Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 10:19, курсовая работа
Развитие крупных городов мира всегда находилось в поле зрения специалистов различных областей знания. Менялись исторические эпохи и формации, трансформировалась территориальная организация и приоритеты развития хозяйства, однако крупные города всегда оставались во главе прогресса, и интерес к ним никогда не угасал. В последнее время среди всего многообразия типов городов повышенное внимание широких научных кругов привлекает формирование их особой категории – мировых или глобальных городов (от англ. – world, global cities).
значительное
повышение качества городской среды;
расширение
функциональной структуры
резкое улучшение
экологических условий больших
городов, особенно столич-ных
и крупных промышленных
разработка
новых методов управления большими городами
путём учёта закономерностей их самоорганизации;
усиление
процесса формирования
9. Основные районы
и центры мировой урбанизации
Пространственная
дифференциация процесса урбанизации
в современном мире очень велика и мозаична.
На карте мировой
урбанизации резко выделяются три
основных региона США, Западная Европа,
Япония; их дополняют довольно дисперсно
распространённые по большинству районов
крупнейшие центры, прежде всего с населением
свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300).
В последние два десятилетия эту картину
несколько меняют быстрорастущие, достаточно
мощные (хотя и менее включённые в мировые
политические, экономические и культурные
связи) городские агломера-ции в Восточной
и Южной Азии, а также в странах Латинской
Америки и меньше Африки. Это связано с
высокими темпами роста и концентрации
в них городского населения, упоминавшимися
выше.
Около половины
горожан мира ныне сосредоточено
в Азии (в 1950 г. около 1/3), более 20% в Европе.
На пороге XXI
в. отчётливо обнаруживается усиление
юго-восточно-азиатского вектора в
мировой урбанизации. Это связано,
помимо известного феномена послевоенной
Японии, со значительным увеличением
во второй половине ХХ в. городской массы
Китая, Индии и ряда прилегающих к ним
стран Восточной и Южной Азии.
Азиатский вектор
в урбанизации мира находит отражение
в быстром росте сверхкрупных
городских агломераций с
Демографы ООН
выделяют города с населением 8 млн и более
жителей как мегагорода (mega-cities). Эта группа
сверхкрупных городских агломераций растёт
за счёт развивающихся стран. В 1950 г. только
Нью-Йорк и Лондон превышали указанную
численность населения, в 1960 г. к ним присоединились
Токио и Шанхай, а в 1970 г. количество мегагородов
увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось
на развивающиеся страны (Пекин, Сан-Паулу,
Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро). В середине
1994 г. на развивающиеся страны приходилось
уже 16 из 22 мегагородов, а по прогнозам,
в 2015 г. из 33 городов с населением 8 млн
и более 27 (81,8%) будут находиться в развивающихся
странах, при этом 21 в Азии.
Рост числа
мегагородов в 1970-2015 гг.
1970 1994 2000 2015*
Мир в целом 11
22 25 33
Развивающиеся
страны 5 16 19 27
Азия (без Японии)
2 10 12 19
Латинская Америка
3 4 5 5
Африка 0 2 2 3
Развитые страны
6 6 6 6
Европа 2 2 2 2
Северная Америка
2 2 2 2
Япония 2 2 2 2
* Прогноз.
Несмотря на
значительное распространение концепции
контрурбанизации известного американского
географа-градоведа Б. Берри, получившей
большой резонанс особенно как лозунг
для нового направления региональных
исследова-ний, в целом в мире за счёт развивающихся
стран в ХХ в. продолжается концен-трация
населения в сверхкрупных агломерациях
свыше 1 и особенно свыше 10 млн жителей.
Эта тенденция по прогнозам демографов
ООН, сохранится и в начале XXI столетия.
В результате разрастания
и постепенного слияния десятков
соседних крупных городских агломераций
вдоль транспортных магистралей во
многих странах, прежде всего в упомянутых
выше трёх регионах мирового масштаба,
складываются обширные урбанизированные
зоны полосовидной конфигурации. Наиболее
известная из них впервые была выявлена
и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной
части Атлантического побережья США. Её
протяжённость около 1000 км, ширина достигает
местами 200 км; она состоит из переходящих
друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка,
Филадельфии, Балтимора, Вашингтона отсюда
её название Босваш и ряда других менее
крупных (всего 40 агломераций) общей площадью
170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в
США известный француз-ский географ Жан
Готманн дал ей название Мегалополис,
ставшее затем нарица-тельным. Мегалополис
(Мегаполь) в Древней Греции центр союза
аркадских городов; он возник около 370
г. до н. э. в результате слияния более чем
35 поселений. Под таким же названием вышло
его монографическое исследование в 1961
г. Население этой главной улицы Америки
насчитывает около 50 млн человек (почти
20% всего населения), здесь производится
примерно 1/4 промыш-ленной продукции США.
Другой мегалополис Чипитс (Чикаго Питтсбург)
сформировался в США на южном побережье
Великих Озёр путём слияния агломераций
Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга
и других всего их 35; его площадь 160 тыс.
кв. км, а население примерно 35 млн жителей
(а вместе с тяготеющей к нему агломерацией
Торонто в Канаде 40 млн). Самый молодой
мегалополис страны Сансан находится
в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско
через цепочку центров Большой Калифорнийской
долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего
и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих
трёх мегалополисах концентрируется почти
половина населения США.
В Канаде важнейшим
звеном расселения является линейно
вытянутая урбанизиро-ванная зона (ось)
от Квебека до Виндзора протяжённостью
около 1000 км (и шириной до 300 км); в её пределах
сосредоточено 55% населения страны (13,2
млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в
обрабатывающей промышленности.
Самый большой
в мире по численности населения
мегалополис Токайдо (около 70 млн человек)
сложился на Тихоокеанском побережье
Японии. Эта обширная урбанизированная
зона протяжённостью в несколько сотен
километров включает в себя крупнейшие
агломерации страны Токио, Иокогаму и
Кавасаки, образующие вместе с прилегающими
районами столичный метрополитенский
ареал (Кейхин) с населением почти 30 млн
человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие
(всего около 25). В мегалополисе Токайдо
сосредоточено примерно 60% населения страны
и около 2/3 её промышленного производства.
Мегалополисы
формируются и в Западной Европе;
там они, как правило меньше по
масштабам концентрации населения,
чем в США и Японии. Выделяются
своими размерами Английский мегалополис
(объединяет агломерации Лондона, Бирмин-гема,
Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский
( кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах,
Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.); каждый
из них включает до 30 агломераций общей
площадью по 50 тыс. кв. км и с населением
по 30-35 млн человек. Развитие мегалополисов
и здесь связано с быстрым расширени-ем
крупнейших агломераций. Так, население
Лондонской агломерации (в границах метрополитенского
района) составляет 12 млн человек, Парижской
в рамках городского района) 10 млн, агломерации
Нижний Рейн-Рур примерно 11 млн человек.
Всё отчётливее
намечается формирование межгосударственных
мегалополисов. В качестве примера укажем
на мегалополис в Северо-Западной Европе;
он охватыва-ет сопредельные урбанизированные
районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв.
км с населением 85 млн человек при средней
плотности населения 350 человек на 1 кв.
км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур,
бельгийско-французский район (Антверпен
Брюссель Лилль) и Парижский район.
Своеобразная
урбанизированная зона мегалополисного
типа в 80-90-х гг. нашего столетия складывается
на юге Китая. Её основу составляют свободные
экономиче-ские зоны Шэньчжэнь с населением
3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом
5,6 млн, который 1 июля 1997 г. Великобритания,
согласно договору, возвратит Китаю) и
Чжухай 1 млн человек (недалеко от Макао,
который Португалия в конце 1999 г. вернёт
Китаю) и крупнейшая агломерация Южного
Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн
человек. В начале XXI в. здесь, видимо, сформируется
мощный мегалополис с населением по рядка
30 млн жителей.
Быстрорастущие
агломерации становятся ядрами складывающихся
мегалополисов и в других развивающихся
странах: Сан-Паулу Рио-де-Жанейро Белу-Оризонте
в Бразилии, Каир Александрия в Египте,
Калькутта Асансол долина р. Дамодар в
Индии и т. д.
Несмотря на
всё более чёткое оформление в ряде
стран мегалополисов в виде обширных высокоурбанизированных
зон полосовидной конфигурации, образую-щихся
в результате срастания соседних агломераций,
представления о самой сущности мегалополиса,
его качественной новизне по сравнению
с городской агломерацией, возможностях
и перспективах развития остаются всё
ещё не до конца ясными. С этим связаны
и весьма значительные расхождения во
взглядах между разными авторами в нашей
стране и за рубежом при оценке перспективно-сти
мегалополисов как наиболее обширной
пространственной структуры расселе-ния.
Так, один из основоположников научной
концепции мегалополиса, Ж. Готманн, считает,
что мегалополис знаменует собой не только
этап в организации территории и городской
жизни, но и возвещает новую эру в размещении
населения и хозяйственной деятельности
человека . Перспективность этой структуры
расселения подтверждают также многолетние
исследования прогнозов расселения в
глобальном масштабе, осуществлённые
Международным центром экистики в Афинах
в рамках программы Город будущего под
руководством известного греческого архитектора
К. Доксиадиса в 70-80-х гг.
Под влиянием западных работ понятие мегалополис всё более широко стало использоваться в советской литературе 80-х гг. для обозначения обширных территорий, охваченных процессами урбанизации, новых урбанистических структур. Первоначально преобладали гораздо более сдержанные оценки роли и перспектив развития мегалополисов. Но со временем осознаётся важность и принимаются попытки серьёзного изучения факторов и условий развития мегалополисов в разных странах, их структуры, функций, перспектив. Это способствует лучшему пониманию будущей урбанизации.
Городские системы
— результат дифференциации развития
городов
Глобальные экономические
изменения во всем мире, рост международных
связей и разрушение монопольного диктата
национального государства на развитие
городских систем позволяют выделить
три основные городские системы в современную
эпоху (S. Sassen. 1994). Приматная городская
система характеризуется наличием одного
крупного городского поселения, как правило,
столичной агломерации, доминирующего
в национальной городской системе. Такая
особенность главным образом характерна
для Латинской Америки, большей части
Азии и некоторой части Африки.
Так, в большом
Сан-Пауло производится 36% национального
внутреннего продукта и 48% индустриального
продукта Бразилии. В Санто-Доминго осуществляется
70% банковских и коммерческих сделок и
сконцентрировано 56% индустриального
роста Доминиканской продукции. Явные
преимущества одного города над другими
— характерная черта такой системы. Несмотря
на то, что Нью-Йорк входит в двадцатку
крупнейших городов мира, он не доминирует
в многополярной городской системе США.
Так же и Москва, оставаясь крупнейшим
городом РФ, вклад которой в федеральный
бюджет свыше 20%, не доминирует в городской
системе России. Очевидным следствием
развития таких мегаполисов является
их сверхурбанизация, перенаселенность,
ожидающаяся и в дальнейшем. Ориентированная
на экспорт, экономика государств Карибского
бассейна привела к интенсивному развитию
туризма в регионе. Альтернативой единственному
городу является развитие городов вдоль
побережья, куда мигрируют работники и
фирмы. Налицо также влияние процессов
субурбанизации на развитие крупного
города. Все это вместе взятое привело
к упадку численности населения Кингстауна,
столицы Ямайки. Однако названная тенденция
не является универсальной даже для стран
Карибского бассейна и на Коста-Рике идет
дальнейшее наращивание численности Сан-Хосе.
Другим источником замедления численности
первого города является развитие экспортно-ориентированных
сельскохозяйственных производств. Интенсивное
выращивание кофе и хлопка в Гватемале
привело к более быстрым темпам развития
средних городов этой страны, чем его столицы.
В особой степени
росту крупнейших городов Латинской Америки
способствовало интенсивное развитие
финансового сектора экономики этих стран
и рынка ценных бумаг, последовавшего
вслед за приватизацией ключевых секторов
экономики. Иностранные инвестиции, привлеченные
в страны этого региона, позволили создать
развитую инфраструктуру в крупнейших
городах и дать толчок развитию сферы
услуг, присущей глобальным городам. Одновременно
с этим произошла дифференциация на сверхвыгодные
и недостаточно выгодные сектора экономического
роста в отдельных странах.
Производственные
зоны, центры туризма и финансово-деловые
центры — три типа мест, появившихся
под влиянием глобального экономического
процесса, в этих и других регионах
мира. Новое неравенство среди
городов связано с имплантацией
нового типа мест мировой экономики в
традиционные приматные системы городов,
в которых выгоду получают лишь места,
связанные с развитием туризма, международным
производством и финансами.