Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:00, реферат
Название страны – Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических знаков, со-ставляющих собственное название этой страны – Нихон или, в более торжественном и официальном стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй – корень или основу. Отсюда иносказательное обозначение Японии как Страны восходящего солнца. Само название японцев – «нихондзин» («дзин» значит человек). Столица Японии – город Токио.
Так же как борьба дзюдо, фехтование, стрельба из лука развились в рамках рыцарских воинских упражнений, так и чайная церемония, икэбана, пейзажная живопись, «коан» - поэзия парадоксов – развились среди дзэнских монахов, создававших объекты для созерцания и условия отрешенности от мирской суеты. Они же развили искусство сада в его разных формах: ландшафтный сад, воспроизводящий в миниатюре идеальный ландшафт с определенным философским смыслом, «сад камней», состоящий из волнистого белого песка и замшелых валунов и символизирующий житейское море.
Но вряд ли правы те, кто утверждает, что все эти явления культуры исходили из бусидо и дзэн как основы. Скорее всего, они вместе с бусидо и дзэн возникали из условий жизни средневековой Японии, которые одного человека толкали на путь воинской карьеры, а другого, уставшего от бесконечных смут и треволнений, побуждали к бегству от беспокойной действительности в уединение, к обращению к природе, искусству, к самоуглублению и созерцанию.
В наши дни икэбана, традиционная живопись, каллиграфия и многое другое, развившиеся в духовной жизни японцев в средние века, входят составной частью в японский образ жизни. Эти виды искусства и умения преподаются и при храмах разных сект, стремящихся привлечь к себе молодежь, и в светских академиях, и в частных школах, и в кружках художественной самодеятельности.
Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Следует помнить, однако, что этот интернациональный стиль немало заимствовал из принципов постройки традиционного японского жилого дома сего раздвижными прямоугольными окнами – стенами – «седзи», строгостью линий и ситандартизованностью всех измерений и деталей. Кроме того, лучшие архитекторы современной Японии, подобно Кэндзо Тангэ,автору мемориала в парке Мира в Хиросиме и олимпийского комплекса в Ейоги (Токио), всегда стремятся в своем творчестве так или иначе исходить из традиций, по-своему преображая их. Небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации – частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, офисов, учебных и других общественных зданий.
Скульптура в Японии никогда не принадлежала к числу высокоразвитых искусств. Вплоть до новейшего времени это была почти исключительно ритуальная скульптура. Археологическими раскопками добыто много фантастических вычурных глиняных статуэток «догу» эпохи неолита и более реалистичных, но очень скупых и схематичных глиняных же изображений людей и животных эпохи раннего железа.
Музеем древности называют город Киото, расположенный вблизи Нары. Там много исторических достопримечательностей, особенно храмов, старого типа зданий, узких улиц, кварталов кустарей и ремесленников, изготовляющих традиционные японские товары. Однако модернизации не избежал и этот древний город. Создаются современные кварталы с высотными зданиями, поток автомобилей заполняет улицы.
В конце VIII в. появилась первая поэтическая антология «Маньссю», включившая более 4500 авторских стихотворений. В это время в поэзии преобладал жанр «танка» - короткого пятистрочного стихотворения, посвященного эмоциям и переживаниям какого-то момента (любви, красоте природы и пр. )со сложным подтекстом, образующимся благодаря игре слов и литературным ассоциациям. В середине IX в. появились «моногатари»», т.е. повести. Такие произведения X – XI вв.как «Гэндзи-моногатари» писательницы Мурасаки Сикибу принадлежали уже к жанру вполне композиционно завершенного и достаточно реалистического романа. Позже, с XIII в., под названием моногатари фигурируют преимущественно рыцарские эпопеи, посвященные военным подвигам. Продолжают развиваться популярные со времени раннего средневековья жанры «никки» и «дзуйхицу» - дневников и лишенных фабульной связи эссе на самые разные темы.
В начале XIX в. глубокий кризис японского феодализма сказался и на литературе. Ведущим жанром прозы в это время стал тенденциозный, дидактический буддийско-конфуцианский по своей этической основе роман, основным представителем которого считается Такидзава Бакин. Бытовые повести в это время носят уже не столько реалистический, сколько натуралистический и фарсово-комический характер; таковы повести «На своих двоих по дороге Токайдо» Дзиппэнся Икку и «Общественная баня» Сикитэя Самба.
После буржуазной революции 1869 г. начинается развитие современного реализма в японской литературе; начало ему было положено романом Фтабатэя Симэя «Плывущее облако», в котором воссоздана правдивая картина жизни Японии того периода. Крупнейшими писателями начала XX в. были Симадзаки Тосон, Куникида Доппо, Нацумэ Сосэки. После 1918 г. в Японии зарождается и развивается пролетарская культура, представителями которой явились Токунага Сунао и Кобаяси Такадзи. Произведения лучших буржуазных писателей этого периода, таких как Акутагава Рюноскэ, хотя и проникнуты безысходным пессимизмом, но сочетают весьма глубокое психологическое проникновение с острой критикой современного им общества.