Политическая карта мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:37, доклад

Описание

Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды — климат, почвы, полезные ископаемые и пр. Размещение отраслей хозяйства, формирование межотраслевых сочетаний возможно и осуществляется лишь по политически и административно организованной территории. Политико-административное устройство территории — границы между государствами и районами, дифференциация стран по государственному строю, уровню развития и характеру экономики — важнейший фактор территориальной организации производства.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.docx

— 533.16 Кб (Скачать документ)

   Полный  титул королевы Великобритании Елизаветы II, которая занимает трон уже более 40 лет, звучит так: Милостью Божией королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных  ей владений и территорий, глава Содружества наций, хранительница веры, суверен британских рыцарских орденов. Королева пользуется правом созывать и распускать парламент, назначать и смещать премьер-министра, утверждать законы, принятые парламентом, возводить в пэры королевства, жаловать награды, объявлять помилование. Однако во всех этих акциях она руководствуется советами или решениями парламента и правительства. Ежегодно в ноябре королева произносит в парламенте тронную речь, но пишет ее премьер-министр. С 1707 г. не было случая, чтобы английский король наложил вето на закон, принятый парламентом. С 1783 г. не было случая, чтобы он сместил премьер-министра. Тем не менее с символами монархии граждане Великобритании встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство Ее Величества». Законы объявляют «именем королевы». Деньги печатает королевский монетный двор, письма рассылает королевская почта, причем правительственную корреспонденцию отправляют в конвертах с надписью «На службе Ее Величества». На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву. На официальных торжествах исполняют гимн «Боже, храни королеву». С момента выпуска первой в мире марки в 1840 г. до 60-х гг. XX в. на английских почтовых марках изображали только монархов этой страны. Но и теперь на любой марке обязательно присутствует силуэт Елизаветы II. Можно добавить, что королева Великобритании принадлежит к числу очень богатых людей. Ее состояние оценивается в 2,5 млрд долл. США.

   Наряду  с конституционными сохраняется  еще несколько абсолютных монархий. Выборные парламенты в них отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнительная власть находится в полном подчинении монарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.

   Наиболее  ярким примером страны с этой отживающей формой правления может служить  Оман, где с 1970 г. единолично правит султан Кабус. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в этой стране нет. К числу абсолютных монархий относят также Саудовскую Аравию, где король одновременно является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, и Катар, где вся полнота власти принадлежит местному эмиру. В эту группу входят и Объединенные Арабские Эмираты, состоящие из семи княжеств, каждое из которых является абсолютной монархией. А вот Кувейт и Бахрейн в последнее время стали причислять к конституционным монархиям, хотя фактически они продолжают в значительной степени оставаться абсолютными монархиями.

   Своеобразная  разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия (от греческого слова Theos – Бог). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. Классический пример подобного рода – Ватикан, которым управляет папа римский. К числу теократических монархий обычно относят также королевство Саудовская Аравия и султанат Бруней.

   Сравнивая республиканскую и монархическую  формы правления, С. Н. Раковский  обратил внимание на известную условность распространенного постулата о  том, что республиканская власть всегда демократичнее и в целом  «выше», чем монархическая. Действительно, достаточно сравнить европейские монархии с некоторыми республиками в Азии, Африке и Латинской Америке, чтобы  отказаться от абсолютизации подобного  тезиса.

   Еще одну распространенную форму правления  образуют государства, входящие в состав Содружества (Commonwealth), возглавляемого Великобританией. Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы – Канада, Австралия, ЮжноАфриканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в составе Содружества осталось большинство бывших владений Великобритании. Это 54 страны с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенные во всех частях света (рис. 3). Состав Содружества не остается неизменным. В разное время из него вышли Ирландия, Бирма (Мьянма), в 1961–1994 гг. выходила ЮАР, зато оно пополнилось другими членами.

   Рис. 3. Страны Содружества, возглавляемого Великобританией

   Содружество является добровольным объединением суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику, сотрудничая  с другими государствами-членами  с целью «содействия благополучию народов». В 2007 г. в состав Содружества входили 32 республики и 6 монархий. Остальные 16 его членов официально именуются «странами в составе Содружества». Каждая из них номинально признает своим главой монарха Великобритании и Северной Ирландии, т. е. королеву Елизавету II. К этой группе относятся бывшие британские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, но основную ее часть составляют островные микрогосударства, бывшие английские колонии: Ямайка, Багамы, Барбадос, Гренада и др.

   Интересно, что в 1999 г. в Австралии был проведен референдум по вопросу об изменении нынешнего государственного статуса и объявлении страны республикой. «С какой стати, – спрашивали сторонники республиканской формы правления, – чужая королева, не рожденная и не живущая в Австралии, должна быть нашим сюзереном?» В результате референдума Австралия все же не стала республикой: сторонников преобразования государственного строя оказалось меньше половины (45 %).

   В конце 1991 г., после распада Советского Союза, в мире появилось еще одно Содружество – Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 12 бывших союзных республик СССР.

   В мире есть и другие формы государственных  образований. Например, при распаде  французской колониальной империи  после Второй мировой войны некоторые  бывшие колонии Франции получили статус ее заморских департаментов (Мартиника, Гваделупа, Гвиана в Латинской  Америке, Реюньон в Африке). Как  и в любом департаменте собственно Франции, в каждом из них имеется  орган государственной исполнительной власти – префектура, а также  органы местного самоуправления. Есть так называемые заморские территории (Новая Каледония в Океании). И  те и другие представлены во французском  парламенте небольшим числом депутатов  и сенаторов.

5. Государственный строй: административно-территориальное деление

   Государственный строй любой страны характеризуется  также формой административно-территориалъного устройства (или административно-территориального деления – АТД). Обычно такое деление проводят с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных компаний и др.

   Исследования  политико-географов показывают, что  сетка административно-территориального деления стран формируется эволюционно  под влиянием нескольких факторов, подходов. При этом преобладают исторический и этнокультурный подходы. Историческое АТД характерно, например, для многих стран зарубежной Европы. В основу его там были положены исторические провинции, бывшие в средние века феодальными государствами (Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и другие в ФРГ, Тоскана, Ломбардия, Пьемонт в Италии). Этническое АТД чаще встречается в развивающихся странах, особенно многонациональных. Примером такого рода может служить Индия, где при определении границ штатов в первую очередь учитывают этнические границы. Этот принцип был положен также в основу формирования административно-территориального деления бывшего СССР, в состав которого входили автономные республики, области и округа. Впрочем, четко разделить оба эти принципа часто не представляется возможным, поэтому правильнее, очевидно, говорить об историко-этническом подходе. Соответственно и границы между административными единицами часто проводятся по историко-этнокультурным рубежам, которые, в свою очередь, нередко связаны с природными (речными, горными) рубежами. Не так уж редко (например, в США) встречаются и геометрические административные границы.

   Страны  мира сильно различаются и по степени  дробности административно-территориального деления. В большинстве из них  количество административных единиц колеблется в пределах от 10 до 50: это считают  более или менее оптимальным  с точки зрения управления. В ФРГ, например, 16 земель, в Испании 50 провинций  и 17 автономных областей. Существуют и  страны с меньшим числом таких  единиц (в Австрии 8 земель).

   Наиболее  яркими примерами стран с очень  дробным АТД могут служить  Франция, Россия и США. Во Франции  декрет о преобразовании старых исторических провинций в небольшие департаменты был принят еще в 1793 г. Ныне эта страна в административном отношении делится на 100 департаментов (96 во Франции и 4 «заморских») и 36,6 тыс. коммун. Это ставит ее на первое место в зарубежной Европе по степени децентрализации низовой власти. В России до 2007 г. было 86 субъектов Федерации (21 республика, 1 автономная область, 7 автономных округов, 48 областей, 7 краев и 2 города федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург).[11] В США низовой административной единицей следует считать округ или графство (всего их более 30 тыс.), которые входят в состав 50 штатов. Однако некоторые графства подразделяются еще на тауншипы и муниципалитеты, не говоря уже о многих тысячах так называемых специальных округов, ведающих жилищным и дорожным строительством, водоснабжением, здравоохранением, школьным образованием и др.

   В 60—90-х гг. XX в. во многих странах Запада были проведены реформы административно-территориального деления, направленные прежде всего на его укрупнение и упорядочение. Как правило, они носили компромиссный характер. В развивающихся странах с 50-х гг. также проводят реорганизацию. Однако, в отличие от стран Запада, она направлена преимущественно на разукрупнение такого деления. Что касается бывшего СССР и России, то сложившееся здесь АТД давно уже подвергается критике, в том числе и со стороны ученых-географов – прежде всего за его расстыковку с экономическим районированием. Однако в нынешней ситуации его радикальная реформа вряд ли возможна, хотя некоторое укрупнение АТД уже началось.

   Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше. Однако и некоторые федерации имеют уже длительную историю.

   Классический  пример такого рода – Швейцария, где  зачатки федеративного строя  возникли более 700 лет назад.

   Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в стране действует единая конституция, существуют единые законодательные и исполнительные органы власти, а имеющиеся в ее составе административные единицы  не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Таких государств в мире подавляющее большинство. Их примерами могут служить Белоруссия, Польша, Франция, Швеция, Япония, Турция, Египет, Чили, Куба.

   Федеративное  государство – форма государственного устройства, при которой, наряду с  едиными (федеральными) законами и органами власти, существуют самоуправляющиеся  административные единицы – республики, штаты, провинции, земли, кантоны, обладающие собственными органами законодательной  и исполнительной власти, хотя и  «второго порядка». Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное  собрание) и исполнительный (губернатор) органы власти, структура и компетенция  которых определены конституцией данного  штата.

   В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство  республик, штатов, провинций и т. д. (таковы, например, функции сената в конгрессе США). В 2007 г. в мире было 24 федеративных государства (табл. 10). Как нетрудно заметить, их официальные названия в большинстве случаев прямо отражают эту особенность государственного строя.

   В таблице 10 обращает на себя внимание Швейцария, имеющая официальное название Швейцарская  Конфедерация. Конфедерацию можно считать  разновидностью федеративного государственного устройства, при котором образующие государство единицы юридически приравниваются к самостоятельным  государствам со своими органами власти, а единые для всей страны органы государственной власти ведают только внешнеполитическими и военными делами. В данном случае каждый кантон имеет свои конституцию, парламент  и правительство. Но фактически эта  форма довольно близка к федеративной.

   Интересно, что при федеративном (конфедеративном) государственном устройстве столицей страны часто становится не крупнейший ее город. Примерами могут служить  Вашингтон в США, Оттава в Канаде, Бразилиа в Бразилии, Канберра в  Австралии, Исламабад в Пакистане, Абуджа в Нигерии, Ямусукро в Кот-д'Ивуар, Берн в Швейцарии. В некоторых  случаях столичные функции оказываются  разделенными между двумя городами. Так, в ЮАР резиденция правительства  находится в Претории, а парламент  заседает в Кейптауне.

Информация о работе Политическая карта мира