Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:29, курсовая работа
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Природно-ресурсный потенциал районов……………………………………5
2.Население и трудовые ресурсы………………………………………………12
3.Агропромышленный комплекс……………………………………………….16
4.Транспортная и экономическая связь………………………………………...20
5.Внешняя экономическая деятельность района………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Приложение………………………………………………………………………27
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья. Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.
Центрально-Черноземный район
Центрально-Черноземный район
5.Внешняя экономическая деятельность района
Волго-Вятский район имеет
ческую деятельность. Главным экспортером
района выступает Нижегород-
ская область, на долю которой приходится
58% всех экспортных поставок
района. Активному выходу района на международные
рынки препятству-
ют такие факторы, как невысокий уровень
научно-технического развития
производства, несовершенство форм и методов
включения хозяйства рай-
она во внешнеэкономические связи. Почти
половина экспортных поставок
района приходится на машиностроение,
что соответствует структуре его
промышленного производства. Вместе с
тем, выпускаемая продукция ма-
шиностроительных предприятий района
в большинстве случаев имеет не-
высокое качество и не отвечает требованиям
мировых стандартов. В на-
стоящее время создается новый механизм
участия республик, краев и об-
ластей в международном разделении труда,
более полно учитывающий ме-
стные особенности и интересы в увеличении
экспорта и рассчитанный на
широкое использование местных ресурсов
во внешнеторговом обороте
России.
В последние годы в снабжении
Волго-Вятского экономического рай-
она разнообразным сырьем растет удельный
вес продукции восточных
районов. В перспективе из восточных районов
все в больших количествах
будут поступать электроэнергия, нефть,
газ, уголь и металл, т.е. продук-
ция, которая будет способствовать углублению
сложившихся отраслей рыночной специализации.
Особенности
географического положения
пересекающими их железными дорогами
дают возможность шире исполь-
зовать смешанные железно-водные перевозки,
способствующие сокраще-
нию транспортных издержек.
В условиях формирования
Структурная
перестройка в регионе
Заключение
В заключении своей работы надо отметить ,территориальная организация хозяйства Центрально-Черноземного и Волго-Вятского района характеризуется большими диспропорциями населения.
Так же в последние годы население Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство обязано вмешиваться в процессы миграции. К сожалению по этому вопросу четкой концепции еще нет. Между тем российское общество должно оградить себя от негативных социальных последствий нелегальной миграции.
Поэтому законодательная
база миграционных процессов
основная проблема на пути
регулирования социальных проблем
в России. Они многообразны и
трудны, но решать их необходимо,
поскольку посредством миграции
Россия сможет
перераспределять свой народонаселенческий
потенциал с наибольшей для страны пользой.
Список используемой литературы
1.Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.
2.Басовский Л. Е., Фомичевой И.В. – 2005.
3. Экономическая и социальная география России Высшее образование –Дрофа 2009
4. Экономическая
география России: учебник / Под
общей ред. акад. В.И. Видяпина.
- М.: ИНФРА-М, Российская экономическая
академия, 1999.- (Высшее образование).
Приложение
Таблица 1
Плотность
населения Центрально-
Администротивно- единица |
Территория
км2. |
Численность
населения,
чел |
В том числе население | Плотность населения чел/км2 | |||
городское | сельское | ||||||
тыс. | % | тыс. | % | ||||
Белгородская*
область |
27,100 | 1,511,620 | 985,584 | 65,2 | 526,036 | 34,8 | 55,77 |
Воронежская*
область |
52,400 | 2,378,803 | 1,471,799 | 61,9 | 907,004 | 38,1 | 45,39 |
Курская область | 29,800 | 1,235,091 | 756,480 | 61,2 | 478,611 | 38,8 | 41,44 |
Липецкая* область | 24,100 | 1,213,499 | 779,983 | 64,3 | 433,516 | 35,7 | 50,35 |
Тамбовская* область | 34,300 | 1,178,443 | 674,095 | 57,2 | 504,348 | 42,8 | 34,35 |
Итого по району | 167,700 | 7,517,456 | 4,667,941 | 61,96 | 2,849,515 | 38,04 | 44,82 |
Итого
по району
тяготения железной дороги |
137,900 | 6,282,365 | 3,911,461 | 62,15 | 2,370,904 | 37,85 | 45,55 |