Водные ресурсы Белгородского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии Солнца растительных организмов. Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и преобразованную в его теле энергию. Непрерывный процесс обмена между человеком и природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания

Содержание

1 Введение ……………………………………………………...3
2 Глава 1 Роль экологической политики в решении проблем в природопользовании……………………………….7
3 Глава 2 Экологические проблемы в Белгородской области………………………………………………………….17
4 Глава 3 Экологическая политика в Белгородской области и тенденции её развития……………………………..25
5 Заключение…………………………………………………...39
6 Список используемой литературы………………………….40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    Проблемой также является товарная известь  сахзаводов, которая, занимая большие  площади, является источником неорганизованных выбросов пыли. 

    К числу основных факторов деградации природной среды в Белгородской области можно отнести:

    1. Одновременную эксплуатацию сближенных месторождений Стойленского и Лебединского ГОКов. Последняя характеризуется высокой степенью застройки горных отводов, плотной сетью энергетических и транспортных коммуникаций и весьма сложной экологической обстановкой, обусловленной негативным воздействием предприятий на окружающую среду.

    2. Низкий  технологический  уровень,  высокая  энерго  и  материалоемкость  готовой продукции и значительная  степень изношенности основных  фондов.

    3. Рост загрязнения окружающей  среды и накопление отходов, в том числе, особо опасных.

    4. Развитие процессов деградации    пахотных почв и в частности  – водной эрозии.

    5. Сокращение биологического разнообразия  и снижение способности природы  поддерживать человеческую деятельность.

    6. Высокий уровень удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве при низкой средней водообеспеченности всей территории бассейна КМА.

    7. Существенный рост загрязнения   атмосферного  воздуха выбросами   от автотранспорта.

    8. Значительный    (более    90%)    уровень    трансграничного    загрязнения атмосферы области вредными выбросами газов и пыли, от внешних (смежные области) источников.

    9. Возрастание экологического ущерба  от хозяйственной и иной деятельности, обусловленное снижением (потерей)  способности природы к само регуляции и восстановлению.

    10. Недостаточный для перехода к  устойчивому развитию общества  уровень требований к действующим  нормативам качества и допустимого  воздействия на окружающую среду.

    11.  Превышение  (1,5-2  раза)  по ряду  районов области  среднего уровня заболеваемости взрослого      населения,      связанного      с      экологически неблагоприятной обстановкой на этих территориях.

Опыт  свидетельствует, что устранение отмеченных недостатков возможно лишь на основе построения целостной системы природоохранной деятельности на четком понимании, что ближайшие и отдаленные интересы области заключаются лишь в сохранении и оздоровлении окружающей среды, за счет политики приоритета реализации природоохранных мероприятий, обращенных на нейтрализацию и снижение негативного воздействия производства на среду обитания и  улучшение здоровья населения.

В связи  с этим основной целью экологической  безопасности является коренное

улучшение экологической ситуации на территории Белгородской области, обеспечивающее создание здоровой и безопасной среды обитания человека. 
 
 
 
 
 

Глава 3 Экологическая политика в Белгородской области  и тенденции её развития. 

    Сегодня как никогда важно объединить весь интеллектуальный и  технический  потенциал, разум и политическую волю всех народов мира на решение проблем формирования нового образа мышления и гармоничного развития человека и природы, создания общества, которое удовлетворяло бы свои потребности, не подрывая законные интересы последующих поколений.

    Однако  устойчивое и поступательное развитие любой страны не возможно без заботы о здоровье нации, без сильных и процветающих регионов. Сейчас эта задача особенно актуальна. И наш долг перед многими поколениями жителей планеты Земля не на бумаге, а в реалии создать достойные условия для плодотворной жизнедеятельности человека от его рождения и до  глубокой старости.

    Между тем известно, что здоровье нации  достаточно точно отражает уровень  экологического и экономического развития общества. В тех странах, где власти прилагают определенные усилия в области охраны окружающей среды и безопасности работ, там эффективные и  прибыльные производства и устойчивый рост благосостояния населения. И, наоборот, где экологические проблемы уходят на задний план, там вперед неизбежно выдвигаются непростые задачи  выживания человека в чужой для него среде.

    В последние годы обозначилась хорошая  традиция и тенденция приоритетности решения экологических проблем, сохранения природных ресурсов, охраны окружающей среды - среды обитания. И в первую очередь это связано с именем Е.С. Савченко, губернатора области.

     И теперь с каждым годом неизменно  растут объемы финансирования, направляемые на реализацию природоохранных мероприятий. Реализуются намеченные региональные и федеральные программы по стабилизации объемов выбросов и сбросов, снижению негативного воздействия производства, формированию единой системы комплексного мониторинга за изменением качества окружающей среды, профилактике предотвращения экологических и техногенных аварий и катастроф.

     Забота  о повышении качества жизни и экологической безопасности населения являются неизменным курсом работы всех структур администрации Белгородской области.

     Так за короткий промежуток времени –  менее двух с небольшим лет, законодательно разработаны и внедрены основные принципы природоохранной  деятельности Белгородской области, создан пакет  целевых программ и нормативных актов, ряд крупных межобластных и международных соглашений.

     Как пример - Генеральное  и пять рамочных соглашений   в   области  природопользования и охраны окружающей среды, воспроизводстве лесного фонда, использования недр и охраны водных объектов, подписанные между Министерством природных ресурсов РФ и администрацией области. Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений. Постановления :- №329 «Об усилении экологической безопасности и охраны окружающей среды на территории области», №57 «Об утверждении Правил обеспечения плодородия почв на территории Белгородской области», №6-пп «О мерах по организации обращения с отходами производства и потребления на территории области». Всего около 20 важных нормативно-правовых актов.

     Существует  региональная концепция экологической  безопасности населения Белгородской области, служащая основополагающим документом по управлению всей, региональной экологической политикой и направленная на сбалансированное решение задач по социально-экономическому и демографическому развитию всех ее территориальных образований, сохранению благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала области, для  удовлетворения законных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Концепция предопределяет  три этапа ее реализации:

     -На  первом – до 2005 года решаются вопросы по стабилизации объемов выбросов  и сбросов загрязняющих веществ и образования отходов производства и потребления на всех хозяйствующих субъектах области.

Ожидаемые результаты: Разработка и реализация первоочередных организационно-технологических мероприятий по стабилизации объемов эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу, подземные и поверхностные водоемы. Оптимизация  работ по обращению с отходами. Самое пристальное внимание будет уделено вопросам обеспечения благоприятных условий труда работающих, формированию единой системы комплексного мониторинга изменения качества окружающей среды, профилактике предотвращения экологических и техногенных катастроф.

- На  втором – до 2007 года реализуются  мероприятия по снижению технологических  объемов выбросов, сбросов и размещению отходов, создаются условия по минимизации риска возникновения техногенных аварий на потенциально опасных производственных объектах горнометаллургической, строительной и химической отраслей промышленности, энергетики, транспорта и сельского хозяйства. Основной упор будет сделан на внедрение  организационно-технологических мероприятий по ресурсо и энергосбережению,  снижению энергоемкости материалоемкости выпускаемой продукции и услуг независимо от роста производства, совершенствование действующих технологических процессов с переводом их на более чистые, реконструкцию существующего оборудования, эффективное использованием топливно-энергетических ресурсов, развитие капитального строительства и обновление природоохранных объектов, улучшение системы экологического мониторинга.

- На  третьем – 2007 – 2010 и последующие  годы реализуются   работы по коренному улучшению экологической ситуации на территории Белгородской области, обеспечивающие создание здесь здоровой и безопасной среды обитания.

     Успешное  решение положений настоящего документа  предполагает создание  специальных, комплексных программ и планов действий на региональном, муниципальном  и  отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной  поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. 

     Белгородчина - общий дом для всех ее жителей  и поддерживать в этом доме необходимый  экологический и санитарный порядок  – долг каждого из нас.

     Предпринимаемые властными структурами области усилия по наведению чистоты и порядка получили одобрение и всемерную поддержку среди трудовых коллективов, коллективов учебных заведений, молодежных формирований, ветеранских объединений.

     Так, сегодня успешно стартовало, претворяется в жизнь постановление правительства Белгородской области от 12 марта 2004 года № 5-пп «О проведении на территории области Дней защиты населения от экологической опасности», хорошо реализуются и ранее намеченные программы по благоустройству и озеленению населенных пунктов, приводятся в надлежащий  порядок и в должной мере обустраиваются реки, родники, строятся автомобильные дороги.

Сегодня не нужно никого убеждать, что мы живем в эпоху глубокого экологического кризиса тогда, когда не всегда продуманная  хозяйственная деятельность человека приводит к негативным экологическим последствиям. Это и нарушение естественных природных процессов, и техногенное загрязнение вредными для человека выбросами и сбросами воздуха, воды, почвы, растительного мира, и хищническое эксплуатация природных ресурсов. И здесь очень важным должен стать следующий принцип – каждому свою хозяйственную деятельность надо строить так, чтобы изначально не допускать никаких негативных воздействий на окружающую среду, от которых потом бы пришлось ее «успешно  охранять».

Всем  нам следует понять, что дальнейшее бесконтрольное угнетение природных  систем приведет лишь к большей дестабилизации биосферы и в конечном итоге к  полной утрате её целостности и способности  поддерживать и восстанавливать  столь необходимое для жизни людей качество окружающей среды. 

    В целях дальнейшего повышения  роли государственного регулирования  в области охраны окружающей среды  и принятия, действенных мер по созданию здоровой и безопасной среды  обитания, специальным постановлением Е.С. Савченко образован специальное подразделение Государственная экологическая инспекция.

    Являясь уполномоченным органом исполнительной власти в сфере экологического контроля, Инспекция призвана предупреждать, выявлять и пресекать нарушения  в области охраны окружающей среды и ее решения обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

   Для успешной реализации экологической  политики области Государственная  экологическая инспекция наделена широкими полномочиями от оформления ходатайств о поощрении добросовестных природопользователей, до предъявления исков о возмещении вреда и приостановки или запрещении хозяйственной деятельности загрязнителей природы.

    Сегодня главная задача Инспекции – это  действенная помощь главам местного самоуправления городов, районов и сельской администрации области в наведении и поддержании санитарного и экологического порядка, способствуя улучшению  здоровья населения и, как следствие, нашему национальному достоянию

       За  сравнительно небольшой промежуток времени Государственная инспекция уверенно стала на ноги и ее главный успех это принятие конкретных и действенных мер по усилению экологической безопасности и экономической ответственности всех хозяйствующих объектов за загрязнение окружающей среды на территории области.

Основные итоги деятельности.  С марта 2003 по апрель 2004 года проверено более 1,5 тысяч предприятий, выявлено и пресечено свыше 23,9 тысячи экологических правонарушений, составлено 15717 актов и оформлено 33090 протоколов. Общая сумма начисленных административных штрафов достигла  2068,8 тыс. рублей и фактически взыскано 1307,1 тысяч рублей.  Сумма предотвращенного экологического ущерба составила 6204,5 тысячи рублей.

    По  результатам оперативных проверок на территории области в 2003 г. было зафиксировано 2222 несанкционированных свалок, на сегодняшний день 81% или  1789 ликвидированы, по остальным ведутся плановые работы.

    По  основным показателям 2003 года в выявлении  экологических нарушений, количеству выданных предписаний и эффективности  рассмотрения административных дел  средняя нагрузка на инспектора  по Инспекции, соответственно, в 7.3, 4,9 и 4,6 раз выше аналогичных показателей службы ГУПР по ЦФО Российской Федерации.

Информация о работе Водные ресурсы Белгородского района