Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:29, курсовая работа
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Природно-ресурсный потенциал районов……………………………………5
2.Население и трудовые ресурсы………………………………………………12
3.Агропромышленный комплекс……………………………………………….16
4.Транспортная и экономическая связь………………………………………...20
5.Внешняя экономическая деятельность района………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………27
2.Население и трудовые ресурсы
Численность
Волго-Вятского регионанаселения составляет
8,4 млн чел., или 5,7% численности населения
РФ. За срок экономических реформ численность
населения региона сократилась на 36 тыс.
чел., что объясняется отрицательными
показателями естественного прироста
и миграционными потоками в другие регионы
страны. Средняя плотность населения 31,7
чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает
среднюю заселенность РФ. Однако территория
заселена неравномерно. Так, плотность
населения Чувашской Республики составляет
74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области —
13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона
и большой отток населения из сельской
местности способствовали урбанизации
населения. 70,1% населения региона проживает
в городах. Наиболее большой уровень городского
населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской
(70,4%) областях. Менее урбанизированы республики
Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на
долю городского населения приходится
58,3; 62,6 и 60,6% соответственно.- Основная
часть городского населения проживает
в 8 городах региона. Крупнейшую городскую
агломерацию страны представляет Нижегородская,
включающая Нижний Новгород и города-
спутники, прилегающие к нему: Дзержинск,
Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие
к нему поселки городского типа. Тенденция
концентрации населения в немногочисленных
точках региона при обезлюдении основной
территории получила тут широкое распространение.
Воспроизводство населения в регионе
в последние годы осуществлялось замедленными
темпами. Многие показатели демографической
ситуации (половозрастной состав, брачность,
рождаемость, смертность, натуральный
прирост) свидетельствуют об отрицательных
тенденциях в развитии демографических
процессов. Отток населения из сельской
местности, особенно молодежи, крайне
осложнил демографическую ситуацию на
селе. Показатели естественной убыли на
1,1% пункта превышают средние по стране
и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0
в стране. Отрицательный прирост населения
характерен для всех административно-
территориальных единиц, однако показатели
выше средне районного отмечаются в Нижегородской
и Кировской областях.
Население региона многонационально.
Большую часть его представляют русские,
из других национальностей преобладают
чуваши, мордва,марийцы и татары.
К числу важнейших предпосылок
развития и размещения
Удобное географическое
Население Центрально-Черноземного района
составляет 7,51 млн.чел. или 5,3% численности
населения Российской Федерации. В городах
проживает 4,66 млн.чел., или 61,96% населения,
в сельской местности — 2,84 млн.чел., или
38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на
км2) регион занимает одно из ведущих
мест, уступая Центральному и Северо-Кавказскому
районам. Крупнейший город Центрального
Черноземья — Воронеж с постоянно проживающим
в нем населением 903 тыс.чел.
На территории Центрально-Черноземного района проживают люди нескольких национальностей это, в основном: Русские, Украинцы, Белорусы, Армяне и Азербайджанцы.
В регионе
сложилась сложная
В связи с изменением геополитической обстановки России усилился миграционный обмен между странами СНГ и в Центрально-Черноземном районе ситуация несколько улучшилась за счет русскоязычного населения, прибывшего из стран ближнего зарубежья.
В последние годы население Центрального и Центрально-Черноземного районов восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы миграции.
Уровень безработицы в Тамбовской, Белгородской и Липецкой областях превышает среднерайонный показатель, что объясняется небольшим сокращением рабочих мест в металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях промышленности и в военно-промышленном комплексе.
В будущем, однако, численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.
Из таблицы
видно, что сельское население Центрально-
3.Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.
В связи
с переходом экономики к
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры.
Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий.
Важное
значение в регионе имеет животноводство,
которое широко представлено во всех административно-
Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период.
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.
Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
Агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного региона создает 7,8% сельскохозяйственной продукции России. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенный на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс Черноземья имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.
В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России.Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области — озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос.
Ведущее
место среди технических
Основные
посевы подсолнечника сосредоточены
в Воронежской и Белгородской областях.
Эта культура также имеет межрайонное
значение. Подсолнечник выращивается
на семена, перерабатывается в масло (40%
масла вывозится из района), отходы производства
— шрот и жмых используются в качестве
кормов в животноводстве. Воронежская
область — основной производитель в стране
эфирных масел: на ее территории выращивается
и перерабатывается кориандр и анис (Алексеевский
эфирокомбинат. В Воронежской области
выращивают также махорку. Выращенный
в районе картофель частично идет на производство
крахмала и спирта. Во всех областях получило
развитие овощеводство и садоводство.
Район обладает большими потенциальными
возможностями увеличения производства
продукции растениеводства за счет внедрения
научно обоснованных севооборотов, увеличения
доли использования возможностей агрохимии,
проведения мероприятий по сохранению
и увеличению естественного плодородия
земель.
4.Транспортная и экономическая связь
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятскогорегиона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.
Географическое положение Волго-Вятского
района на Волжской магистрали с ее
разветвленными судоходными притоками
(Ока, Вятка и др.) создает
благоприятные условия для развития
речного транспорта и тесного
его взаимодействия с железнодорожным.
Нижегородский водно-транспортный
узел является по речному грузообороту
крупнейшим в России. С реки
на железную дорогу ведется перегрузка
угля, соли, металла, хлебных
грузов, цемента, строительных материалов,
поступающих из Поволжского,
Северо-Кавказского,Центральног