Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать основные характеристики экономических систем. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: дать определение понятия «экономические системы»; рассмотреть основные модели и способы достижения их устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………...4
1.1.Распределение экономических систем………………………………………..4
1.2.Понятие и сущность экономических систем…………………………………6
1.3.Модели экономических систем………………………………………………..7
1.4.Условия устойчивости экономической системы……………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24
Каков механизм решения фундаментальных задач экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, через рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (т.н. предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
Современная рыночная
Во второй половине прошлого столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активней воздействовать на развитие национальной экономики, В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационный формы хозяйственной деятельности, экономические связи между хозяйствующими субъектами.
В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связанно с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а так же анализы приоритетных направлений НТП, прогнозы развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами.
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) так же оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям1.
Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнаций, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР, в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуется общеевропейские программы '' Эврика'', ''Эсприт'' и др.
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложения в развитие «человеческого фактора»': финансирование системы образования, в т.ч. переподготовке работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.
В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
Административно-командная система.
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств2.
Хозяйственный
механизм АКС имеет ряд особенностей.
Он предполагает, во-первых, непосредственное
управление всеми предприятиями
из единого центра – высших эшелонов
государственной власти, что сводит
на нет самостоятельность
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В
странах с АКС решение
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования3. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение
созданной продукции между
Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Смешанная экономика.
В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения различных моделей экономики - можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
В современных
условиям смешанная экономика предстает
в следующих укрупненных
— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых "смешение" вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни. Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начало4.
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран. Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.
Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее элементов.
Традиционная система.
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Эта модель экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования5. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение
ключевых экономических задач имеет
специфические особенности в
рамках различных укладов. Для традиционной
системы характерна такая особенность
— активная роль государства. Перераспределяя
через бюджет значительную часть национального
дохода, государство направляет средства
на развитие инфраструктуры и оказание
социальной поддержки беднейшим слоям
населения.
1.4.Условия устойчивости
экономической системы.
Для каждой национальной экономики основу устойчивого равновесия составляет равномерный прирост валового внутреннего продукта (ВВП), который является результатом суммарного взаимодействия факторных сил и наблюдается на графике в течении времени как движение развивающейся экономической системы.
Сложную
многоуровневую систему факторов устойчивого
равновесия национальной экономики
укрупнено рассматривают на уровне
спроса и предложения как
- потребление и производство продукции;
- денежное обращение и инвестиционное стимулирование;
- фондовое накопление и обязательства сберегательных банков;
- заработной платы и занятости населения.
В теории равновесия сил потенциальное состояние устойчивости изучается как совокупность взаимодействующих факторов динамического, энергометрического и информационного характера, в сумме представляющих трехуровневую систему безопасности и стабильности экономики, обеспечивающую прирост ВВП, поступательное движение капитализируемых потоков и упорядоченное развитие рыночных отношений.
Первый
уровень безопасности системы является
наиболее фундаментальной основой
состояния динамического
Второй уровень безопасности и стабильности экономического развития рассматривается в теории равновесия сил как энергометрическое состояние устойчивости, возникающее вследствие естественного выравнивания различных уровней спроса и предложения за счет существующей разности потенциалов неодинаковых по интенсивности потоков инвестиционного капитала. Потенциально устойчивые энергометрические состояния в макроэкономике моделируется по аналогии традиционных уравнений физического равновесия в термодинамике.
Информация о работе Распределение ресурсов и модели экономических систем. Условия их устойчивости