Политическая карта мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:37, доклад

Описание

Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды — климат, почвы, полезные ископаемые и пр. Размещение отраслей хозяйства, формирование межотраслевых сочетаний возможно и осуществляется лишь по политически и административно организованной территории. Политико-административное устройство территории — границы между государствами и районами, дифференциация стран по государственному строю, уровню развития и характеру экономики — важнейший фактор территориальной организации производства.

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.docx

— 533.16 Кб (Скачать документ)

   Таблица 10

   СТРАНЫ  МИРА С ФЕДЕРАТИВНЫМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ  УСТРОЙСТВОМ

   Довольно  широко распространено мнение о том, что федеративная форма административно-территориального устройства характерна прежде всего  для многонациональных и двунациональных  стран. Конечно, такие примеры есть – Россия, Индия, Швейцария, Бельгия,

   Канада, Нигерия. И все же большинство  существующих ныне федераций – это  страны с более или менее однородным национальным (этнолингвистическим) составом. Следовательно, их возникновение отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности  развития. В качестве примеров стран  с федеративной структурой, предусматривающей  четкое распределение компетенций  между различными уровнями управления, чаще всего приводят Австралию, Австрию, Германию, Канаду, США, Швейцарию, что  должно свидетельствовать об их продвижении  к «новому федерализму» и отходе от старого «казенного федерализма».

   Тем не менее мировой опыт свидетельствует  о том, что часто конфликтные  внутриполитические ситуации связаны  как раз с федеративными государствами, где продолжает проявляться сепаратизм. В особенности это относится  к многонациональным и двунациональным  странам, где внутренняя обстановка осложняется из-за межнациональных  и религиозных противоречий. В  СФРЮ и 4ехословакии, а в значительной мере и в СССР на рубеже 1990-х гг. они привели к распаду федераций, казавшихся вполне устойчивыми, причем этот «развод» не везде происходил мирным путем.

   В качестве своего рода сепаратистского  курьеза можно привести пример крошечного островного федеративного государства  Сент-Китс и Невис в Карибском  море. Эти два острова общей  площадью 269 км2 с населением около 45 тыс. человек образовали свою федерацию в 1983 г. В 1998 г. 10 тыс. жителей Невиса потребовали выхода из нее и полной политической самостоятельности. Однако во время проведенного с этой целью референдума им не удалось собрать необходимые 2/3 голосов, так что самое маленькое в мире федеративное государство не распалось.

   Можно добавить, что во многих федеративных государствах (пример – Россия) проявляются  довольно сильные элементы унитаризма. А в некоторых унитарных государствах (пример – Испания) – элементы федерализма. Сочетание же тех и других зависит в первую очередь от интересов различных политических и финансово-экономических групп.

   В заключение приведем интересную типологию  современных федераций, предложенную В. А. Колосовым, который выделяет следующие  их типы: 1) западноевропейский (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария); 2) североамериканский (США, Канада, Австралия); 3) латиноамериканский (Мексика, Венесуэла, Аргентина, Бразилия); 4) островной (Микронезия, Сент-Китс и  Невис, Коморские Острова); 5) афро-азиатский (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР); 6) нигерийский (Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма); 7) постсоциалистический (Россия, Югославия).[12]

6. Политическая география

   Политическая  география – пограничная, переходная наука, которая возникла на стыке географии и политологии.

   Оформление  политической географии в качестве самостоятельного научного направления  произошло в конце XIX – начале XX в. Оно было связано с появлением книги немецкого географа, этнографа, социолога Фридриха Ратцеля «Политическая география». Идеи Ратцеля затем развили в своих работах английский географ Хэлфорд Маккиндер («Британия и британские моря»), шведский политолог Рудольф Челлен («Государство как организм») и другие авторы. Политической географии продолжали уделять внимание и многие русские географы, например В. П. Семенов Тян-Шанский.

   В 30-50-е гг. XX в. в связи с подготовкой, а потом и развязыванием Второй мировой войны, затем с началом «холодной войны», приведших к коренным изменениям политической карты мира, государственных границ, к возникновению двух противоборствующих политических систем, к распространению военных баз, к зарождению региональных конфликтов и прочему, политическая география получила дальнейшее развитие как в теоретическом, так и в практическом плане. На Западе появились работы Р. Хартшорна, С. Джонса, М. Готтмана, других видных ученых. Однако в СССР, несмотря на интерес к политико-географическим исследованиям со стороны Н. Н. Баранского, И. А. Витвера, И. М. Маергойза, в целом они развивались очень медленно.

   С конца 70-х гг. XX в. политическая география – как самостоятельное научное направление – переживает период нового подъема. В странах Запада выходит много политико-географических книг и атласов, издаются политико-географические журналы. В России многие важные проблемы нашли выражение в работах В. А. Колосова, С. Б. Лаврова, Я.Г.Машбица, Ю.Д.Дмитревского, Н.С.Мироненко, Л. В. Смирнягина, О. В. Витковского, В. С. Ягьи, Н. В. Каледина, Р. Ф. Туровского, М. М. Голубчика и других географов. При этом можно говорить о становлении в значительной мере новой политической географии, отличающейся от традиционной соответственно тому, как современный этап мирового развития отличается от предшествующих.

   Существует  много определений политической географии. В качестве примера самого краткого определения можно привести следующее: политическая география – это наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов. Но в большинстве случаев специалисты в области этой науки формулируют свои определения более пространно. Так, по Я. Г. Машбицу, политическая география исследует территориальную расстановку классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, историческими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, их районов, городов и сельской местности. По В. А. Колосову, современные политико-географические исследования можно классифицировать по трем территориальным уровням: к макроуровню относятся исследования по миру в целом и по его крупным регионам, к мезоуровню – по отдельным странам и к микроуровню – по отдельным городам, районам и т. д. В 80—90-х гг. XX в. в отечественной политической географии наибольшее развитие получили первый и второй из этих уровней.

   Очевидно, что на глобальном и региональном уровнях в сферу интересов  политической географии должны войти  изменения, происходящие на политической карте мира (связанные с образованием новых государств, изменениями их государственного строя, государственных  границ и т. д.); изменения в соотношении сил основных политических, военных и экономических группировок; важнейшие территориальные аспекты международных отношений, включая географию очагов международной напряженности и военных конфликтов. Быстро развивается и новое направление политико-географических исследований – политическая география Океана. Это объясняется тем, что Мировой океан в наши дни также стал ареной активных политических событий, отражающих изменения в расстановке политических сил и соответственно в разграничении морских акваторий.

   Что же касается политико-географического  страноведения, то обобщая (и упрощая) имеющиеся публикации, с известной  долей условности можно утверждать, что в сферу интересов политико-географического  страноведения могут входить  следующие вопросы:

   – особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренней и внешней политики;

   – формирование государственной территории, ее политико-географическое положение, оценка границ и самообеспеченности основными природными ресурсами, пограничных районов;

   – географические различия в социально-классовой структуре населения, в его национальном и религиозном составе, политические отношения, складывающиеся между социальными группами, нациями, государственными и местными органами власти;

   – география партийно-политических сил страны, включая политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения, их влияние на политическую и общественную жизнь, районы политической напряженности и социальных взрывов;

   – организация и проведение избирательных кампаний, референдумов, а также забастовок, демонстраций, вооруженных выступлений, сепаратистских, подпольных, партизанских движений, затрагивающих интересы различных социальных сил.

   Анализ  источников показывает, что в российской политической географии постсоветского периода наибольший интерес вызвали  два направления – геополитика  и электоральная география.

7. Геополитика прежде и теперь

   Геополитика (географическая политика) – одно из главных направлений политической географии. Как и политическая география, она рассматривает происходящие в мире процессы и явления на разных уровнях. На глобальном и региональном уровнях ее главная задача заключается в исследовании географии международных отношений, в особенности баланса сил, складывающегося между великими державами. На уровне отдельных стран – в изучении положения той или иной страны в системе существующих военно-политических и экономических взаимоотношений, которые влияют на ее внешнюю политику и определяют изменения в ее геополитическом положении. Можно сказать, что геополитика рассматривает каждое государство как пространственно-географический организм, живущий своими ритмами и имеющий свое собственное неповторимое лицо. Иногда говорят также о прикладной геополитике или геостратегии.

   В качестве основных геополитических  факторов обычно рассматривают:

   – географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы);

   – политические (тип государственного строя, социальная структура общества, взаимоотношения с другими государствами, участие в политических союзах и блоках, характер

   государственных границ и режим их функционирования, наличие горячих точек);

   – экономические (уровень жизни населения, степень развития ведущих отраслей экономики, участие во внешних экономических связях);

   – военные (уровень развития, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, уровень развития военной инфраструктуры, степень подготовки военных кадров, военные расходы);

   – экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране);

   – демографические (характер воспроизводства населения, его состав и размещение);

   – культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

   Геополитическая доктрина каждого государства определяется всей совокупностью перечисленных  факторов. Но наибольшее значение обычно отводят географическим и политическим факторам.

   В своем развитии геополитика, как  и вся политическая география, прошла ряд этапов.

   Первый  этап нередко называют этапом классической геополитики. Он охватывает конец XIX и начало XX в., когда происходило резкое обострение многочисленных военно-политических противоречий, борьбы за территориальный передел мира, которые в конечном счете и привели к Первой мировой войне. Главными идеологами и, как часто говорят, отцами геополитики в этот период стали немецкий географ Ф. Ратцель, шведский политолог Р. Челлен и английский географ X. Маккиндер.

   Ф. Ратцель в своей «Политической  географии» выдвинул идею о том, что  государство – это своего рода живое существо и его жизнь  так же во многом определяется окружающей средой, как и жизнь живых организмов. Поэтому для улучшения своего географического положения государство  – особенно молодое, растущее –  имеет право изменять свои границы, увеличивать свою территорию путем  присоединения соседних земель, а  также расширять свои заморские  колониальные владения. Именно Ф. Ратцель  ввел в оборот термины «жизненное пространство» и «мировая держава». Идеи Ф. Ратцеля получили еще более  крайнее выражение в работах  Р. Челлена, который применил их к  конкретной геополитической ситуации в тогдашней Европе, доказывая, что  Германия, занимающая в ней центральное  положение, должна объединить вокруг себя остальные европейские державы.

   Х.Маккиндер  в своем докладе «Географическая  ось истории» (1904) подразделил весь мир на четыре большие зоны: 1) «мировой остров» (World Island) трех континентов –  Европы, Азии и Африки; 2) «сердцевинную  землю», или Хартленд (Heartland) – Евразию; 3) «внутренний полумесяц», или окраинный пояс, опоясывающий Хартленд, и 4) «внешний полумесяц» (рис. 4). Из этой геополитической модели мира вытекал основной тезис Маккиндера, сформулированный им как важнейший геополитический закон: тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует и над «мировым островом»; тот, кто доминирует над «мировым островом», доминирует над всем миром. Отсюда прямо вытекало, что центральное геополитическое положение в мире занимает Россия.

Информация о работе Политическая карта мира