Мировые города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание

Развитие крупных городов мира всегда находилось в поле зрения специалистов различных областей знания. Менялись исторические эпохи и формации, трансформировалась территориальная организация и приоритеты развития хозяйства, однако крупные города всегда оставались во главе прогресса, и интерес к ним никогда не угасал. В последнее время среди всего многообразия типов городов повышенное внимание широких научных кругов привлекает формирование их особой категории – мировых или глобальных городов (от англ. – world, global cities).

Работа состоит из  1 файл

Курсовая на тему Мирвоые Города - копия.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

 значительное повышение качества городской среды;  

 расширение  функциональной структуры больших  городов исходя прежде всего  из местных потребностей;  

 резкое улучшение  экологических условий больших  городов, особенно столич-ных  и крупных промышленных центров;  

 разработка новых методов управления большими городами путём учёта закономерностей их самоорганизации;  

 усиление  процесса формирования пригородных  зон больших городов.  

9. Основные районы  и центры мировой урбанизации  

Пространственная  дифференциация процесса урбанизации в современном мире очень велика и мозаична.  

На карте мировой  урбанизации резко выделяются три  основных региона США, Западная Европа, Япония; их дополняют довольно дисперсно  распространённые по большинству районов  крупнейшие центры, прежде всего с населением свыше 1 млн жителей (в мире их свыше 300). В последние два десятилетия эту картину несколько меняют быстрорастущие, достаточно мощные (хотя и менее включённые в мировые политические, экономические и культурные связи) городские агломера-ции в Восточной и Южной Азии, а также в странах Латинской Америки и меньше Африки. Это связано с высокими темпами роста и концентрации в них городского населения, упоминавшимися выше. 

Около половины горожан мира ныне сосредоточено  в Азии (в 1950 г. около 1/3), более 20% в Европе.  

На пороге XXI в. отчётливо обнаруживается усиление юго-восточно-азиатского вектора в  мировой урбанизации. Это связано, помимо известного феномена послевоенной Японии, со значительным увеличением  во второй половине ХХ в. городской массы Китая, Индии и ряда прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии. 

Азиатский вектор в урбанизации мира находит отражение  в быстром росте сверхкрупных городских агломераций с населением свыше 5 млн жителей в 1970-1990 гг. Особенно выразительно в этом отношении пополнение в списке агломера-ций с населением свыше 10 млн жителей по прогнозу на 2000 г. В него к концу нашего столетия должны войти Джакарта, Карачи, Дакка, Дели, Манила, Бангкок, Тяньцзинь и другие агломерации в Азии. 

Демографы ООН  выделяют города с населением 8 млн и более жителей как мегагорода (mega-cities). Эта группа сверхкрупных городских агломераций растёт за счёт развивающихся стран. В 1950 г. только Нью-Йорк и Лондон превышали указанную численность населения, в 1960 г. к ним присоединились Токио и Шанхай, а в 1970 г. количество мегагородов увеличилось до 11, в том числе 5 приходилось на развивающиеся страны (Пекин, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро). В середине 1994 г. на развивающиеся страны приходилось уже 16 из 22 мегагородов, а по прогнозам, в 2015 г. из 33 городов с населением 8 млн и более 27 (81,8%) будут находиться в развивающихся странах, при этом 21 в Азии. 

Рост числа  мегагородов в 1970-2015 гг.  

1970 1994 2000 2015*  

Мир в целом 11 22 25 33  

Развивающиеся страны 5 16 19 27  

Азия (без Японии) 2 10 12 19  

Латинская Америка 3 4 5 5  

Африка 0 2 2 3  

Развитые страны 6 6 6 6  

Европа 2 2 2 2  

Северная Америка 2 2 2 2  

Япония 2 2 2 2  

* Прогноз.  

Несмотря на значительное распространение концепции  контрурбанизации известного американского географа-градоведа Б. Берри, получившей большой резонанс особенно как лозунг для нового направления региональных исследова-ний, в целом в мире за счёт развивающихся стран в ХХ в. продолжается концен-трация населения в сверхкрупных агломерациях свыше 1 и особенно свыше 10 млн жителей. Эта тенденция по прогнозам демографов ООН, сохранится и в начале XXI столетия. 

В результате разрастания  и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций  вдоль транспортных магистралей во многих странах, прежде всего в упомянутых выше трёх регионах мирового масштаба, складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США. Её протяжённость около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона отсюда её название Босваш и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 170 тыс. кв. км. Работавший многие годы в США известный француз-ский географ Жан Готманн дал ей название Мегалополис, ставшее затем нарица-тельным. Мегалополис (Мегаполь) в Древней Греции центр союза аркадских городов; он возник около 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений. Под таким же названием вышло его монографическое исследование в 1961 г. Население этой главной улицы Америки насчитывает около 50 млн человек (почти 20% всего населения), здесь производится примерно 1/4 промыш-ленной продукции США. Другой мегалополис Чипитс (Чикаго Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих Озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде 40 млн). Самый молодой мегалополис страны Сансан находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трёх мегалополисах концентрируется почти половина населения США. 

В Канаде важнейшим  звеном расселения является линейно  вытянутая урбанизиро-ванная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяжённостью около 1000 км (и шириной до 300 км); в её пределах сосредоточено 55% населения страны (13,2 млн человек в 1981 г.) и 73% всех занятых в обрабатывающей промышленности. 

Самый большой  в мире по численности населения  мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. Эта обширная урбанизированная зона протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны Токио, Иокогаму и Кавасаки, образующие вместе с прилегающими районами столичный метрополитенский ареал (Кейхин) с населением почти 30 млн человек, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и другие (всего около 25). В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60% населения страны и около 2/3 её промышленного производства. 

Мегалополисы  формируются и в Западной Европе; там они, как правило меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис (объединяет агломерации Лондона, Бирмин-гема, Манчестера, Ливерпуля, и др.) и Рейнский ( кольцевая агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.); каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30-35 млн человек. Развитие мегалополисов и здесь связано с быстрым расширени-ем крупнейших агломераций. Так, население Лондонской агломерации (в границах метрополитенского района) составляет 12 млн человек, Парижской в рамках городского района) 10 млн, агломерации Нижний Рейн-Рур примерно 11 млн человек. 

Всё отчётливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В качестве примера укажем на мегалополис в Северо-Западной Европе; он охватыва-ет сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен Брюссель Лилль) и Парижский район. 

Своеобразная  урбанизированная зона мегалополисного  типа в 80-90-х гг. нашего столетия складывается на юге Китая. Её основу составляют свободные экономиче-ские зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом 5,6 млн, который 1 июля 1997 г. Великобритания, согласно договору, возвратит Китаю) и Чжухай 1 млн человек (недалеко от Макао, который Португалия в конце 1999 г. вернёт Китаю) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI в. здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением по рядка 30 млн жителей. 

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу Рио-де-Жанейро Белу-Оризонте в Бразилии, Каир Александрия в Египте, Калькутта Асансол долина р. Дамодар в Индии и т. д.  

Несмотря на всё более чёткое оформление в ряде стран мегалополисов в виде обширных высокоурбанизированных зон полосовидной конфигурации, образую-щихся в результате срастания соседних агломераций, представления о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются всё ещё не до конца ясными. С этим связаны и весьма значительные расхождения во взглядах между разными авторами в нашей стране и за рубежом при оценке перспективно-сти мегалополисов как наиболее обширной пространственной структуры расселе-ния. Так, один из основоположников научной концепции мегалополиса, Ж. Готманн, считает, что мегалополис знаменует собой не только этап в организации территории и городской жизни, но и возвещает новую эру в размещении населения и хозяйственной деятельности человека . Перспективность этой структуры расселения подтверждают также многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществлённые Международным центром экистики в Афинах в рамках программы Город будущего под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса в 70-80-х гг. 

Под влиянием западных работ понятие мегалополис всё  более широко стало использоваться в советской литературе 80-х гг. для обозначения обширных территорий, охваченных процессами урбанизации, новых урбанистических структур. Первоначально преобладали гораздо более сдержанные оценки роли и перспектив развития мегалополисов. Но со временем осознаётся важность и принимаются попытки серьёзного изучения факторов и условий развития мегалополисов в разных странах, их структуры, функций, перспектив. Это способствует лучшему пониманию будущей урбанизации.

Городские системы  — результат дифференциации развития городов 

Глобальные экономические  изменения во всем мире, рост международных связей и разрушение монопольного диктата национального государства на развитие городских систем позволяют выделить три основные городские системы в современную эпоху (S. Sassen. 1994). Приматная городская система характеризуется наличием одного крупного городского поселения, как правило, столичной агломерации, доминирующего в национальной городской системе. Такая особенность главным образом характерна для Латинской Америки, большей части Азии и некоторой части Африки. 

Так, в большом  Сан-Пауло производится 36% национального внутреннего продукта и 48% индустриального продукта Бразилии. В Санто-Доминго осуществляется 70% банковских и коммерческих сделок и сконцентрировано 56% индустриального роста Доминиканской продукции. Явные преимущества одного города над другими — характерная черта такой системы. Несмотря на то, что Нью-Йорк входит в двадцатку крупнейших городов мира, он не доминирует в многополярной городской системе США. Так же и Москва, оставаясь крупнейшим городом РФ, вклад которой в федеральный бюджет свыше 20%, не доминирует в городской системе России. Очевидным следствием развития таких мегаполисов является их сверхурбанизация, перенаселенность, ожидающаяся и в дальнейшем. Ориентированная на экспорт, экономика государств Карибского бассейна привела к интенсивному развитию туризма в регионе. Альтернативой единственному городу является развитие городов вдоль побережья, куда мигрируют работники и фирмы. Налицо также влияние процессов субурбанизации на развитие крупного города. Все это вместе взятое привело к упадку численности населения Кингстауна, столицы Ямайки. Однако названная тенденция не является универсальной даже для стран Карибского бассейна и на Коста-Рике идет дальнейшее наращивание численности Сан-Хосе. Другим источником замедления численности первого города является развитие экспортно-ориентированных сельскохозяйственных производств. Интенсивное выращивание кофе и хлопка в Гватемале привело к более быстрым темпам развития средних городов этой страны, чем его столицы. 

В особой степени росту крупнейших городов Латинской Америки способствовало интенсивное развитие финансового сектора экономики этих стран и рынка ценных бумаг, последовавшего вслед за приватизацией ключевых секторов экономики. Иностранные инвестиции, привлеченные в страны этого региона, позволили создать развитую инфраструктуру в крупнейших городах и дать толчок развитию сферы услуг, присущей глобальным городам. Одновременно с этим произошла дифференциация на сверхвыгодные и недостаточно выгодные сектора экономического роста в отдельных странах. 

Производственные  зоны, центры туризма и финансово-деловые  центры — три типа мест, появившихся  под влиянием глобального экономического процесса, в этих и других регионах мира. Новое неравенство среди  городов связано с имплантацией нового типа мест мировой экономики в традиционные приматные системы городов, в которых выгоду получают лишь места, связанные с развитием туризма, международным производством и финансами. 

Информация о работе Мировые города