Региональные различия в водопотреблении на душу населения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить региональные различия в душевом водопотреблении РФ.
Задачи:
Какими факторами обусловлено.
Различия в водопотреблении на душу населения РФ в 2000, 2007гг.

Содержание

Введение 4
Глава 1. 5
Экономический механизм водопользования 7
Плата за воду. 8
Правовой режим использования вод 9

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 42.84 Кб (Скачать документ)

Плата за пользование водными  объектами (водный налог), за забор воды и сброс сточных вод вносится ежемесячно, использование акватории - ежеквартально. Внесение платы за  использование природных ресурсов  не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Правовой режим использования  вод

Вода представляет собой  возобновимый,  но ограниченный ресурс, поэтому экологическое законодательство регулирует ее рациональное использование и всестороннюю охрану.

Водным объектом признается сосредоточение вод  на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющие границы, объем и черты водного режима.

Законодательства, регулирующие водные отношения (водное законодательство), базируется на нормах Конституции РФ и состоит из Водного кодекса  РФ (1995г.) и других нормативных актов  РФ и ее субъектов.

В Российской Федерации в  соответствии с Конституцией РФ признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст.34,35 ВК РФ). Муниципальная и частная собственность допускаются только на обособленный  водный объект (замкнутый водоем), под которым понимается небольшой по площади и не проточный искусственный водоем, не имеющий  гидравлической  связи с другими водными объектами.

В федеральной собственности  находится:

  • поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на территории не более двух субъектов РФ;
  • водные объекты  необходимые для обеспечения нужд обороны, безопастности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;
  • водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения;
  • трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • территориальное море РФ;
  • иные водные объекты по согласованию с субъектов РФ.

Право водопользования как  важнейшая составляющая водного  права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок  и условия использования водных объектов, а также права и обязанности  водопользователей.

Субъектами права   водопользования (водопользователями) являются граждане и юридические лица, а объектами -  водные объекты или их части (ст.7 ВК РФ).

В зависимости от хозяйственной  цели использования водных объектов (целевого назначения) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, промышленности и энергетики, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно- бытового водопользования, предусматривая первоочередность  удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения  и особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

Согласно ст. 133 ВК РФ для  питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защитные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения  определяется государственным органом санитарно – эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов его санитарной охраны.

По способам пользованиями водными объектами  различают общее и специальное водопользование.  Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющее на состояние вод, а специальное с применением таких сооружений и устройств.

Специальное водопользование  с применением различных технических  средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. п.) осуществляется в установленном  законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государственными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор и охрану рыбных запасов, а также с другими заинтересованными организациями.

Водные объекты, находящиеся  в государственной собственности, представляются гражданам и юридическим  лицам в долгосрочное и краткосрочное  пользование в зависимости от целей их использования, ресурсного потенциала и экологического состояния. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, а долгосрочного - от 3 до 25 лет.

Основным принципом экономического регулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Система платежей, связанная с пользованием водными объектами, регулируется Водным Кодексом  РФ, Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.), а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении минимальных и максимальных ставок за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» № 818 от 22.07.98 и другими нормативными актами.

Согласно статье 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

    • осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;
    • получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
    • осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

        Вместе  с тем водопользователи обязаны:

    • рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
    • не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среды
    • не допускать ухудшения поверхностных и подземных вод, среды обитания живого и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
    • содержать в исправном состоянии очистные,  гидротехнические и другие водохозяйственные  сооружения;
    • информировать в установленном порядке соответствующие организации об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов и своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;
    • выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
    • вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количество загрязняющих в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;
    • вносить своевременно платежи, связанные с пользованием водными объектами;
    • соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
    • выполнять другие обязанности, связанные с водным законодательством.

Принудительное прекращение  прав пользования водными объектами  применяется в случаях:

    • неиспользование объекта в течении трех лет;
    • неиспользование в течении одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
    • использование водных объектов не по целевому  назначению;
    •   возникновения необходимости использования водных объектов для государственных и муниципальных нужд;
    • несоблюдение условий и требований, установленное в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
    • запрещение использования водных объектов.

Правовая охрана вод представляет собой систему закрепленных законом  мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением водное законодательство считает ухудшение  качества вод  в результате сброса или поступления  иным способом в водные объекты вредных  веществ, а засорением  - предметов  или взвешенных частиц. Под истощением вод понимается устойчивое сокращение их объема (ст. 1 ВК РФ).

Поддержание поверхностных  и подземных вод в состоянии, в состоянии соответствующим  экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью  установления и соблюдения нормативов допустимых вредных воздействий  на водные объекты.

В целях обеспечения охраны вод, здоровья и безопасности населения  устанавливаются нормативы содержания загрязняющих и вредных веществ  в воде  -  их предельно допустимые концентрации.

Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при  наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной  водного фонда, а также, если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ, свыше установленных норм – нормативов предельно допустимых концентраций содержания вредных веществ в воде.

При эксплуатации хозяйственных  и других объектов запрещается:

    • осуществлять сброс в водные объекты, сточных вод, неочищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормами;
    • производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
    • осуществлять сброс сточных  вод, содержащих вещества, для которых установлены предельно допустимые концентрации, или возбудителей инфекционных заболеваний.

В случае превышения норм ПДС  или сбора сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, при нарушении других требований по рациональному использованию охране  вод сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен.

В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст.96 ВК РФ).

Запрещается захоронение  и сброс радиоактивных  и  токсичных  веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение  на них  работ, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся  выделением радиоактивных  и токсических веществ.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и  хозяйственно- бытового водоснабжения, а также для лечебных, курортных  и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязнения вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются понятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 1176 ВК РФ), предусматриваются меры  предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т.д., заболачивания и засоления земель, эрозии почв и др.).

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод или невыполнения установленных мер по их охране виновные несут юридическую ответственность - административную, уголовную, гражданско-правовую (материальную).

К административной ответственности  в виде штрафа привлекаются в соответствии с  нормами Кодекса РФ об административных нарушениях (ст. 47, 57- 60).

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных  нарушений:

    • самовольный    захват  водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования , а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;
    • загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
    • ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение вод или их вредное воздействие;
    • забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное  производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды, нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
    • повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
    • невыполнение лицами командного состава судна или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

 
Уголовная ответственность предусмотрена  нормами  Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

    • Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст.250);
    • Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников, а  также вследствие нарушения правил захоронения и сброса с транспортных средств или  возведенных в море искусственных сооружений  веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст.252).

Информация о работе Региональные различия в водопотреблении на душу населения в РФ