Региональные различия в водопотреблении на душу населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить региональные различия в душевом водопотреблении РФ.
Задачи:
Какими факторами обусловлено.
Различия в водопотреблении на душу населения РФ в 2000, 2007гг.

Содержание

Введение 4
Глава 1. 5
Экономический механизм водопользования 7
Плата за воду. 8
Правовой режим использования вод 9

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 42.84 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

Факультет

ИМЭиБ

Кафедра

Региональной экономики  и географии


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему:

«Региональные различия в водопотреблении на душу населения  в  РФ»

 

Студент:

Бачурина Валерия Анатольевна

Электронный адрес

holinav@mail.rudn.rssi.ru

Группа

ШМ-104

Страна:

РФ


 

Научный руководитель:

к. г. н. доц. Миронова М. Н.

 

Зав. кафедрой:

к.г.н., доц. Холина В.Н.


 

 

Москва 2009


 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 4

Глава 1. 5

Экономический механизм водопользования 7

Плата за воду. 8

Правовой режим  использования вод 9

 

 

Введение

Цель работы: Выявить  региональные различия в душевом  водопотреблении РФ.

Задачи:

    1. Какими факторами обусловлено.
    2. Различия в водопотреблении на душу населения РФ в 2000, 2007гг.

  

Глава 1.

Вода – основа жизни, по крайней мере, в ее земных формах. Вода составляет от 50% до 97% веса растений и животных. Человеческий организм на 2/3 состоит из воды. Общемировые  запасы воды огромны. Однако для жизнедеятельности  человека совершенно необходима пресная  вода. Доступная пресная вода  составляет лишь малую толику от этих запасов  - не боле 0,8%, а на самом  деле ещё меньше. Весь доступный  поток  воды поступает на континенты в  виде осадков. 

В нашем распоряжении  имеются два источника пресной  воды:  подземные и поверхностные  воды. После выпадения атмосферные  осадки  частично остаются на поверхности, а  частично просачиваются в грунт  под действием силы тяжести и диффузии до тех пор, пока их не остановит водонепроницаемый слой глины  или сланцев.  Так образуются безнапорные грунтовые воды, состав примесей в которых зависит от локальных условий  - состава почв и осадков. Верхняя граница этого водоносного горизонта называется зеркалом вод.  Когда зеркало вод оказывается выше поверхности почвы,  образуются озера и болота. Часть осадков задерживаются губчатой  структурой почвы (почвенные воды). Здесь лежит зона аэрации, где одновременно в порах почвы присутствуют и вода, и воздух. 

Запасы напорных или артезианских вод располагаются ниже верхнего водонепроницаемого  слоя,  и пополняется подземными потоками из источников, которые могут располагаться на расстояниях в десятки, сотни тысяч километров, например из горных ледников. Соответственно, темпы пополнения  артезианских  вод не зависят от локальных источников. Эти воды могут находиться под значительным давлением, почему и называются напорными.

Для своих нужд человек  использует главным образом поверхностные  воды рек и озёр. Для создания запасов воды  и нужд гидроэнергетики создаются огромные водохранилища. Однако к их строительству необходимо подходить с большой осторожностью, так как при этом часто теряются большие площади лучших сельскохозяйственных угодий, и наносится непоправимый  ущерб стадам наиболее ценных промысловых рыб. 

В масштабе земного шара основная масса используемой человеком  пресной воды идет на орошение. Другим важнейшим потребителем является промышленность. В промышленно развитых странах  промышленное водопотребление примерно равно сельскохозяйственному водопотреблению. В аграрных странах почти вся  вода идет на орошение полей.

Значительная часть забранной  из природных водоемов воды возвращается в водоемы, но слишком часто эта вода уже не пригодна для дальнейшего ее использования из-за ее загрязнения. Исчисление потребления воды при этом обычно ведется по объему водозабора, что не правильно. Если вода возвращается чистой (например, из охладительных систем или благодаря безупречным очистительным сооружениям), то фактическое ее потребление оказывается в 10 раз меньше водозабора. Но такая ситуация скорее исключение, чем правило. На практике сбываемая вода бывает очищена  не полностью. Потребляемым ресурсом является не вода вообще, а именно чистая вода! Предположим, что концентрация хотя бы одного загрязняющего вещества в водосборе вдвое превышает допустимую норму. Это означает, что для  разбавления сбора до допустимого уровня загрязнения потребуется дополнительный объем чистой воды, равный сбору.

Забор воды из природных водных объектов для использования - изъятие водных ресурсов из поверхностных (включая моря) водоемов и подземных горизонтов с целью дальнейшего потребления воды. В общий объем забора входят используемые шахтно-рудничные воды, получаемые при добыче полезных ископаемых. В этот показатель не включается объем пропуска воды через гидроузлы для производства электроэнергии, шлюзования судов, пропуска рыбы, поддержания судоходных глубин и др. Также не учитывается объем забора транзитной воды для подачи в крупные каналы.

Сельскохозяйственные  сборы  – это обычно результат свободного стока с полей в водоемы или инфильтрации в грунтовые воды без всякой очистки. Поэтому они способны наносить огромный систематический ущерб запасам чистой воды. Смыв с полей плодородного слоя почвы и удобрений приведет к массовому размножению фитопланктона, и прежде всего сине-зеленых водорослей. В результате начнется процесс эвтрофикации в воде,  подает содержание кислорода, вода начинает «цвести», а затем  «загнивает» и становится непригодной для использования. Попадание в водоемы пестицидов усиливает этот процесс, так как пестициды, прежде всего, убивают организмы, ответственные за очистку воды за очистку воды от органических остатков.

Благодаря деятельности водных организмов, прежде всего моллюсков, водоемы обладают большей способностью к самоочищению.  Проблема заключается в том, что чрезмерный сброс ядовитых веществ ведет к массовой гибели этих организмов, после чего водоем становится  «мертвым», то есть полностью теряет способность самоочищаться. Подобные ситуации часто связаны с авариями  на очистных сооружениях.

Поверхностные воды рек формируются  в основном за счет слияния многочисленных рек и ручьев, имеющих извилистое русло и замедленное течение. Эти водотоки вместе с верховыми озерами и болотами образуют природные водохранилища – регуляторы запасов чистой и пресной воды и потому нуждаются в тщательной охране от загрязнения и мелиоративных работ по орошению, спрямлению русла  и тому подобному вмешательства. Расширение за их счет пахотных земель в одном месте ведет к обезвоживанию гораздо  больших территорий и лучших угодий ниже по течению, провоцирует гибель урожая в засушливые годы и наводнения в годы с избыточным выпадением осадков. Чтобы избежать их разрушения необходима тщательная охрана растительности, особенно кустарника и деревьев на берегах. Необходим также запрет использования быстроходных катеров   и моторных лодок, создающих волны, подмывающие и разрушающие их берега.

Чистая пресная вода стала  настоящим дефицитным природным  ресурсом на Земле. Методы ее защиты  от загрязнения  требуют поистине ничтожных затрат по сравнению с  ущербом, который возникает при  пренебрежении ими:

  • Простые меры по экономии воды, особенно в сельском хозяйстве и в коммунальной сфере, способны дать огромный эффект. В сельском хозяйстве, где только треть забирается на орошение,  воды получают растения, а остальная вода вытекает впустую, мероприятия  по охране почв от водной эрозии одновременно позволяет резко сократить затраты на орошение;
  • В коммунальных службах и промышленности поддержание в должном порядке очистных сооружений и предотвращение бесполезных утечек(вечно капающие краны, подтекающие унитазы и водопроводные трубы приводят к потерям 30-50% используемой воды!) позволяет резко сократить расходы на очистку питьевой воды и избежать угрозы эпидемий опасных болезней, таких как холера, дизентерия или брюшной тиф;
  • Промышленные предприятия должны снабжаться системами оборотного водоснабжения;
  • Правительственные  и муниципальные органы, а также все граждане должны чрезвычайно осторожно подходить к любым предложениям по строительству водохозяйственных сооружений и проведению  мелиоративных работ, тщательно оценивая их последствия  в долгосрочной перспективе.

 

Водопотребление (использование воды) - использование забранных из различных источников водных ресурсов (включая морскую воду) для удовлетворения хозяйственных нужд. Сюда не включается оборотное водопотребление, а также повторное использование сточной и коллекторно-дренажной воды.

Экономический механизм водопользования

 

В настоящее время промышленные предприятия вносят  в бюджет плату за воду независимо от того, поступает  эта вода непосредственно из водохозяйственных  систем, от других промышленных предприятий или предприятий коммунального хозяйства. Тарифы за воду устанавливаются  за один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов платы за воду основывается на затратном методе.

В некоторых отраслях используются и другие методы. В некоторых отраслях используются и другие методы,  но они имеют локальное применение. В развитых странах плата за водопользование осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание государственных учреждений, которые осуществляют оперативное управление водными ресурсами  и их использовании в пределах одного или ряда соседних водных бассейнов.

Организационно взимаемые  платы за водопользование  реализуется в виде двух схем. Первая схема, которая реализуется в Австралии, странах Азии и Африки, основывается на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений. Вторая схема применяется в странах Западной Европы.  Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют  бассейновые объединения.  Бассейновые объединения осуществляют все виды работ, связанные с охраной вод, рациональным использованием, оценкой водных ресурсов, регулированием стока, контролем над сбросом загрязняющих веществ, водозабором, предотвращением наводнений и паводков и проч.  Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирования его деятельности. При этом государство получает  налоги от  бассейнового объединения, которые используются в большей части для кредитования  и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсаций льготным категориям водопользователей.

В 1995г. Был принят Водный кодекс  Российской Федерации, в  котором предусмотрены два платежа: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.  Сущность водного налога состоит изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами. Изымаемый водный налог направляется в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов Российской Федерации (60%) . Водный налог является «щадящим» инструментом регулирования водопользования, поскольку не вызовет значительного роста затрат в основных отраслях экономики России.

При заборе воды предприятиями  теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждающих агрегатов(возвратное водопотребление), применяются два вида платежей: за водопотребление в пределах лимита забора  воды плата производится в размере 30% величины  установленного тарифа и за сверхлимитный забор плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы.

Размер платы за один кубометр безвозвратного водопотребления определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из хозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия, с коэффициентом 1,25.

Плата не взимается за подземные  воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление и т. д.), кроме того, промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические  воды, используемые в качестве сырья  для извлечения содержащихся в них  полезных ископаемых.

Плата за воду.

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» промышленные предприятия  за забор воды из хозяйственных систем вносят в бюджет плату за воду. Порядок  исчисления и применения  нормативов платы за использование природных  ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

В мае 1998г. принят закон «О плате за пользование водными  объектами», которым на территории Российской Федерации введена плата  за  пользование водными ресурсами. Этим  Законом установлены плательщики, объекты платы, платежная база, минимальные  и максимальные ставки за пользование  водными объектами для Российской Федерации в  целом, порядок зачисления и расходования сумм платы, а также льготы по плате и условия взимания повышенной платы. Плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Российской Федерации от 22 июля 1998г. №818 утверждены минимальные и максимальные ставки за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Федеральным законом от 1 апреля 1994г. №54-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 Федерального Закона «  О плате за пользование водными  объектами» установлено, что «до  утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации ».

Информация о работе Региональные различия в водопотреблении на душу населения в РФ