Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:00, реферат
Название страны – Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков, со-ставляющих собственное название этой страны – Нихон или, в более торжественном и официальном стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй – корень или основу. Отсюда иносказательное обозначение Японии как Страны восходящего солнца. Само название японцев – «нихондзин» («дзин» значит человек). Столица Японии – город Токио.
Я
П О Н И Я
Название страны – Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны – Нихон или, в более торжественном и официальном стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй – корень или основу. Отсюда иносказательное обозначение Японии как Страны восходящего солнца. Само название японцев – «нихондзин» («дзин» значит человек). Столица Японии – город Токио.
Япония – островное государство, расположенное в Восточной Азии. Территория - 372 тыс. кв.км.
Для
географического положения
К главным островам страны - Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо – прилегает до 4 тыс. малых островов.
Япония с 1945 г. конституционная монархия. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из палаты представителей (нижней) и палаты советников (верхней). Высший исполнительный орган – кабинет министров. Согласно конституции, премьер-министр ответственен перед парламентом.
В административном отношении Япония делится на 47 префектур и округов.
Япония – однонациональная страна. Японцы составляют более 99% ее населения. По расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы.
Из небольшого числа национальных меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы – около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии.
Официально считаясь равноправными гражданами Японии, на практике айны подвергаются дискриминации. Поэтому основная часть айнов стремится скрыть свою национальную принадлежность и максимально уподобиться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Большая часть молодежи говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Такая ситуация сложилась в течение последних десятилетий, а в начале ХХ в. айны еще полностью сожраняли свой уклад жизни, язык, духовную и материальную культуру.
Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения.
В основу общеяпонского государственного литературного стандартного языка(кокуго, или Хедзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров.
Система
современной японской письменности
очень сложна. Ее основу составляют
китайские иероглифические
Для записи исконно японских текстов, первоначально мифов и песен, использовались те же китайские знаки, но уже сообразно не их значению, а звучанию, т.е. каждый знак использовался для записи одного слога в собственно японском слове. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах – округлом (хирагана) и угловатом (катакана). В современном японском тексте корни большинства слов пишутся иероглифами, грамматические окончания и служебные слова – «хираганой», заимствованные слова европейского происхождения – «катаканой», хотя встречаются и тексты, почти сплошь написанные «хираганой».
В Японии весьма своеобразна религиозная ситуация. Древние родоплеменные культы многочисленных местных божеств и духов в процессе формирования раннесредневекового японского государства постепенно трансформировались в единую систему, которой было присвоено наименование «синто» (божественный путь). Центральное место в пантеоне «синто» занял образ солнечной богини Аматэрасу. В начале VIII в.различные японские мифы и легенды были сведены в единый текст священной книги синтоизма «Кодзики», в которой обожествлялась власть императорской династии, как происходящей непосредственно от потомков солнечной богини. В дальнейшем все большую роль в общественной жизни страны приобретали различные секты буддизма, который впервые проник в Японию еще в начале VI в. Однако буддизм не вытеснил синтоизма, а выработал с ним форму сосуществования, и оба культа исповедовались параллельно.
Японцы стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, соблюдение которой считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения. А вся эта обрядность, так или иначе связана с религией. Свадебные церемонии проводятся в синтоистких храмах. Встречаются, разумеется, и гражданские свадьбы, но ритуал их не разработан, и они представляют собой редкое исключение даже среде прогрессивной интеллигенции. Проведение свадеб – основной источник доходов ситоистких храмов, которые в обычные дни посещаются в основном лишь пожилыми женщинами. Что же касается похоронных и поминальных церемоний, которым в Японии придается очень большое значение, то они проводятся только в рамках буддийской обрядности. Практически каждый японец (кроме христиан и адептов «новых религий»), даже бывший всю жизнь атеистом и не посещавший буддийского храма, будет похоронен при помощи буддийских священников и на кладбище при храме той буддиской секты, к которой принадлежали его предки.
Шоссейные дороги возникли в Японии еще в VIII в. Тогда было пять основных почтовых дорог, при сооружении которых учитывались естественные условия местности. В наше время новые магистральные автодороги, в общем, сохраняют направление исторических шоссейных путей.
Шоссейные дороги в Японии делятся на четыре категории: государственные, или национальные (с твердым покрытием), префектурные, городские и сельские. Общее протяжение всей дорожной сети превышает 1 млн.км. Шоссейные дороги связывают не только город, но и почти все сколько-нибудь важные населенные пункты страны.
Автомобильный транспорт развивается очень быстро: общее число автомашин приближается к 30 млн., из них половина легковые. Легковые автомобили в подавляющем большинстве находятся в частном владении.
Автомобильное движение развивалось настолько интенсивно, что крупные города страны, в первую очередь Токио, оказались перенасыщенными машинами.
Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое,Саппоро; кроме того, в столице введена в эксплуатацию монорельсовая дорога.
В городском транспорте Токио сохраняет значение кольцевая железная дорога, к которой примыкают автобусные линии. Для токийцев это наиболее удобный и дешевый вид транспорта. В городах страны широкое распространение получило автобусное движение.
Япония располагает большим каботажным флотом общим тоннажем 1 млн. т. До сих пор велико значение грузовых джонок, сочетающих старинный парус с моторной установкой. Небольшие каботажные суда перевозят также массовые грузы, как уголь, лес, строительные материалы, рыбопродукты, удобрения. Широкое использование малых судов обусловлено также и тем, что на побережье страны много небольших портов, не принимающих крупных кораблей.
На протяжении многих веков основным занятием населения Японии было поливное рисосеяние. Этот хозяйственно-культурный тип сложился в Японии еще до нашей эры в рамках культуры яеи.
Очень много операций в японском традиционном сельском хозяйстве делается голыми руками .
Древнейшие хозяйственно – культурный тип, бытовавший ещё до земледелия, - тип прибрежных рыболовов и собирателей пережиточно сохраняется в окраинных районах страны.
Большую роль играют сбор и добыча всевозможных продуктах моря – водорослей, морских ежей, всяческих ракушек, кальмаров, осьминогов.
На ловле относительно глубоководных моллюсков специали- зируется небольшая этнографическая группа берегового населения Южной Японии – ама . Профессия ныряльщика в этой группе преимущественно женская .
В сухопутном транспорте традиционные средства в последние десятилетия уступили своё место, автомобилям, мотороллерам, велосипедам с прицепными колясками и т.д. Но ещё 10-20лет тому назад не редкость были одно – и двухколёсные тачки для перевозки грузов . Способ перевозки человека человеком – рикша (от японского слова «дзин-рики-ся» , не является традиционно японским : он был изобретён европейцами в Японии и широко распространился во всей Восточной и Юго-Восточной Азии, особенно в колониальных странах . В самой же Японии сейчас он практически исчез .
Не только традиционные городское и сельское жилища почти не различаются между собой, но даже в интерьере домов современной многоэтажной застройки сохраняются традиционные черты.
Тяжелая соломенная крыша с четырьмя скатами и характерным гребнем, типичная для старинных сельских жилищ, восходит к перекрытиям полуземлянок «татэана», не имевших стен и служивших убежищам неолитическим жителям Японии. Такие постройки под названием «этамуро» сохранились как подсобные помещения и до нашего времени. Малайско-австронезийские народы, выходцы из Юго-Восточной Азии, принесли в Японию каркасно - столбовое жилище на сваях. Сейчас они заменяются низкими, не более полуметра, бетонными столбиками, выступающими из фундамента.
Обычно в японском доме сплошными бывают только торцовые стены, боковые же стены на большей части фасада дома, особенно с южной стороны, отсутствуют; мало и внутренних постоянных перегородок, нет и постоянно настланного пола: все это заменено подвижными щитами разных конструкций – «татами», «седзи», «фусума», «амадо».
Почти вся жилая площадь японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни и прихожей, покрыта соломенными матами – «татами». Сверху татами содержатся в идеальной чистоте, потому что при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, только в носках.
Детей редко наказывают. Однако правила этикета им прививают, чуть ли не с грудного возраста. На проступки детей реагируют не столько прямым наказанием, сколько косвенным порицанием. Систематическое применение таких методов воспитывает в ребенке постоянное чувство вины и задолженности перед родителями. С одной стороны, это способствует формированию сдержанности и дисциплинированности, но, с другой – в какой-то мере ограничивает уверенность ребенка в своих силах и инициативность. Во всяком случае, когда ребенок приходит в школу в шестилетнем возрасте, он уже настолько организован, что японские педагоги справляются с классами, в которых в среднем насчитывается по 40 – 50 детей.
Несмотря на сложную систему письма, Япония – страна всеобщего 9-летнего образования и сплошной грамотности. Обучение в шести классах начальной школы и в последующих трех классах средней школы в Японии бесплатное и обязательное. Но эти девять лет еще не дают законченного среднего образования. Для этого надо учиться 3 года в школе высшей ступени, в которой обучение платное. Школы высшей ступени бывают государственные и частные, общеобразовательные и специализированные, наподобие техникумов.
В Японии более двухсот университетов, государственных и частных (не считая нескольких сот вузов с укороченным курсом обучения). Обучение в университетах платное. В государственных университетах плата относительно умеренная, в частных – очень высокая. Поэтому при поступлении во многие частные университеты конкурса нет, тогда как в ведущие государственные университеты всегда большой конкурс. Но причина конкурса не только в этом. Система конкурсов вообще пронизывает все японское образование снизу доверху. При характерных для Японии очень больших классах естественно, что обучение возможно только при применении формализованных методов, в частности программированного обучения и широкого распространения системы тестов. И в сети начальных и средних школ имеются своего рода привилегированные школы, гарантирующие более высокий уровень образования, но принимающие лишь таких учеников, которые выдержат вступительные тесты.
Одним из завоеваний японских трудящихся является законодательство о медицинском страховании, охватывающем около половины населения страны. Медицинская помощь застрахованным оказывается как в специальных лечебных учреждениях системы социального страхования, так и в частных больницах и поликлиниках. Но за счет страхового фонда оплачивается не более 50% расходов на лечение. В то же время фонд социального страхования формируется на 50 % за счет вычета определенного процента из заработной платы рабочего. Бесплатная медицинская помощь оказывается лишь очень небольшой части больных, в частности лицам, подпадающим под закон о борьбе с туберкулезом. По сравнению с большинством других стран Азии в Японии ниже заболеваемость инфекционными болезнями, хотя трахома, дизентерия, туберкулез и венерические болезни все еще распространены. Зато отмечается в последние годы рост заболеваемости смертности от сердечно-сосудистых болезней и рака. Довольно высока заболеваемость психическими болезнями. Необходимо отметить и одну из труднейших социальных проблем современной Японии – постоянный рост наркомании и всего, что с этим связано, - преступности, самоубийств, контрабанды, гангстеризма и тому подобного.