Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:49, реферат
Социальной сферы России, обеспечивают более трети общего потребления энергетических ресурсов и около 90% потребностей транспорта в топливе. Карцев. А.А. Вода и нефть. М., 1977. с. 31
Еще Фалес Милетский говорил, что нефть - это кровь современной цивилизации. Употребляя это определение, многие имеют в виду в основном энергетическое использование получаемых из нефти фракций (бензина, керосина, мазута) на электростанциях и в транспортных двигателях.
Глава 1. Место нефтедобывающей промышленности в народном хозяйстве России
Глава 2. Факторы и особенности развития и размещения нефтедобывающей промышленности
2.1 Факторы, определяющие развитие нефтедобывающего комплекса
2.2 Особенности размещения нефтедобывающего комплекса по территории РФ
Глава 3. Экономическая оценка деятельности нефтедобывающей отрасли за 1996-2006 гг
Глава 4. Современные проблемы и перспективы развития нефтедобывающей промышленности
Заключение
Список литературы
Размеры нефтяной залежи, заключенные в ней запасы нефти прежде всего определяют, какие из открытых нефтяных баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Подобные месторождения обычно высокопродуктивны, стоимость добычи значительно ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.
Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют природные условия залегания и добычи запасов этих месторождений:
- геолого-физические
условия нефтеразработки (
- естественно-географические
условия расположения
Эти условия определяют в основном выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежей, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.
Один из важнейших природных факторов разработки месторождений -глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Самарской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время сооружения скважин с 26 дней увеличивается до 3 месяцев.
Важное природное условие нефтеразработки - многопластовость месторождения. При наличии в резерве месторождения нескольких продуктивных горизонтов в определенных условиях открывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20-35 % меньше обычных).
Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капитальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехнических сооружений - морских эстакад или отдельных оснований из-за особых условий транспортировки людей и грузов.
Большое значение имеет качество нефти. Содержание в нефти светлых парафинов, серы, смол определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства.
Развитие науки
и техники повышает эффективность
активного воздействия на природные
условия нефтеразработки в
Развитие и совершенствование нефтяной техники вносит крупные изменения в содержание труда рабочих. Функции рабочего все более сводятся к контролю за соблюдением режима технологических процессов, наблюдению исправностью приборов, аппаратуры, оборудования. Возрастают требования к производственной квалификации кадров и культурно-технической подготовке. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России .- 2004.- 7.- с.66
Немаловажным фактором в развитии нефтегазового комплекса является инфраструктура. В экономической литературе под инфраструктурой понимается межотраслевой комплекс, обслуживающий всю совокупность производительных сил района. В состав инфраструктуры большинство исследователей включают объекты, которые обеспечивают производственный процесс, но сами непосредственно не создают продукцию в вещественной форме. Кроме того, сюда же относятся объекты, обеспечивающие воспроизводство трудовых ресурсов в районе, создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизнедеятельности человека. Первую группу объектов обычно называют производственной инфраструктурой, а вторую -- социально-бытовой.
Одной из актуальных
проблем взаимоотношений
До сих пор инфраструктуре не уделялось достаточного внимания. Хозяйственная практика породила представление об отраслях инфраструктуры как о чем-то менее важном по сравнению с основным производством. В последние годы появилось много работ, в которых убедительно показана - необходимость синхронного ввода объектов инфраструктуры и объектов основного производства района, охвата их комплексными перспективными планами освоения района. Однако при планировании, как групп, так и отдельных предприятий главное внимание все еще уделяется развитию основного производства, а вопросы создания объектов инфраструктуры решаются без учета перспективы развития основного производства.
Должны учитываться самостоятельные статьи затрат, в том числе на районную инфраструктуру, на развитие системы транспортного обслуживания района, возрастают затраты на жилищно-бытовое строительство, электроснабжение и т. д. Так, если для районов Среднего Поволжья удельный вес капитальных вложений в развитие производственной инфраструктуры составляет 17--30%, а в целом по стране -- 30%, то по Тюменской области он достигает 50--70%. Геологоразведка по - тюменски// Нефть России .- 2004.- 7.- с.67 Об отставании развития объектов обслуживающего и вспомогательного назначения говорит и тот факт, что удельный вес капиталовложений в эти объекты по смете выше, чем фактический. Например, сметная стоимость объектов производственной инфраструктуры по проекту для месторождения Медвежье составляла 64,0% общих вложений в освоение месторождения, а фактически удельный вес затрат на них был равен 30,7. Там же. с. 67
Практика обустройства месторождений показывает, что строительство инфраструктуры без обоснования перспективы их развития приводит к организации большого числа незначительных по мощности предприятий и, соответственно, к снижению эффективности их производства. Несмотря на большое число энергетических установок, предприятия испытывают острый дефицит в электроэнергии, что сдерживает внедрение механизации и автоматизации производственных процессов. При сохранении в перспективе энергоснабжения промыслов в соответствии с установившейся практикой число электростанций и численность обслуживающего персонала будут расти пропорционально увеличению газодобычи в этом районе.
Таким образом, факторами, определяющими размещение нефтяной промышленности в России являются: количество и территориальное размещение запасов, качественный состав, условия транспортировки, объем и структура потребления, затраты на добычу и переработку, уровень развития НТП по добыче и переработке, экологический фактор, трудовые ресурсы.
Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются географией потребления нефти и условиями транспорта.
Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти, близость добывающих предприятий к районам нефтепотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.
Величина района потребления нефти, добываемой на отдельных месторождениях и предельная дальность ее перевозки при прочих равных условиях, зависят от размера суммарных издержек добычи и транспорта нефти. Чем выше издержки добычи, тем ближе к району добычи должна проходить граница их потребительского распространения. При относительно низких издержках добычи нефть можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти, добытой на месторождениях с наименьшими за тратами, возрастает. Становится экономически оправданной разработка таких месторождений более быстрыми темпами.
Прогресс транспорта в 60-е гг. обеспечил резкое удешевление транспортирования топлива, прежде всего нефти, по магистральным трубопроводам большего диаметра. Но в связи с освоением месторождений нефти в Западной Сибири увеличились капитальные вложения на строительство сверхдальних магистральных нефтепроводов.
Нефтепровод - это
наиболее экономичный и прогрессивный
вид магистрального транспорта нефти.
При его использовании
Чем меньше издержки транспорта нефти, добываемой на том или ином месторождении, тем больше допустимая дальность перевозки нефти этого месторождения, шире район ее потребления и больше должна быть концентрация добычи на этом месторождении по сравнению с идентичными месторождениями.
Интенсивное развитие нефтепроводов связано с ростом добычи нефти, (особенно в новых труднодоступных районах страны с недостаточно развитой транспортной сетью), необходимостью доставки мощных грузопотоков нефти на дальние расстояния, экспортом значительной части нефти по нефтепроводам из районов добычи непосредственно до мест ее потребления за рубежом.
Развитие нефтяной промышленности обуславливает увеличение перевозок нефтяных грузов. В этих перевозках все большее участие принимает специализированный и экономичный нефтепроводный транспорт. Существует два вида нефтепроводов; промысловый и магистральный. Промысловые используют непосредственно на нефтедобывающих промыслах. К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром не менее 530 мм и протяженностью не менее 50 км, предназначенные для транспортировки нефти из районов добычи на предприятия по переработке нефти на железнодорожные, речные, морские пункты налива, а также на головные перекачивающие станции, расположенные вне территории данного нефтяного промысла, месторождения нефти, и на экспорт. Кузьмина. Н.М. Топливно-энергетический комплекс РФ. Самара, 2000. с. 22
2.2
Особенности размещения
Нефтяная промышленность появилась в России во второй половине XIX в. Основным районом добычи являлся Северный Кавказ. В 30-е гг. были открыты месторождения Поволжья и Урала, но разработка их началась во время Великой Отечественной войны. Активное развитие нефтяной промышленности началось сразу после войны. Этот период характерен особой интенсивностью поисковых разведочных работ и применением более совершенных технических методов поисков и разведок.
Богатейшие залежи
нефти были выявлены в районах
Волго-Уральской
Произошли крупные изменения в географии нефтяной промышленности страны. В 1961 г. перед отраслью была поставлена задача создания новых нефтедобывающих центров в Западной Сибири, значительного увеличения добычи нефти в старых нефтедобывающих районах и продолжения технического перевооружения отрасли.
В 60-е гг. были разведаны
месторождения Западной Сибири, и
с 1980 г. этот район является основной
нефтегазодобывающей
Открытие в Западной
Сибири новой нефтегазоносной
При «старении» ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз, к которым относится и достаточно развитая Западно-Сибирская.
Чтобы не допустить высоких темпов снижения добычи нефти в европейской части страны, главным образом в Волго-Уральском регионе, пришлось сконцентрировать в Западной Сибири почти половину всего объема эксплуатационного бурения, что определило сравнительно низкую эффективность буровых работ.
В настоящее время основными нефтегазоносными провинциями страны стали:
- Западно-Сибирская, на территории, которой выделяются области: Среднеобская, Васюганская, Пур-Тазовская, Надым-Пурская, Ямальская, Северо-Соснинская, Красноленинская, Усть-Енисейская, Гыданская, Каймысовская, Пайдугинская;
- Волго-Уральская, на территории, которой выделяются области: Пермско-Башкирская, Бирская, Верхнекамская, Камская, Татарская, Мелекес-Абдулинская, Уфимско-Соль-Илецкая, Жигулевско-Пугачевская, Саратовская, Доно-Медведицкая; - Тимано-Печорская и области: Ижма-Печорская, Колвинская, Печоро-Колвинская, Денисовская, Хорейверская;
- Северо-Кавказская и области: Западно-Кубанская, Восточно-Кубанская, Терско- Каспийская, Таманско-Керченская, Западно-Кавказская;
- Предкавказско-Крымская
и области: гряда Карпинского,
Терско-Кумская,
- Предуральская и
области: Верхне-Печорская,
Бельская - Восточно-Сибирская и области: Ненско-Ботуобинская, Ангаро-Саянская, Восточно - Енисейская, Игрско-Туруханская; Прикаспийская, Лено-Вилюйская; Предверхоянская; Дальневосточная (Сахалинская). Нефтегазоносные провинции и области СССР/ Под ред. А.А. Бакирова. М, 1979. с. 26