Народы восточной сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:38, реферат

Описание

Якуты, занимающие бассейны Лены и соседних рек, тувинцы, хакасы и маленькие народы — долганы и тофалары — входят в тюркскую группу алтайской языковой семьи. Историки установили, что якуты раньше жили в Прибайкалье. Отсюда они несколькими «волнами» стали переселяться вдоль Лены на северо-восток, где их застали русские землепроходцы.

Содержание

История
Культура и быт
Расселение
Численность
Язык
История
Хозяйство и быт
Занятия
Жилище
Одежда
Пища
Фольклор
Музыка
Мифология
Религия и верования
Национальное жилище
Национальная одежда
Женская одежда
Украшения
Литература
Музыка

Работа состоит из  1 файл

Народы Восточной Сибири.docx

— 184.21 Кб (Скачать документ)

Народы Восточной Сибири

 

Якуты, занимающие бассейны Лены и соседних рек, тувинцы, хакасы и маленькие народы — долганы  и тофалары — входят в тюркскую группу алтайской языковой семьи. Историки установили, что якуты раньше жили в Прибайкалье. Отсюда они несколькими «волнами» стали переселяться вдоль Лены на северо-восток, где их застали русские землепроходцы.

Тофалары (их всего несколько сот) живут на восточных склонах Восточного Саяна, а тувинцы — в горных котловинах, примыкающих к западным склонам этой горной системы: родственность их видна даже из самоназвания (тофалары называют себя «тубалар», где «лар» — окончание множественного числа). Хакасы заселяют Минусинскую котловину и верхнее течение Енисея.

Ненцы, энцы, нганасаны, обитающие вдоль нижнего Енисея и на Таймыре, относятся к так называемой самодийской группе народов уральской языковой семьи. Самостоятельную группу образует маленький (около 1 тыс. человек) народ кетов, живущий в среднем течении Енисея.

Самые многочисленные из коренных народов Восточной Сибири — буряты (по переписи 1959 года — 253 тыс.), якуты (237 тыс.), тувинцы (100 тыс.).

 

 

Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — саха́; якут. сахалар; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков. Много монголизмов (примерно 30 % слов монгольского происхождения), также имеется около 10 % слов неизвестного происхождения, в более позднее время присоединились русизмы. Около 87 % якутов генетически относятся к гаплогруппе N1c.

По результатам переписи 2002 в  России проживало 443,9 тыс. якутов, главным  образом, в Якутии, а также в  Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском  и Красноярском краях. Якуты являются наиболее многочисленным (приблизительно 45 % населения) народом в Якутии (второй по численности — русские, приблизительно 41 %).

 

История

 

Большинство учёных полагает, что  в VIII-XII веках н. э. якуты несколькими  волнами мигрировали из области  озера Байкал под давлением других народов в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков  и юкагиров, живших здесь ранее[5]. Якуты традиционно занимались скотоводством (якутская корова), получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота  в условиях резко-континентального климата в северных широтах, коневодством (якутская лошадь), рыбной ловлей, охотой, развивали торговлю, кузнечное и  военное дело.

Согласно якутским легендам [6], предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом  и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада — пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится современный Якутск. Согласно тем же легендам возглавляли прародителей якутов два предводителя Эллэй Боотур и Омогой Баай.

По археологическим и этнографическим  данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Предполагается, что некоторые  группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Включение якутов в состав Русского государства в 1620—1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие. В XVII—XIX веках главным  занятием якутов было скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), со второй половины XIX века значительная часть  стала заниматься земледелием; охота  и рыболовство играли подсобную  роль. Основным типом жилища был  бревенчатый балаган (юрта), летним — разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха. Во второй половине XVIII века большая часть якутов была обращена в христианство, однако сохранялось и шаманство.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские якутские имена.

Находившийся в Якутии 12 лет  в Вилюйской ссылке Николай Чернышевский о якутах писал: «Люди, и добрые и  не глупые, даже, может быть, даровитее  европейцев…» «И вообще люди здесь  добрые, почти все честные: некоторые  при всей своей тёмной дикости  положительно благородные люди».

Культура и быт

 

В традиционном хозяйстве и материальной культуре якутов много черт, сходных  с культурой скотоводов Центральной  Азии. На Средней Лене сложилась  модель хозяйства якутов, сочетающая скотоводство и экстенсивные виды промыслов (рыболовство и охота) и их материальная культура, адаптированная к климату  Восточной Сибири. На севере Якутии распространён уникальный тип упряжного  оленеводства.

Передаваемый из поколение в  поколение сказителями древний  эпос олонхо (якут. олоҥхо) включён в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Из музыкальных инструментов наиболее известен хомус — якутский вариант варгана.

Другим известным самобытным культурным феноменом является т. н. якутский нож

 

 

Религия

 

В жизни якутов религия играла первенствующую роль. Якуты считают себя детьми доброго духа айыы, верят, что могут стать духами. Вообще, якут с самого зачатия окружен духами и богами, от которых он находится в зависимости. Почти все якуты имеют представление о пантеоне богов. Обязательный обряд — кормление духа огня при торжественных случаях или на лоне природы. Почитаются священные места, горы, деревья, реки. Благословения (алгыс) являются часто настоящими молитвами. Якуты каждый год празднуют религиозный праздник «Ысыах», на охоте или рыбалке кормят «Байанай» — бога охоты и удачи, ставят «Сэргэ» при знаменательных событиях, кормят огонь, почитают священные места, уважают «алгыс», слушают «Олонхо» и звучание «Хомуса». А. Е. Кулаковский считал, что якутская религия была стройной и законченной, далекой «от идолопоклонства и шаманизма». Он заметил, что «шаманами неправильно называют жрецов, служителей Белого и Черного божеств». Христианизация коренных жителей Ленского края — якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган — началась уже в первой половине XVII века.

 

 

Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.


 

Расселение

 

Проживает на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда, Кан, Гутара и других рек, а также на северных склонах Восточного Саяна. Живут в основном в посёлках Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха Нижнеудинского района Иркутской области

Численность

 

Переписи населения в России показали следующую численность  тофаларов в 1926 - 2002 годах[источник не указан 209 дней]:

1926 — 417 человек

1959 — 586 человек

1970 — 620 человек

1989 — 722 человека

2002 — 837 человек

Язык

 

Язык — тофаларский — относится к саянской группе восточнотюркских языков. По переписи населения 2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов тофаларским языком владеют 114 чел. (16%), русским — все 723 чел. (100%). Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.

 

История

 

Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея.[4]. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851) судить трудно.

В общественной жизни тофаларов (вплоть до октябрьского переворота 1917 года) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов (тофаларов) — суглан — для избрания должностных лиц.

К началу ХХ века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промышленные угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.

В 1939 году в составе Иркутской  области РСФСР был организован  Тофаларский район с центром в селе Алыгджер, но уже в 1950 он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета - Тофаларский (с центром в Алыгджере) и Верхне-Гутарский (центр - в с. Верхняя Гутара) в составе Нижнеудинского района Иркутской области.

 

Хозяйство

Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления.

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом - берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище (поселение в форме  группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом - до 10.

Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.

Мужская одежда представлена штанами  из шкуры кабарги или козла (летом  из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения - серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.

Основу рациона тофаларов составляло мясо, в т.ч. дичи и оленятина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений - многочисленные корни и дикорастущие растения (дикая лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т.д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение.

У тофаларов богатый устный фольклор - пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.

Традиционные верования включали анимизм, шаманизм и др. культы.

Среди исследователей традиций тофаларов ярко выделяются как известные тюркологи широкого профиля В. Радлов и Н. Катанов, так и те, что сделали немало для изучения именно тофаларов - Б. Петри, В. Рассадин, Р. Шерхунаев и т.д.

 

 

 

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов  российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали  в Ямало-Ненецком автономном округе.

Традиционное занятие — крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов  России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают  ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые  и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в  двух автономных округах. Лесные ненцы  — 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

Антропологический тип

 

В антропологическом плане ненцы  относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой  свойственно сочетание антропологических  признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи  с широким расселением, ненцы  антропологически делятся на ряд  групп, демонстрирующих основную тенденцию  понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

 

 Ненецкий язык

Ненецкий язык относится к самодийской  группе уральской языковой семьи  и состоит из двух диалектов —  тундрового, который распадается  на западные и восточные говоры, общение между носителями которых  не мешает взаимопониманию, и лесного, отличающегося своеобразием фонетического  состава, что затрудняет языковой контакт  с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Информация о работе Народы восточной сибири