Сравнительная экономико-географическая характеристика двух экономических районов: Волго-Вятского и Центрально-Черноземного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание

Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Природно-ресурсный потенциал районов……………………………………5
2.Население и трудовые ресурсы………………………………………………12
3.Агропромышленный комплекс……………………………………………….16
4.Транспортная и экономическая связь………………………………………...20
5.Внешняя экономическая деятельность района………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования российской Федерации.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

    Во   внутренних   грузоперевозках    района    широко    используется автомобильный транспорт. Однако  недостаточная  протяженность  автомобильных дорог  с  твердым  покрытием,  особенно  в  сельской  местности,  сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

    Все большее место  в  грузообороте  региона  занимает  трубопроводный транспорт. По территории района проходят три  нефтепровода,  проложенные  от Альметьевска (Татарстан) до  Нижнего  Новгорода,  по  которым  поступает  не только поволжская, но и сибирская нефть.

    Проложенная сеть газопроводов  позволяет  транспортировать  природный газ из Западной Сибири и Поволжья. Преобладание   продукции   отраслей   обрабатывающей   промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

    Центрально-Черноземный район занимает  весьма выгодное транспортно-географическое  положение, и обладает развитым  транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

    Центрально-Черноземный район имеет  развитые экономические связи  с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Внешняя  экономическая деятельность района

    Волго-Вятский район имеет недостаточно  развитую внешнеэкономи- 
ческую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегород- 
ская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок  
района. Активному выходу района на международные рынки препятству- 
ют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития  
производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства рай- 
она во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок  
района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его  
промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция ма- 
шиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет не- 
высокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В на- 
стоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об- 
ластей в международном разделении труда, более полно учитывающий ме- 
стные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на  
широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте  
России. 
     В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического рай- 
она разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных  
районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах  
будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продук- 
ция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

  Особенности  географического положения района  на водных путях с  
пересекающими их железными дорогами дают возможность шире исполь- 
зовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокраще- 
нию транспортных издержек.

     В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса,основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово-распределительной системы и распад СССР, экономика ЦЧЭР, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленностях.

Структурная перестройка в регионе предусматривает увеличение производства товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. В производстве средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой промышленности, приборостроение, усиливается экспортная ориентация черной металлургии. Одним из основных направлений дальнейшего развития ЦЧЭР является создание, высокотоварного и многопрофильного сельского, хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне, формирование сети перерабатывающих производств, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями. Крупных инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК. В перспективе АПК Центрального Черноземья должен стать наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона. 
 
 
 
 

Заключение

    В заключении своей работы надо отметить ,территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного и Волго-Вятского  района характеризуется большими диспропорциями населения.

    Так же в последние годы население Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы  миграции. К сожалению по этому вопросу четкой концепции еще нет. Между тем российское общество должно оградить себя от негативных социальных последствий нелегальной миграции.

    Поэтому  законодательная   база  миграционных процессов  основная проблема на  пути  регулирования  социальных  проблем   в России. Они многообразны и   трудны,  но  решать  их  необходимо,  поскольку посредством    миграции     Россия     сможет     перераспределять     свой народонаселенческий потенциал с наибольшей для страны пользой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1.Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.

2.Басовский  Л. Е., Фомичевой И.В. – 2005.

3. Экономическая  и социальная география России  Высшее образование –Дрофа 2009

4. Экономическая  география России: учебник / Под  общей ред. акад. В.И. Видяпина. -  М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.- (Высшее образование). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Таблица 1

Плотность населения Центрально-Черноземного района.

Администротивно-территориальная 

единица

Территория

км2.

Численность населения,

чел

В том  числе население Плотность населения чел/км2
городское сельское
тыс. % тыс. %
Белгородская*

область

27,100 1,511,620 985,584 65,2 526,036 34,8 55,77
Воронежская*

область

52,400 2,378,803 1,471,799 61,9 907,004 38,1 45,39
Курская область 29,800 1,235,091 756,480 61,2 478,611 38,8 41,44
Липецкая* область 24,100 1,213,499 779,983 64,3 433,516 35,7 50,35
Тамбовская* область 34,300 1,178,443 674,095 57,2 504,348 42,8 34,35       
Итого по району 167,700 7,517,456 4,667,941 61,96 2,849,515 38,04 44,82
Итого по району

тяготения железной

дороги

137,900 6,282,365 3,911,461 62,15 2,370,904 37,85 45,55

Информация о работе Сравнительная экономико-географическая характеристика двух экономических районов: Волго-Вятского и Центрально-Черноземного