Туристские ресурсы Волгоградской области в развитии событийного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………. 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………….. 7
1.1. Общая характеристика Волгоградской области…………………...... 7
1.2. Природные ресурсы Волгоградской области………………….…….. 9
1.3. Историко-культурное наследие Волгоградской области………….. 13
1.4. Экологическое состояние Волгоградской области……………..….. 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….. 19
2.1. Природные достопримечательности Волгоградской области…….. 19
2.2. Историко-культурный потенциал Волгоградской области………... 23
2.3. Инфраструктура Волгоградской области…………………………… 30
2.4. Транспорт для туристско-рекреационной деятельности Волгоградской области…………………………………………………… 33
2.5. Основные туристские зоны и центры Волгоградской области…..... 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ УСЛУГИ ДЛЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………..…… 40
3.1. Актуальность разработки маршрута……………………………..…. 40
3.2. Описание маршрута………………………………………………….. 41
3.3. Экономическое обоснование маршрута…………………………….. 43
3.4. Разработка рекламного продукта маршрута……………………..…. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..... 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….. 49
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……... 53

Работа состоит из  1 файл

ФГОУ ВПО Урал ГУФК.docx

— 646.01 Кб (Скачать документ)

 

ФГБОУ ВПО Урал ГАФК

БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ФИЛИАЛ)

Факультет социально-культурного сервиса и  туризма 

Кафедра технологии и организации сервиса и туризма Дисциплина: География туризма

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

«Туристские ресурсы Волгоградской области  для развития событийного туризма»

 

 

Работу  выполнил:

студент 3 курса 302 гр. Банникова Е.В.

Работу  проверил :

старший преподаватель 

Латыпова А.А.

 

 

 

 

 

 

Дата регистрации_______________________

 

Уфа, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………….. 7

1.1. Общая характеристика Волгоградской области…………………...... 7

1.2. Природные ресурсы Волгоградской области………………….…….. 9

1.3. Историко-культурное наследие Волгоградской области………….. 13

1.4. Экологическое состояние Волгоградской области……………..….. 16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….. 19

2.1. Природные достопримечательности Волгоградской области…….. 19

2.2. Историко-культурный потенциал Волгоградской области………... 23

2.3. Инфраструктура Волгоградской области…………………………… 30

2.4. Транспорт для туристско-рекреационной деятельности Волгоградской области…………………………………………………… 33

2.5. Основные туристские зоны и центры Волгоградской области…..... 37

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ УСЛУГИ ДЛЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………..…… 40

3.1. Актуальность разработки маршрута……………………………..…. 40

3.2. Описание маршрута………………………………………………….. 41

3.3. Экономическое обоснование маршрута…………………………….. 43

3.4. Разработка рекламного продукта маршрута……………………..…. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..... 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….….. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……... 53

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм  – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами.

Актуальность  темы исследования. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. В нашей стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России. Потенциал туристской сферы в России неоднозначен, так наряду с имеющимися очевидными преимуществами - богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности - сфера туризма в России имеет и свои конкурентные слабости - недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, которые мешают развитию туристской отрасли. Поэтому важным и имеющим практическое значение является изучение приоритетных направлений развития туризма в России.

  Культурная жизнь России в последние десятилетия характеризуется нарастающей агрессивностью «массовой культуры». Это с неизбежностью ведёт к подмене истинных культурных ценностей мнимыми, что, в свою очередь, оборачивается духовным обнищанием народов. Сохранение историко-культурного наследия человечества, возможно только через сохранение культурного многообразия. Способствовать этому может развитие туризма, поддерживающего интерес к историко-культурному наследию человечества. На сегодняшний день существует множество видов туризма. Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники, созданные человеком, и природные достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и многое другое. Очень важную роль в развитии интереса к историко-культурному наследию человечества является событийный туризм.

Событийный  туризм в России — довольно молодой  вид туризма. Основным его отличием является то, что цель поездки приурочена к какому либо событию. Он начал развиваться в России совсем недавно. Поэтому событий, способных привлечь туристов пока не слишком много. Люди, отправляющиеся в подобное путешествие, несомненно, испытают множество ярких незабываемых моментов, которые запомнятся им на всю жизнь. Событийный туризм – это прекрасный инструмент для развития и продвижения территорий. Через событийный туризм города и регионы имеют прекрасную возможность представить свой экономический, социальный, творческий, инфраструктурный и человеческий потенциал, как внутренней, так и внешней общественности. Это прекрасный инструмент развития и поддержки бизнеса.

В данной работе будут рассмотрены туристские ресурсы Волгоградской области и их влияние на развитие событийного туризма. Туристические возможности Волгограда и Волгоградской области необозримо велики, однако, этот потенциал необходимо и использовать в полной мере. В Волгоградской области для туристов представлены широкие возможности различных видов туристического отдыха: от санаторно-курортного до экстремального. Старинный российский город Волгоград, - крупный промышленный, экономический, политический, историко-культурный центр, и Волгоградская область, с ее прекрасной природой, богатой историей, чудными пляжами и местами рыбалки - вправе претендовать на возможность туристического предложения отдыха для туристов России и зарубежных стран. На территории Волгоградской области сосредоточены объекты историко-культурного наследия, а также палеонтологические и природные достопримечательности области, кроме этого сельское население является хранителем традиционной культуры страны. Всемирно известная скульптура «Родина-Мать» обеспечивает постоянный туристский поток. Нельзя забывать, что в городе пройдет чемпионат мира по футболу в 2018 году, что делает практически все проекты касаемо туризма – актуальными.

Объект, предмет. Объектом исследования является развитие событийного туризма в Волгоградской области. Предметом исследования является туристско-рекреационные ресурсы Волгоградской области.

Цель, задачи. Целью данной работы является разработка событийного тура в Волгоградской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Задача 1: дать общую характеристику Волгоградской области.

Задача 2: провести анализ туристско-рекреационных ресурсов  Волгоградской области.

Задача 3: разработать туристско-рекреационную  услугу по Волгоградской области.

Структура работы. В первой главе даётся общая характеристика Волгоградской области, изучаются природные ресурсы, историко-культурное наследие и экологическое состояние Волгоградской области. Во второй главе представлен анализ туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области (природные достопримечательности, историко-культурный потенциал, инфраструктура, транспорт для туристско-рекреационной деятельности). В третьей главе разрабатывается туристско-рекреационная услуга по Волгоградской области (подтверждение её актуальности, определение целевой группы, детальное описание маршрута, рентабельность данной услуги).

Теоретическая база. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования туристической деятельности. Методы исследования основаны на опыте российских ученых в области рекреационной географии, а так же специалистов по изучению культурно-исторических объектов региона. В процессе написания работы использовались следующие методы: экспедиционный, статистический, сравнительно-географический, исторический, метод районирования. Работа выполнена на основе теоретических и методологических положений, разработанных в рекреационной географии В. С. Преображенским, Ю. А. Ведениным, Н. С. Мироненко, Л.И. Мухиной, В.Б. Нефедовой, И.Т. Твердохлебовым, В.А. Квартальновым, Б.И. Кочуровым, И.В. Зориным и др. Исследованием рекреационных особенностей Волгоградской области занимались В.В. Занозин, М.А. Стебенькова, А.Н. Мармилов, И.В. Бузякова и др. Так же использовались материалы краеведов, изучавших историю и культуру Волгоградской области: А.С. Маркова, Н.М. Васькина, Н.И. Карамышева и др.

Практическая  значимость. Полученные, в результате научного исследования, выводы и методические разработки могут быть использованы в построении эффективной системы управления региональным туризмом как на уровне государства (формирование целевых программ развития туризма), а также помогут привлечь иностранных туристов, так и на уровне субъектов туристского бизнеса, также могут применяться при разработке и проведении семинарских занятий и чтении лекционных курсов по дисциплинам «Рекреационная география», «Рекреационные ресурсы региона», «Глобально-региональные аспекты устойчивого развития региона».

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

    1. Общая характеристика Волгоградской области

Волгоградская область – это область России, которая расположена на юго-востоке  Восточно-Европейской равнины по обоим берегам нижнего течения  Волги и Среднего Дона, является субъектом Российской Федерации. Входит в состав Южного Федерального Округа Российской Федерации. Губернатором Волгоградской  области является (со второго февраля 2012 года) Боженов Сергей Анатольевич.

10 января 1934 г. образован Сталинградский  край. С 5 декабря 1936 г. Сталинградская  область. 10 ноября 1961г. переименована  в Волгоградскую область. Входит  в состав Поволжского экономического  района. Областной центр – город Волгоград (до 1925г. - Царицын, с 1925 по 1961г. - Сталинград). Территория Волгоградской области состоит из административно-территориальных единиц - районов и городов областного значения. На территории области находятся 1506 населённых пунктов в составе 39 муниципальных образований (6 городских округов и 33 муниципальных района), которые соответствуют 39 административно-территориальным единицам (6 городов областного подчинения и 33 района). В состав области входят следующие районы: Алексеевский, Быковский, Городищенский, Даниловский, Дубовский, Еланский, Жирновский, Иловлинский, Калачевский, Камышинский, Киквидзенский, Клетский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Ольховский, Палласовский, Руднянский, Светлоярский, Серафимовичский, Среднеахтубинский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский, Фроловский, Чернышковский районы и города областного значения: Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово. Административный центр области - город Волгоград разделен на 8 районов. С севера на юг расположены Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Дзержинский, Центральный, Ворошиловский, Советский, Кировский, Красноармейский районы.

На  севере Волгоградская область граничит с Саратовской (29,9%), на северо-западе - с Воронежской (11,3%), на западе - с  Ростовской (26,8%) областями. На юге и юго-востоке её соседями являются Калмыкия (10,9%) и Астраханская область (11,4%), а на востоке – Казахстан (9,7%). Общая протяженность границ – 2221,9 километра. Площадь Волгоградской области 113900 квадратных километров (78 % составляют земли сельскохозяйственного назначения, 3.1% (3499 кв км) площади этой территории покрыт водой). Волгоградская область по площади земель занимает 31 место среди всех субъектов Российской Федерации, а по площади водной поверхности 17. Чтобы более наглядно представить себе масштабы данной области приведём следующие сравнительные данные:  Волгоградская область несколько больше Народной Республики Болгарии (111 тыс. кв. км) или Германской Демократической Республики (108 тыс. кв. км) и почти равна Республике Куба (114 тыс. кв. км). А если взять такие западно-европейские страны, как Данию (44,5 тыс. кв. км), Нидерланды (34,5 тыс. кв. км), Бельгию (30,5 тыс. кв. км) и Люксембург (2,6 тыс. кв. км), то все бы они свободно разместились на территории нашей области.

Волгоградская область имеет выгодное географическое положение, являясь главными воротами на юг России с выходом на Иран, Ирак, Кавказ, Украину и Казахстан. В  обратном направлении на центральную  Россию и Поволжье. Также в области  соединяются через Волго-Донской  канал две важнейшие реки Европейской  части России, Волга и Дон. С  его помощью можно выйти на следующие моря: Каспийское море, Белое  море, Балтийское море, Черное море и  Азовское море. Протяженность области  с севера на юг и с запада на восток составляет более 400 км. Область расположена  на важнейших транспортных путях, имеющих  общесоюзное значение. Она является как бы мостом, соединяющим лесное Предуралье с безлесным югом, нефтяной Прикаспий - с Промышленным центром и угольно-металлургические районы Украины с Волгой. Благоприятное географическое положение Волгоградской области в значительной степени содействует ее экономическому развитию. Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс. км, автомобильных дорог - более 14 тыс. км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Численность постоянного населения Волгоградской  области согласно данным Волгоградского областного комитета государственной  статистики по состоянию за октябрь 2010 года составляет 2 673 100 человек (городское - 75,2%, сельское - 24,8%). Плотность населения составляет 22.9 человек на квадратный километр (39 место). Плотность городского населения 17.3 человек на квадратный километр (38 место) и 5.6 человек на квадратный километр (43 место) сельского.

Информация о работе Туристские ресурсы Волгоградской области в развитии событийного туризма