Автор работы: e**********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.
Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация - все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета - таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
ВВЕДЕНИЕ
Искусственное
освещение с каждым годом приобретает
все большее значение в различных
областях жизни современного города,
в его архитектуре и
Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация - все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета - таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Многообразней стала техника управления городским освещением, использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.
За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства при создании новых и реконструкции старых городов. Естественно, что в связи с этим появилась необходимость в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с его проектированием в архитектурно-художественном, светотехническом и электротехническом, экономическом аспектах (под архитектурно-художественным аспектом подразумеваются не только вопросы эстетические, но и удобство, комфорт городской жизни).
По
архитектурно-художественным вопросам
городского освещения нет установленных
или утвержденных положении, и статьи
на эту тему появляются редко. В связи
с этим решения таких вопросов на практике
часто имеют случайный характер, не преследуют
ясно поставленной цели, осветительные
установки нередко выполнены на низком
художественном уровне, иногда с некритическим
подражанием приемам устройства световой
рекламы в городах капиталистических
стран.
1 Значение
искусственного освещения в
Многообразная
жизнь современных городов
Самое интенсивное движение транспорта и пешеходов в часы пик большую часть года приходится на утро и вечер. Магазины наиболее оживленно работают в вечернее время; разнообразные пункты массового питания и бытового обслуживания - столовые, кафетерии, ремонтные мастерские и т.п. - наиболее загружены в первые часы после окончания работы на предприятиях и в учреждениях.
Вечер - время отдыха, прогулок и развлечений. Посещение театров, кино, концертных залов, ресторанов, спортивные занятия, гуляния - все это повседневно происходит, главным образом, тогда, когда отсутствует солнечный свет и требуется искусственное освещение. Однако оно служит в современном городе не только для этого, но и для создания определенных удобств и комфорта городской жизни.
Мощные
средства современной светотехники
и их квалифицированное
С давних времен у многих народов гуляния, карнавалы и другие празднества сопровождались различными видами иллюминации: кострами, плошками, факелами, фонарями, а позднее фейерверком. И в наше время массовые празднества - фестивали молодежи, спортивные праздники, демонстрации и карнавалы сопровождаются разнообразными световыми эффектами, для создания которых применяются мощные пиро- и электротехнические средства, которые производят сильнейшее впечатление на фоне темного ночного неба. Исторический опыт световых праздников, отдельные их элементы используются во всех видах освещения современного города, особенно в рекламе.
Современная
световая реклама своей яркостью,
цветом и динамикой вносит совершенно
новый элемент в архитектуру
вечернего города, а в капиталистических
городах в значительной мере и
дневного. Это, а также масштаб
современной световой рекламы по
отношению к отдельному зданию заставляют
считать ее необходимым и важным
элементом в архитектуре
Однако решения световой рекламы в капиталистических городах и в значительной мере в социалистических часто не связаны с архитектурой отдельных зданий, районов и города в целом. В отечественной практике это явление имеет место главным образом при устройстве световой рекламы на ранее построенных зданиях. Следует отметить, что в наших крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде, световая реклама контролируется городскими архитектурно-планировочными организациями, и с каждым годом влияние архитектурного контроля возрастает.
Большое значение в создании архитектурного образа современного вечернего города имеют здания нового типа (с большой поверхностью витражей), особенно те, которые функционируют в вечернее время.
Огромные светящиеся полосы окон в современных многоэтажных зданиях занимают нередко большую часть фасадов. Сплошная полоса ярко освещенных витрин магазинов на торговой улице, ярко освещенные входы в кинотеатры, рестораны и кафе - все это новые элементы архитектурного образа современного ночного города.
В результате совместного действия всех элементов искусственного освещения (проезжей части улиц, рекламы, витрин, сооружений, фасадов зданий) архитектура города в вечернее время в целом приобретает совершенно особую, специфическую образность, характерной чертой которой является фрагментарность.
При
искусственном освещении
В противовес этому появилось стремление выделять светом, показывать при помощи искусственного освещения архитектурные сооружения, либо группы зданий, имеющие большое градостроительное или историческое значение, памятники архитектуры или наиболее интересные примеры современной архитектуры. И все же при помощи искусственного освещения невозможно воссоздать вечером архитектуру ни всего города, ни его части, значительной по размерам.
Этому препятствуют по крайней мере два основных обстоятельства. Первое - чисто природное: никакими искусственными средствами нельзя высветить ночное небо так, чтобы оно стало похожим по свету на дневное, поэтому ночью черный фон для архитектуры пока неизбежен.
Второе обстоятельство - экономического порядка: чтобы ночью создать близкую к дневной освещенность фасадов, поверхности улиц и площадей, необходимы такие гигантские затраты электроэнергии, которые непосильны даже в самых экономически развитых странах. Если же это оказалось бы возможным, все равно был бы потерян специфический эффект, на котором основано воздействие искусственного света, эффект контрастности яркого, цветного света с темным фоном ночи.
Таким образом, устройство искусственного освещения современного города является трудной градостроительной задачей, многообразность которой определяется функциональной службой освещения, ее архитектурно-художественным содержанием, сложностью свето- и электротехнических средств, а также необходимостью затрат больших количеств электроэнергии для питания мощных осветительных установок.
Однако
без правильного решения этой
задачи, всех элементов искусственного
освещения, органически связанного
со всеми основными
Архитектурно-
Еще
в начале этого века в творческой
деятельности архитекторов появилось
новое направление, рожденное сложностью
и многообразием жизни
2 Проектирование осветительных установок. Правила и нормы искусственного освещения
В
действующих нормах по проектированию
искусственного освещения освещенность
определяется угловым размером объекта
различения, контрастом его с фоном
и коэффициентом отражения
Угловой размер объекта затруднительно рассчитывать и измерять. Поэтому в основу нормы удобнее закладывать не угловые, а линейные размеры деталей, рассматриваемых с некоторого определенного расстояния. Общий уровень норм освещенности зависит от материальных и технических возможностей и непрерывно повышается по мере этих возможностей.
При
прочих равных условиях величина нормируемой
освещенности устанавливается в
зависимости от того, какие приняты
источники света и система
освещения. Люминесцентные лампы как
более экономичные позволяют
получить при той же мощности установки
освещенность в несколько раз
выше, чем лампы накаливания. Поэтому
их используют как основной источник
света для большинства случаев,
и нормы освещенности для люминесцентного
освещения установлены
Система
освещения может быть общей или
комбинированной. В последнем случае
требуемая освещенность рабочих
мест достигается в основном с
помощью местных светильников, концентрирующих
световой поток на рабочих поверхностях,
а общее освещение пониженной
мощности предназначается только для
смягчения теней и освещения
фона. Система комбинированного освещения
- более экономична, чем система
одного общего освещения. Соответственно
для комбинированного освещения
в СНиП приняты нормы значительно нише,
чем для общего освещения. Таким образом,
в нормы искусственного освещения заложена
тенденция повышать освещенность во всех
случаях, когда ее можно увеличить за счет
улучшения экономичности установки. Это
характерно для советского трудового
законодательства, направленного на непрерывное
улучшение условий жизни и труда людей.
3 Освещение
городов
В вечернее время в городе необходимо обеспечить наилучшие световые условия. Современная светотехника позволяет много сделать в этом отношении, если при выполнении осветительных установок придерживаться общих принципов устройства рационального освещения и требований, приводимых ниже для отдельных элементов наружного освещения. Осветительные установки на улицах города можно разделить на следующие группы: уличное освещение, специальное освещение фасадов зданий, освещение садов и бульваров, световая реклама и освещение витрин.
Все
перечисленные группы наружных осветительных
установок не изолированы друг от
друга, а работают в непосредственной
близости и взаимодействии друг с
другом. Так, например, на фасад какого-либо
здания, имеющего специальную подсветку,
падает свет и от светильников уличного
освещения, и от рекламных надписей
и витрин, расположенных напротив,
и т.д. Поэтому взаимной координации
отдельных частей и единству архитектуры
и светового оформления города должно
быть уделено особое внимание. Световое
оформление города должно всегда создаваться
как часть гармоничной