Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:49, реферат
Социальной сферы России, обеспечивают более трети общего потребления энергетических ресурсов и около 90% потребностей транспорта в топливе. Карцев. А.А. Вода и нефть. М., 1977. с. 31
Еще Фалес Милетский говорил, что нефть - это кровь современной цивилизации. Употребляя это определение, многие имеют в виду в основном энергетическое использование получаемых из нефти фракций (бензина, керосина, мазута) на электростанциях и в транспортных двигателях.
Глава 1. Место нефтедобывающей промышленности в народном хозяйстве России
Глава 2. Факторы и особенности развития и размещения нефтедобывающей промышленности
2.1 Факторы, определяющие развитие нефтедобывающего комплекса
2.2 Особенности размещения нефтедобывающего комплекса по территории РФ
Глава 3. Экономическая оценка деятельности нефтедобывающей отрасли за 1996-2006 гг
Глава 4. Современные проблемы и перспективы развития нефтедобывающей промышленности
Заключение
Список литературы
Общемировой тенденцией, наиболее ярко выраженной в промышленно-развитых странах-импортерах нефтепродуктов, стало ужесточение экологического законодательства, направленного на снижение вредных выбросов при сжигании топлива, а также на постоянный рост требований к качеству нефтепродуктов. Если говорить о наиболее важной продукции отрасли -- моторном топливе, то тенденции последних лет показывают, что, к примеру, в странах ЕС наиболее быстро растет спрос на дистиллятные дизельные топлива и высококачественные бензины. Потребление бензинов в США и странах АТР также увеличивается. В меньшей степени будет расти спрос на реактивное топливо, а потребность рынка в котельном топливе будет постепенно снижаться. Этот мировой тренд необходимо учитывать при модернизации российской нефтеперерабатывающей отрасли.
Нефтеперерабатывающая отрасль России существенно отстает в своем развитии от промышленно развитых стран мира. Основными проблемами отрасли являются низкая глубина переработки нефти, невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов, отсталая структура производства, высокая степень износа основных фондов, высокий уровень энергопотребления. Российские нефтеперерабатывающие предприятия отличаются низким уровнем конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки. В среднем по Российской Федерации выход основных моторных топлив (автобензин, дизельное топливо) уступает показателям нефтепереработки в промышленно развитых странах мира, а доля выработки топочного мазута наиболее высока.
Из-за низкой глубины переработки российские НПЗ загружены на 70-75%, в то время как для мировой нефтепереработки сегодня из-за огромного спроса и высоких цен на нефтепродукты характерна загрузка близкая к 100%. Существенное отличие в отношении к переработке в крупнейших зарубежных нефтедобывающих компаниях мира и в основных НК России видно из данных, приведенных в табл. 1. Если в 2005 г. четыре крупнейшие западные нефтедобывающие компании переработали больше нефти, чем сами добыли, то четыре российские компании переработали гораздо меньше нефти, чем их объемы добычи. Т.е., если на Западе компании стремятся заработать на нефтепереработке как можно больше и поэтому докупают нефть на стороне, то российские компании вынуждены в основном ориентироваться на экспорт сырой нефти, поскольку качество их нефтепродуктов таково, что его трудно продать за рубеж.
Значительную долю вырабатываемых на российских предприятиях нефтепродуктов составляют устаревшие марки топлив, качество которых не отвечает современному мировому уровню. В продукции российских НПЗ все еще велика доля мазута, которого в 2005 г. было произведено 56,6 млн т, т.е. почти столько же, сколько автобензинов. Качество производимых в России моторных топлив отражает техническое состояние автомобильного парка страны. В частности, наличие в составе парка легковых и грузовых автомобилей устаревших моделей, потребляющих низкосортное топливо (автобензин марки А-76), вызывает необходимость сохранять его производство на российских НПЗ.
Невысокое качество выпускаемых нефтепродуктов обусловлено отсталой структурой нефтепереработки на большинстве российских НПЗ, в которой низка не только доля деструктивных углубляющих процессов, но и вторичных процессов, направленных на повышение качества выпускаемых нефтепродуктов.
Экспорт российской нефтепереработки составляют главным образом относительно дешевые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин, вакуумный газойль, дизельное топливо низкого в сравнении с европейскими требованиями качества по содержанию серы, а также топочный мазут, базовые масла. Доля товарных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью крайне мала.
Значительной проблемой
нефтеперерабатывающей
Мощности
Следствием серьезных проблем с размещением отрасли является рост числа мини-НПЗ с мощностью по первичной переработке от 10 до 500 тыс. твг. В настоящее время ими производится около 2% от всех производимых в стране нефтепродуктов. Как правило, на таких мини-НПЗ осуществляется неквалифицированная переработка нефтяного сырья, а их существование заметно осложняет экологическую обстановку в регионах.
В последнее время
наметилась тенденция к улучшению
состояния
Если на всех российских НПЗ в 2000 г. было переработано 174 млн. т нефти, то в 2005 г. уже 207 млн. т. Обнадеживающим показателем является также то, что переработка стала расти быстрее, чем добыча. Так, в 2005 г. добыча по отношению к предыдущему году выросла на 3%, а переработка -- на 7%.
На ряде российских НПЗ в последние годы активно идет строительство новых комплексов глубокой переработки нефти (КГПН). В 2004 г. осуществлен пуск комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля на Пермском НПЗ (ОАО «ЛУКОЙЛ»), в 2005 г. запущены КГПН на Ярославском НПЗ компании «Славнефть», комплекс гидроочистки вакуумного газойля на Рязанском НПЗ, принадлежащем ТНК-ВР. Комплекс каталитического крекинга запущен на Нижнекамском НПЗ компании «ТАИФ». На заводе «Сургутнефтегаза» в Киришах идет строительство комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля.
Ввод в эксплуатацию указанных КГПН позволил существенно увеличить глубину переработки нефти и тем самым сократить количество производимого НПЗ мазута, значительно повысить объемы выпуска светлых нефтепродуктов. При этом на реконструированных НПЗ стали получать нефтепродукты европейского качества, а в зонах расположения предприятий удалось улучшить экологическую ситуацию. За счет ввода новых КГПН объемы производства моторных топлив выросли по бензинам более чем на 1,6 млн. твг, а по дизельному топливу более чем на 2,5 млн. твг. Существенно, почти на 6 млн. твг, сокращено производство мазута. При росте объемов нефтепереработки за пять лет на 19% (с 174 млн. т сырой нефти в 2000 г. до 207 млн. т в 2005 г.) удалось за счет модернизации отрасли удержать рост выхода мазута за этот период на уровне 11% (в 2005 г. было произведено 56,6 млн. т мазута в сравнении с 51 млн. т в 2000 г.)
В процессе модернизации нефтепереработки России отечественные разработки практически не используются. Большинство технологий и оборудования, необходимых для ввода новых КГПН на отечественных НПЗ, закупаются у ведущих западных производителей. Пожалуй, единственным исключением из общего правила стал проект строительства комплекса каталитического крекинга в Нижнекамске, разработанный российскими ВНИИНП и ВНИПИнефть. Ввод в эксплуатацию этого комплекса в 2005 г. позволил:
-- увеличить эффективность
переработки нефти в
-- получать до 530 тыс.
твг автобензинов марок А-80, Аи-92,
Аи-95 и Аи-98, соответствующих по
качеству мировым стандартам, что
полностью удовлетворяет
-- использовать побочные
продукты нефтепереработки (бутан-бутиленовые
и пропан-пропиленовые фракции)
Известно, что добываемая на территории Татарстана нефть является тяжелой высокосернистой, и добавление ее в экспортную смесь Urals отрицательно сказывается на цене российской нефти на мировом рынке. С целью снижения экспорта нефти с высоким содержанием серы Татарстан вынужден строить на своей территории новые мощности для переработки своего сырья на месте. Планируемое строительство «Татнефтью» нового перерабатывающего комплекса в г. Нижнекамске кроме цели сокращения продажи нефти за рубеж преследует также цель получения дополнительных объемов моторного топлива европейского качества, которое можно было бы экспортировать в дальнейшем вместо нефти.
В ближайшее время ожидается вступление России во Всемирную торговую организацию, что должно оказать существенное влияние на отечественную нефтепереработку. К положительному влиянию можно отнести необходимость ужесточения экологических законов и повышение требований к качеству нефтепродуктов. Введение европейских стандартов (Евро-4, Евро-5) создаст предпосылки для производства в России качественных моторных топлив и масел. Другим положительным моментом может стать улучшение условий доступа на внешние рынки. При этом для стимулирования отечественной нефтепереработки к выпуску качественных нефтепродуктов необходимо установить льготные ставки акцизов на нефтепродукты стандартов Евро-4 и Евро-5. К плюсам можно также отнести необходимость внесения изменений в российское законодательство в области сертификации.
К минусам вступления России в ВТО относится раскрытие внутреннего рынка для товаров и услуг, что приведет к существенному усилению конкуренции со стороны зарубежных нефтяных и инжиниринговых компаний и производителей оборудования.
Необходимо отметить, что уже сегодня 50-70% катализаторов, используемых в нефтепереработке, и более 200 видов необходимых для военной и гражданской техники присадок к топливам и маслам поставляется иностранными фирмами.
На российский рынок активно продвинулись ведущие мировые лицензиары и инжиниринговые компании, обладающие значительным финансовым потенциалом. Это привело к прекращению внедрения в России новых отечественных технологических процессов нефтепереработки, вытеснению российских проектных организаций с отечественного рынка инжиниринговых услуг, резкому росту количества импортного оборудования при модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Для противостояния полному захвату российского рынка западными фирмами, прежде всего, необходимы усиление государственного регулирования с целью защиты внутреннего рынка импортными и компенсационными тарифами. Важной мерой может стать процесс укрупнения российских проектных организаций. Сегодня на российском рынке нефтепереработки наряду с традиционными, имеющими значительный опыт и технические возможности проектными организациями действуют мелкие компании, не способные выпускать качественную проектную документацию. В результате снижается качество промышленных установок, ухудшаются экономические показатели и уровень безопасности производств. Для улучшения ситуации на инжиниринговом рынке целесообразно ужесточить требования к лицензированию инжиниринговой деятельности в России.
Наряду с укрупнением,
отечественные проектные
Необходимо создание государственного научно-инженерного центра, аналогичного Французскому институту нефти. Основными задачами такого центра должны являться: разработка политики инновационного развития России в области нефтепереработки, координация деятельности в России и странах СНГ по созданию конкурентоспособных технологий и катализаторов, разработка регламентирующих документов, способствование созданию новых видов технологического оборудования, координация и непосредственное участие в инженерной деятельности по модернизации НПЗ.
Основой для создания научно-инженерного центра может стать ВНИПИнефть. В настоящее время по набору и объему выполняемых работ институт является одной из ведущих в России проектных организаций в области нефтегазопереработки и нефтехимии. Уже сегодня ВНИПИнефть для ряда проектов предлагает полный набор инжиниринговых услуг, и в том числе: помощь в организации финансирования; руководство проектами; выполнение проектных работ; поставку оборудования; организацию строительства, монтажа, пуско-наладки и ввод в эксплуатацию; авторский надзор за строительством.
Таким образом, анализ тенденций развития отечественной нефтепереработки за последние годы позволяет сделать вывод о том, что в отрасли имеют место положительные сдвиги. Начался процесс активной модернизации основных фондов НПЗ, строительство новых комплексов глубокой переработки нефти на ряде заводов. Однако в целом в отрасли сохраняется целый ряд проблем, решению которых, на наш взгляд, могли бы способствовать следующие меры:
-- принятие законодательства,
ужесточающего требования к
-- введение мер
налогового стимулирования
-- усиление позиций
ведущих отечественных
-- создание крупной
отечественной инжиниринговой
-- создание условий
для разработки и внедрения
конкурентоспособных отечественных технологий,
оборудования, катализаторов и присадок.