областях на 1 родившегося сельского жителя приходится 3 умерших. В России практически нет перенаселенных и трудоизбыточных регионов, и ситуация со временем будет только ухудшаться. Единственный выход привлечение международных мигрантов.

Миграционные процессы в  Российской Федерации имеют сложный  и неоднозначный характер, они  оказывают как позитивное, так  и негативное воздействие на социально-экономическую  и политическую обстановку в стране:

· позитивное - миграция призвана смягчить демографический кризис (а  это реальная угроза национальной безопасности) и компенсировать естественную убыль  населения страны, обеспечить более  активное перераспределение населения  и трудовых ресурсов в условиях оживления  экономики и неизбежных при этом территориальных и отраслевых диспропорциях.

· негативное - нарастают  потоки незаконной иммиграции (в том  числе трудовой), происходит избыточная концентрация иммигрантов в ряде регионов страны, сопутствующий этому  явлению неконтролируемый рынок  товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной ситуации и т. п.

Таким образом, на современной  этапе возникают 2 главных приоритета миграционной политики России, что  по актуальности и остроте на современном  этапе в равной степени стоят  проблемы:

-необходимость поддержания  и увеличения численности населения  и контроль за вынужденной  и незаконной (в том числе - трудовой) миграции;

-регулирование размещения  населения и внутренней трудовой  миграции на территории Российской  Федерации;

2.2 Региональная политика

Важным элементом бескризисного  развития считается обеспечение  равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической  асимметрии. Это означает, что уровень  и условия жизни в отдельных  регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних  регионов в другие, не создавался опасный  уровень социальной напряженности  в наиболее благоприятных регионах.

Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего  его перераспределения, так и  за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство  следит за тем, чтобы не происходила  чрезмерная концентрация населения  и экономики в одних регионах и запустение в других.

Информация о работе Миграционная политика в современной России, ее региональная специфика