Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:57, курсовая работа
Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции
Введение. 3
Появление самоваров. 4
Начало самоварного производства в Туле 8
Самоварное дело Тульского края в 19-ом веке 10
Самоварные выставки 13
Тульские фабриканты 15
Самоварное дело Тульского края в 20-ом веке 17
Устройство самовара 19
Процесс производства 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра
истории и культурологии
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
по
КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ
ТУЛЬСКОГО КРАЯ
Студента , гр.
на
тему «История
самоварного дела Тульского
края»
Научный
руководитель: доцент, кандидат философских
наук кафедры истории и культурологии,
Тула, 2010
Оглавление
Введение. 3
Появление самоваров. 4
Начало самоварного производства в Туле 8
Самоварное дело Тульского края в 19-ом веке 10
Самоварные выставки 13
Тульские фабриканты 15
Самоварное дело Тульского края в 20-ом веке 17
Устройство самовара 19
Процесс производства 20
Заключение 21
Список
использованной литературы 22
«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.
Самовар для русского человека был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках - многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с которой неразрывно связано понятие о самоваре как его неотъемлемой части.
Самовар
и Тула неразделимы. В любом уголке
России и далеко за ее пределами
можно встретить тульский самовар - в нашем
языке это словосочетание давно стало
устойчивым. Уже давно стала крылатой
фраза А.П. Чехова про поездку «в Тулу с
собственным самоваром». Самовары и их
производство, наряду с оружейным ремеслом,
являются одними из важнейших факторов,
сформировавших исторический облик Тулы,
и именно поэтому я выбрал историю самоварного
дела в качестве темы контрольно-курсовой
работы.
История самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно.
Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью в частности и с промышленным мануфактурным производством в целом.
Активное освоение в начале XVIII века рудных богатств Урала, возникновение там целого, ряда металлургических предприятий, в том числе и медеплавильных, привело к тому, что «остродефицитная медь, почти не добывавшаяся в нашей стране, с начала XVIII века начала добываться во все возрастающем количестве и в 50-х годах XVIII века она уже вывозилась за границу».
Уральские заводы, наряду с такими традиционными центрами по изготовлению медной посуды, как Москва, Вологда, Ярославль, Кострома, Холмогоры, Архангельск, становятся крупнейшими производителями этого вида изделий. Именно на уральских заводах складываются те технологические приемы выделки сложной по формам и богато декорированной медной посуды и тот основной инструментарий, которые в дальнейшем будут широко использоваться и при производстве самоваров.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Так, уже в 1730-е годы при выделке чайников и другой медной посуды на Екатеринбургском заводе отдельно изготовлялось тулово сосуда, отдельно детали: поддоны, носики, ручки, крышки, которые потом припаивались или приклепывались к тулову. Сам же корпус-тулово обрабатывался на специальной наковальне, называемой «кобылиной», которая в дальнейшем стала применяться на любой самоварной фабрике и в каждой самоварной мастерской.
Первые известные нам упоминания о самоварном производстве и о самоварах содержатся в «Реестре какое число сделано и отдано господину дворянину Григорию Акинфиевичу (Демидову) разных званиев медной посуды в 1745 г. и по какой цене в продажу производится» и в «Описи имущества Онежского второклассного монастыря», которая датируется 1746 годом и где среди других предметов упомянуты и «два самовара с трубами зеленой меди». Имеющиеся сведения не дают еще представления о том, какие формы и устройство имел самовар в то время. Поэтому судить о самоварах этого периода можно только на основании тех немногочисленных образцов, которые имеются в музеях.
Сохранившиеся самовары 1740— 1760-х годов еще значительно отличались от привычных нам форм. Они состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки-вертлюги. Эти первые самовары и внешне и по своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды и бытовавшие в Англии в 1740—1770-е годы.
В 1760-е годы производство медной посуды и самоваров было уже налажено на крупных мануфактурах Урала и Москвы. Наряду с самоварами чайниками во второй половине XVIII века делали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренную еду доставали из «кухни» особыми черпачками. Сверху самовар-кухня закрывалась общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку. Подобные самовары были очень удобны и долго сохранялись в быту, особенно в провинциальных городах. Самовары-кухни использовались не только дома, их брали в дорогу, при выездах за город и в лесу или в поле варили в них обед и кипятили воду для чаепития.
К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные черты и те конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны нам и сейчас, что и позволяет считать самовар изделием сугубо национальным. Это и наличие трубы-жаровни в виде кувшина, впаянного в корпус самовара, поддувала, поддона, крана, ручек с держателями, конфорки, крышки, колпачка-заглушки.
Нередко самоварные формы XVIII века повторяли традиционный облик русской медной посуды — братин и чаш. Тулово самоваров часто украшали пышным чеканным или гравированным орнаментом в стиле барокко или рококо.
В конце XVIII века появились самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также сложились основные принципы декорировки самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести- и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.
На
протяжении всей истории развития самовара
его внешний вид и
В 1810-е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии, он вырабатывал в год около 3 тысяч штук, но к 1820-м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
Начало производства самоваров в Туле тесно связано с фамилией Лисицыных. Основатель фабрики медных изделий оружейник Федор Иванович Лисицын с раннего детства приучал своих детей к труду, к работе по металлу. Как написано в архивных документах, Федор Лисицын "более 30 лет упражнялся в оружейном деле в медном цеху". Лисицыны делали удивительные изделия из стали с алмазной огранкой, что было очень характерно для конца XVIII - начала XIX веков.
После смерти Федора Ивановича фабрика медных изделий досталась его сыновьям, и в 1778 году одному из них пришла в голову счастливая мысль: заняться самоварным производством, довольно прибыльным и новым для того времени.
В 1778г. оружейники Иван и Назар Лисицыны подали прошение на высочайшее имя, то есть императрице Екатерине II, с просьбой разрешить им открыть фабрику самоваров.
В 1778 году в Заречье на Штыковой улице братья Лисицыны открывают небольшое поначалу, первое в городе самоварное заведение.
Уже в 1803 году на Лисицыных работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход до 1500 рублей – немалые деньги.
Доподлинно известно, что фабрика Лисицыных располагалась в жилом доме на площади длиной 20 аршин, шириной 8 аршин (аршин - 0,711 метра). Кузница стояла отдельно, в ней размещались два горна: один для пайки, другой для литья. Делали самовары из зеленой и красной меди.
Самовары
Лисицыных славились