Западная Сибирь
- колыбель богатых и самобытных
культур, родина некогда живших и
ныне существующих народов. Следы их
пребывания хранит и тюменская земля.
В лесостепи, тайге и тундре по
берегам многочисленных рек и
озёр археологи находят остатки сезонных
стоянок и долговременных поселений людей
каменного, бронзового и железного веков,
руины древних городищ.
Западно
- Сибирская равнина стала осваиваться
человеком в конце палеолита -
древнего каменного века, примерно
15 - 20 тысяч лет назад на исходе ледникового
периода. Отголосками той эпохи являются
рассеянные по всей территории Тюменской
области кости мамонтов, шерстистых носорогов
и других обитавших в приледниковых степях
животных. Более редкие находки - грубые
каменные орудия, изготовленные первыми
сибиряками.
В
разных местах Тюменской области
обнаружены памятники мезолитической
эпохи - среднего каменного века, уходящего
от наших дней на 8 - 10 тысяч лет
назад ко времени грандиозной
перестройки природного окружения
древнего человека, связанной с началом
послеледниковья. В этот период ландшафты
края приобрели знакомый нам облик, сформировалась
современная речная сеть, на смену холодолюбивому
животному миру пришли сообщества животных,
до настоящего времени обитающие в лесостепной,
таёжной и тундровой зонах.
Первое,
открытое недавно мезолитическое поселение
на юге области - стоянка Катенька
на озере Мергень вблизи г. Ишима.
Обитатели поселений уже владели
техникой расщепления камня на узкие
и тонкие ножевидные пластины, которые
могли служить для разделки мяса, раскроя
шкур, а при их как вкладышей образовывать
острую режущую кромку значительно более
крупных составных орудий из дерева или
кости.
В
бассейне реки Конды на поселениях
Леушинского Тумана исследовано
несколько круглых и прямоугольных
землянок, наземных мезолитических построек,
обитатели которых с луками, дротиками
и копьями охотились на лося, северного
оленя, пушного зверя и птицу, а также,
по-видимому, ловили рыбу. Минимально обработанные
ножевидные пластины, отколотые от предварительно
приготовленного куска камня-нуклеуса
(ядрища), превращали в миниатюрные резцы,
проколки, свёрла. Из расколотых галек
делали и более крупные орудия - топоры,
долота и тёсла, предназначавшиеся для
работы по дереву.
Вероятно,
в это же время таёжные охотники
и рыболовы начали освоение районов Нижнего
Приобья и даже Приполярья, о чём свидетельствуют
мезолитические по облику находки каменных
орудий и их заготовок на местонахождении
Корчаги I близ Салехарда.
К
VI - IV тысячелетию до нашей эры
относятся открытые на территории Тюменской
области памятники эпохи неолита - нового
каменного века. По сравнению с единичными
стоянками предшествующего периода количество
неолитических поселений выглядит неправдоподобно
большим - они найдены практически везде,
где пролегали маршруты археологических
экспедиций. Однако существенный прирост
населения Западно-Сибирской равнины
в конце каменного века был исторически
закономерен и обусловлен прежде всего
возросшей технической вооружённостью
человека.
Важнейшим
достижением неолита явилось освоение
шлифовки и пиления камня, что позволило
вовлечь в производство те его широко
распространённые породы, обработка которых
путём раскалывания и оббивки - чуть ли
не единственными способами, имевшимися
в арсенале мастеров предшествующего
периода, не давала желаемого результата.
Не
менее значимым было овладевание
человеком древнейшим из искусственных
материалов - керамикой. Появление в
неолите первых сосудов из обожжённой
глины открыло эру гончарства,
быстро превратившегося в самое
массовое из домашних производств, способствовавших
обеспечению людей полноценной пищей.
Внимание учёных к его эволюции объясняется
ещё и тем, что глиняная посуда является
уникальным археологическим источником,
хранящем информацию о технологии её изготовления,
составе и способах приготовления пищи,
и даже о демографических и этнических
процессах прошлого. Гончары неолита и
всех последующих эпох украшали свои сосуды.
Орнаменты имели разное происхождение,
по-разному осмысливались, варьировали,
но многие из них становились традиционными,
привычными, как покрои и узоры одежды.
Они то и были самыми распространёнными.
Именно поэтому в одновременно существовавших
жилищах любого поселения археологи обнаруживают
почти тождественную по декоративному
оформлению керамику, причём чаще всего
такую же. Как и на ближайших синхронных
памятниках. Это сходство, конечно, не
случайно. Оно возникло и поддерживалось
в процессе регулярного общения людей
и начало убывать после прекращения контактов
между ними. Узоры на сосудах в комплексе
с другими данными позволяют учёным безошибочно
определять границы расселения групп,
члены которых были теснее связаны друг
с другом, чем с внешним миром. Такие общности
первобытной эпохи получили названия
археологических культур.
Изучение
неолитического периода на территории
Тюменской области показывает, что проживавшее
в то время население было далеко не однородным
по своему происхождению, языку и культуре.
В экономике различных групп безраздельно
господствовали охота, рыболовство собирательство.
Основными типами везде являлись землянки
и полуземлянки, а приемам различных мастеров,
изготовлявших посуду и каменные орудия,
были свойственны многие эпохально общие
черты.
На
протяжении почти всего неолита
в лесостепи и южной тайге
Притоболья взаимодействовали по крайней
мере два крупных массива населения. Местные
группы, относимые учёными к сосновоостровской
или полуденской культуре, скорее всего,
восходили своими корнями к мезолитическим
общинам Зауралья, с которыми их роднили
специфические способы камнеобработки,
обилием ранних памятников микропластинок,
использовавшихся как вкладыши, резцы
и другие орудия. Изготовлявшиеся ими
сосуды, как и почти везде в неолите, имели
округлое или приострённое дно и хорошо
устанавливались даже в неглубоких ямках.
Узоры на сырую глину наносились прочерчиванием
или зубчатым штампом, напоминавшим гребёнку.
Памятники этой культуры известны на Андреевском
озере под Тюменью, на притоке Пышмы - р.
Дуван, на озере Ипкуль в Нижнетавдинском
районе и в других местах.
В
то же самое время в Притоболье
и на Ишиме появились представители
иной культуры - боборынской, истоки которой,
по мнению многих учёных, уходят к районам
Северного Прикаспия. Освайвая новую
для себя территорию, пришельцы нередко
выходили к стойбищам общин аборигенов.
Разные языки не были помехой для установления
добрососедских отношений, хотя различия
в их культурах замечены археологами.
Наряду с остро- и круглодонными сосудами
боборынские гончары лепили горшки с плоским
дном, казавшиеся местному населению странными,
но хорошо приспособленные к установке
на ровную поверхность стола или полки.
Кроме того, при нанесении орнамента они
в отличии от местных мастеров совершенно
не использовали гребенчатые штампы, работая
в основном резцом, которым на глину наносили
горизонтальные и волнистые линии, зигзаги,
ромбы, треугольники и другие геометрические
фигуры, обрамлённые не редко " бахромой
".
Длительное
взаимодействие двух культур не препятствовало
их развитию. Остатки посёлков автохтонных
и пришлых общин часто обнаруживаются
в непосредственной близости. Характерный
приер тому - Андреевская озерная система
и близлежащие районы, где открыто не одно
боборыкинское поселение со следами небольших,
быть может, сезонных построек, а также
стационарных жилищ - огромных, почти в
200 кв метров землянок полуметровой глубины,
как в пункте Ук 6 у Заводоуковска. На ряде
памятников сосновоостровская и боборыкинская
посуда встречается совместно, а материалы
других говорят не просто об интеграции
этих культур, но и о консолидации их в
новые этнокультурные образования.
В
Приишимье помимо боборыкинцев в
неолите обитали племена среднеиртышской
и екатерининской культур, изученных
по раскопкам поселений Кокуй 1 и
2, Пахомовская пристань 3, Серебрянка
1 и других.
Неолитические
памятники открыты и в таёжной
зоне. Полуземляночные жилища иногда
с утеплявшейся золой кровлей, мастерские
по изготовлению каменных орудий исследованы
в бассейне Конды и Северной Сосьвы.
Особенности декоративного оформления
керамики, найденной на поселениях Сумпанья
4 и 6 на берегу Сатыгинского Тумана, среди
памятников Леуши у посёлка Листвиничный,
в пунктах Геологическое 3, 4, 7 и других,
а также на широко известном своими огромными
жилищами поселений Час-Тый-Яг на реке
Ляпин, свидетельствуют о возможности
отнесения их к самостоятельной археологической
культуре.
Остатки
неолитических стоянок сохранились
в урочище Барсова Гора - уникальном
археологическом комплексе на правобережье
Оби у Сургута. Здесь обнаружены
сотни разновременных селищ, более
60 городищ, несколько могильников объектов
других типов. Исследованные здесь полуземлянки
новокаменного века особенно ярко демонстрируют
отражение в домостроительной практике
культа предков. При постройке жилищ в
основание каждого из них устраивалось
погребение, но не реальное, а символическое,
представленное "захоронённой" под
полом ямой, засыпанной охрой - краской
мертвых, отождествлявшейся с кровью или
огнём.
III
тыс. до н. э. В истории
древнего населения Западной
Сибири относится к энеолиту
- медно-каменному веку, своего рода переходному
периоду к эпохе бронзы. Это время первого
знакомства местных жителей с древнейшими
металлическими предметами, скорее всего,
привозными. Следов местной металлообработки
на относимых к энеолиту памятниках, открытых
в Тюменской области, пока не зафиксировано.
Да и сами найденные на них изделия из
меди единичны. Очевидно, что их было не
много и в обиходе, причём довольно простых,
типа шильев или небольших ножичков. Поскольку
их роль в повседневной деятельности людей
не могла быть существенной, ведущее место
в производстве орудий труда на протяжении
всего этого периода по-прежнему занимал
камень. По сравнению с предшествующей
эпохой в энеолите не произошло сколь-нибудь
заметных перемен и в занятиях зауральского
населения. Неолитическая революция, как
иногда называют переход от присваивающих
отраслей хозяйства (охота, собирательство,
рыболовство) к производящим (земледелие
и скотоводство), в Тюменском регионе явно
запаздывала.
Этнолитические
памятники Тюменской области относятся
к нескольким археологическим культурам.
На Андреевском озере, в тюменском парке
имени Ю. Гагарина, на озере Ипкуль и Малые
Тарманы в Нижнетавдинском районе, а также
в других пунктах открыты поселения липчинской
культуры. Отличающиеся местным своеобразием
липчинские памятники выявлены и значительно
севернее - в бассейне реки Конды. На острове
оз. Андреевское обнаруженны относящиеся
к данной культуре остатки могильников,
куда в качестве погребального инвентаря
помещали кремневые наконечники стрел,
дротиков, шлифованные сланцевые кинжалы.
Одежда покойных иногда расшивалась просверленными
каменными подвесками, из которых в других
случаях набирались ожерелья. Близ с. Велижаны
на берегу реки Иски исследовано липчинское
святилище. Его центральную часть занимала
постройка с засыпанным охрой полом, внутри
которого хранились нарядно орнаментированные
сосуды. Это святилище было опоясано рвом,
соединявшим несколько ям со следами костриц
и охры, которые и явились местами культовых
церемоний. Возле ям, по-видимому, стояли
вкопанные в землю идолы, находились использовавшиеся
в ритуалах сосуды. В бассейне Тобола известны
и памятники других энеолитических культур
- шапкульской и андреевской. Открытие
шапкульских древностей не только в южной
зоне области, но и в низовьях Оби, в черте
Салехарда, существенно расширяет ареал
данной культуры и свидетельствует о начавшемся
освоении энеолитическим населением арктических
территорий. |