Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:04, курсовая работа
В настоящее время человечество переживает этап экологического кризиса. Экологические проблемы воздействуют все компоненты географической оболочки: гидросферу, атмосферу, литосферу. В атмосфере наблюдается ухудшение качества воздуха, кислотные дожди, истощение озонового слоя стратосферы, изменения климата, в частности температурные. Для водной среды характерен острый дефицит пресной воды, чистота её и пригодность для питья, загрязнение Мирового океана, чрезмерная эксплуатация живых ресурсов моря, потеря прибрежных мест обитания. Основные проблемы литосферы заключаются в деградации почв, опустынивании, обезлесении, сокращение биологического разнообразия видов и т.д.
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Физико – географическая характеристика зоны пустынь………………...
Глава 2. Географические особенности зоны пустынь и полупустынь на материках……………………………………………………………………………...
2.1 Тропические пустыни……………………………………………………...
2.2 Пустыни субтропического пояса………………………………………….
2.3 Пустыни умеренного пояса………………………………………………..
Глава 3. Опустынивание и пути его решения……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источни
Существующие технологические приемы борьбы с опустыниванием, связанные с использованием водных ресурсов. (см. табл. 3.2.)
Таблица 3.2
Технологические приёмы борьбы с опустыниванием, связанные с использованием водных ресурсов [8].
Наличие водных ресурсов |
Проблемы, связанные с наличием водных ресурсов |
Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов |
Современная технология |
Дефицит водных ресурсов |
Дефицит атмосферных осадков и поверхностных вод |
Восполнение дефицита |
Опреснение морской воды. Очистка сточных и дренажных вод. |
Неравномерное распределение в годовом разрезе |
Кратковременное и долговременное аккумулирование и хранение |
Изменение профиля местности. Расчистка земель. Уплотнение поверхности почв. Химическая обработка поверхности. Покрытие поверхности водонепроницаемыми материалами. Микроводосборы. Контурные водосборы. Цистерны, каналы, танки, резиновые ёмкости, облицованные ямы и пруды. Строительство водохранилищ и резервуаров. | |
Неравномерное территориальное распространение |
Перераспределе ние стока |
Строительство каналов. Строительство трубопроводов. | |
Наличие водных ресурсов |
Проблемы, связанные с наличием водных ресурсов |
Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов |
Современная технология |
Низкая эффективность использования ресурсов |
Потери засчёт испаряемости |
Защита |
Покрытие водных поверхностей
защитными химическими |
Потери на фильтрацию |
Защита
|
Облицовка каналов. Облицовка
днищ водохранилища. Строительство
внутрипочвенных | |
Низкое качество воды |
Высокое содержание солей |
Эффективное использование |
Компьютеризованные поливы. Дождевание. Подпочвенное орошение. Разбавление пресной водой. Строительство дренажа. Капельное орошение. |
Каждый год опустынивание и засуха приводят к потерям сельскохозяйственной продукции ориентировочно на сумму в 42 млрд. долл. США. В таблице 3.2 показано, что развитие современных методов опреснения воды привело к созданию агроиндустриальных комплексов для производства воды, сельскохозяйственных продуктов и энергии в замкнутых и полузамкнутых экосистемах в условиях контролируемой среды. Это позволяет по новому подходить к решению многих проблем, возникающих в аридной зоне, в том числе и опустынивания.
В 90-х гг. опустынивание
стало угрожать 3,6 млн. га засушливых
земель. Это составляет 70% потенциально
продуктивных засушливых земель, или
¼ общей площади поверхности
суши, причём эти данные не включают
площадь естественных пустынь. Около
1/6 населения мира страдает от этого
процесса. Опустынивание может
17 июня 1994г. Организация
Объединенных Наций приняла
Социальная программа Международного фонда сельскохозяйственного развития (МСФР) направила 400 млрд. долл. США и ещё 350 млн. долл. В порядке совместного финансирования на проекты в 25 странах Африки, которым угрожает опустынивание [2].
Что касается Республики Беларусь, то она является полноправной Стороной Конвекции ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель с 27 ноября 2001 г. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001г. №393 [6].
Таким образом, огромное количество
экологических последствий
Расширяющаяся площадь пустынь способствует возникновению сухих климатических условий, которые, вероятно, в большой мере влияют на учащение многолетних засух. Причины деградации. (см. рис. 3.3.).
Рис. 3.3. причины деградации земель по всему миру
В конце 60-х гг. в этой зоне
разразилась многолетняя
Опустынивание и засуха - проблемы глобального масштаба. На сегодняшний день 2,1 миллиарда человек или примерно 40% населения мира проживают в пустынных или засушливых районах. 90% этого населения - жители развивающихся государств.
Опустыниванием затронуто 3,6 миллиарда гектаров земли во всем мире — 25% суши. На сегодняшний день риску деградации подвержены земли в 110 странах. Ежегодно в результате опустынивания теряется 12 миллионов гектаров земли - территория по площади равная Болгарии [6].
Все рассмотренные аспекты негативно влияют не только на наше общее благосостояние, но и на благосостояние будущих поколений.
Таким образом, огромное количество
экологических последствий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными предпосылками возникновения процесса опустынивания является высокая суммарная радиация и излучение, малое количество осадков или их полное отсутствие.
Основными климатическими показателями пустынь является высокая температура и малое количество осадков.
Процесс увеличения пустынных земель затрагивает от одной трети до половины поверхности суши, тем самым вовлекая в данный процесс одну треть населения Земли.
Опасность опустынивания связана не только с аридным климатом, но и с увеличивающейся плотностью населения и возрастающей хозяйственной деятельностью.
Анализ изменений состояния среды в аридной и семиаридной зонах показывает, что существует антропогенная нагрузка, которая нарушает баланс экосистем.
Процессы антропогенного
опустынивания в настоящее
К антропогенным факторам опустынивания в первую очередь относится сведение древесно-кустарниковой растительности, перевыпас скота, нерациональная мелиорация земель.
Детальное исследование опустынивания позволило выявить различные уровни развития данного процесса и выделить эпохи антропогенного воздействия на пустынные зоны.
Причины ускорения развития процесса опустынивания связаны с получением странами аридной зоны политической независимости. Перед данными странами остро встаёт вопрос и об их экономической независимости, вследствие чего усиливается эксплуатация природных ресурсов.
Нужно понимать что проблему опустынивания невозможно решить, увеличивая количество технологий и отдельных проектов. Необходимо широкое образование населения по данной проблеме и привлечение к её решению все социальные слои. Необходимо распространять идею бережного отношения к земельным ресурсам, растительности, биоразнообразию. Так, государство должно проводить определённую политику: необходимо наличие осведомительных кампаний по экологическому праву (в том числе и в начальных классах школы и в ВУЗах) в регионах, наиболее подверженных риску деградации земель, вследствие чего должно повысится экологическое мышление людей по решению проблемы опустынивания; необходимо создание специальных роликов, транслируемых по телевизору; возможно применения таких методов воздействия на людей, как убеждение и внушение. Государство может влиять на население посредством
СМИ – максимальная
доступность и минимальные
- Семинаров, тренингов,
общественных тренингов –
- печатных информационно-
- экологических акций – наглядность и большой охват.
Борьба с процветанием опустынивания в мире активно ведется. Об этом свидетельствует провазглошеие Генеральной Асомблеей в 1994 году 17 июня всемирным днем борьбы с опустыниванием и засухой (резолюция 49/115) для повышения информированности и в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агур У. и др. Альфа и Омега: краткий справочник. – Таллин, ''Валгус'', 1987. – 384с.
2. Андрушкевич, А.М., Почему людям нужно бороться с опустыниванием и засухой. Экалогiя. – 2009г. - №6. – С.37.
3. Бабаев А.Г. Пустыня как она есть. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 207с., ил.
4. Бабаев А.Г., Фрейкин З.Г. Пустыни СССР: вчера, сегодня, завтра. – М., «Мысль», 1997. – 351с.: ил., карт.
5. Войтович М.С. Общая география. Атлас. Учебное пособие для десятого класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения с 11-летним сроком обучения/ под ред. Войтович М.С. – Мн.: РУП «Белкартография», 2004 – 56с.
6. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой (По материалам энциклопедии для детей ''Экология'' и периодической печати). Экалогiя. – 2008г. - №6. – С.8.
7. Гейвандов Э.А. Экология: словарь-справочник для школьников и студентов: В 2-х томах. Т. 1. – М., Издательство ''Культура и традиции'', 2002. – 384с.
8. Зонн И.С. Антропогенное опустынивание в аридной зоне и борьба с ним. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора географических наук. Академия наук туркменской СССР ордена трудового красного знамени институт пустынь. На правах рукописи. Защита 23 ноября 1990 года.
9. Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира: ландшафты. – М.: Мысль, 1989. – 504с.: ил., схем.
10. Кезлинг А.Б. и др. Большой географический атлас школьника/ под ред. Кезлинга А.Б. – М., ЗАО «Компания «Аст-Пресс», 2001 – 144с.: ил., карт.
11. Крылова О.В. География материков и океанов. 7 класс: Атлас/ под ред. Крыловой О.В. – М.: Дрофа; ДиК,1997. – 56с.: ил., карт.