А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:05, реферат

Описание

Целью настоящей работы является исследование творчества Макаренко и Сухомлинского с точки зрения их отношения к требованиям к личности учителя.

Содержание

Введение 3
1. А. С. Макаренко о личности учителя 4
2. Сухомлинский о требованиях к личности учителя 7
Заключение 10
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Макаренко, Сухомлинский.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Реферат на тему: А. С. Макаренко,  В. А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя.

Титульный лист оформляется самостоятельно. Служит для нумерации.

Внимание! Перед сдачей преподавателю рекомендуется  полностью прочитать работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Общество  на всех этапах своего исторического  развития предъявляет серьезные требования к педагогам и учителям, поскольку именно от них зависит его культурно-образовательный уровень. Эти требования всегда выражали особенности конкретной эпохи.

     На  определяющую роль и большое значение личности учителя в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А.С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается, в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 5-20 оттенками, когда научился давать 20 в постановке лица, фигуры, голоса»1.

     Целью настоящей работы является исследование творчества Макаренко и Сухомлинского с точки зрения их отношения к требованиям к личности учителя. 
 
 
 

1. А. С. Макаренко  о личности учителя 

     В свое время А. С. Макаренко отмечал, что одной из главных задач  педагога, воспитателя является организация  детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем детям и особенно трудновоспитуемым.

     А. С, Макаренко писал, что коллектив в своем формировании проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. То есть коллектив как воспитывающая среда в процессе формирования переживает несколько стадий. В начале в качестве его основного связующего ядра выступают требования воспитателя, которые затем начинают проводиться активом, затем эти требования становятся нормой коллективной жизни и, наконец, внутренним законом каждого.

     Воспитателю по мере того как происходит становление коллектива, необходимо делегировать, передавать свою власть органам самоуправления, которые в свою очередь должны поддерживаться подавляющим большинством коллектива" только при таких условиях коллектив способен формироваться как действенный орган воспитания.

     В классах с авторитарными методами управления, где актив не пользуется уважением и поддержкой большинства, нарушаются, по сути дела, основные условия, необходимые для формирования коллектива, способного выполнять социализирующие функции2.

     Анализируя  творчество Макаренко, можно отметить, тот факт, что личность учителя в его произведениях характеризуется комплексом социально-значимых черт, важнейшей составной частью которого выступает общая культура, являющаяся выражением гармоничности, богатства и целостности его личности, всесторонности и универсальности его связей с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности. Воплощая в культуре свои способности, умения и творческие силы, учитель находит в ней тот необходимый материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию его личности. Культура связана с деятельностью человека, имеющей гуманистический характер и включающей не только результаты деятельности, но в определенной степени и саму деятельность. Культура личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущностных сил, способностей и дарований учителя. А всестороннее развитие личности, являющееся целью воспитания, возможно лишь при комплексном подходе к воспитательной работе, предусматривающем координацию усилий по всем направлениям воспитания: нравственному и трудовому, эстетическому и физическому и др.

     Духовные  ценности предстают в таких видах  деятельности учителя, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, воспитательная и др. В центре этой системы ценностей стоит личность учителя как ее важнейший элемент. Существенной составной частью общей культуры личности учителя является его педагогическая культура. Как специфическое профессиональное явление, она представляет собой определенную степень овладения педагогическим опытом человечества, степень его совершенства в педагогической деятельности и достигнутый уровень развития его как педагога.

     У А. С. Макаренко достаточно специальных работ, посвященных пониманию личности воспитателя и относящиеся к этой проблеме отдельные положения, мысли и замечания его, рассмотренные целостно, позволяют говорить о системе взглядов, которая была подкреплена огромным практическим опытом. Высокая эффективность воспитательных воздействий А. С. Макаренко основана на глубоком понимании им личности каждого воспитанника. Им накоплен богатейший эмпирический материал «о человеческом разнообразии», который представлен как в его литературных произведениях, так и в составленных характеристиках выпускников коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. Эти краткие характеристики являются свидетельством психологического таланта А. С. Макаренко и сегодня представляют интерес как для учителей, так и для исследователей в области педагогики и социологии3.

     Таким образом, демонстрируемый А. С. Макаренко диалектический подход к требованиям к личности педагога включает следующие черты: сочетание способности к анализу личности с целостностью ее восприятия; умение выделять устойчивые интегративные свойства, рассматриваемые им как результат активного взаимодействия с обстоятельствами жизни; взаимопроникновение типического и индивидуального в характере; постижение внутренней логики системы личностных свойств в ее динамике и противоречиях, отражение генеза этих свойств в связи с основными жизненными отношениями личности; анализ восприимчивости воспитанника к воспитательным воздействиям (их результативности); соотнесение актуального и потенциального в развитии, ориентация на «зону ближайшего развития». 
 
 
 
 

2. Сухомлинский о  требованиях к  личности учителя 

     Вопрос  о роли и значении педагогического  стиля для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в нашей психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах рассматриваемых в настоящем реферате советских педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью.

     В. А. Сухомлинский писал: «Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры... Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу»4.

     Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.

     Интересным и поучительным оказалось произведение В.А. Сухомлинского “Рождение гражданина”. Гражданское видение мира он связывает с нравственным воспитанием, стремлением к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали непримиримость к социальному злу.

     В основу формирования гражданственности  Сухомлинский ставит знания об окружающем мире, о человеке, знание сути человеческого  в историческом, общественном, политическом, духовном, психологическом, эстетическом аспектах5.

     Самого  серьезного внимания заслуживают рекомендации В. А. Сухомлинского о способах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».

     Василий Александрович  предъявлял  очень  высокие требования  к личности педагога как  руководителя и организатора  учебно-воспитательного  процесса:  «Мы должны быть для  подростков примером богатства духовной жизни; лишь  при этом условии  мы  имеем  моральное  право воспитывать»6. Высокие личностные  качества воспитателя,  его знания  и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым   авторитетом.  Под   авторитетом  Василий  Александрович понимал  не  возвышение,  отгораживание  от  детей  эрудицией,  требованиями беспрекословного  послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного  общения учителя  и  ребенка, без взаимного  проникновения  в  мир  мыслей,  чувств,  переживаний  друг  друга немыслима эмоциональная культура как плоть  и кровь культуры педагогической.

     «Важнейший   источник   воспитания   чувств   педагога   -это   многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник,  но и  друг, товарищ».7

     Соблюдение  этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей - ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоко-нравственного поведения. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.

     "Будьте  доброжелательны!" - советовал Сухомлинский  учителям, относя этот совет к  азбуке педагогической культуры.

     Оценку  Сухомлинский рассматривал как вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Поскольку сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость, небезосновательно утверждал Василий Александрович.

     В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Отсутствие оценки для ребенка  несравненно большая беда, чем  двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки - значит я еще не потрудился как следуетЧем более значим, уважаем учитель в глазах ребенка, тем ценнее и значимее его похвала, которая выражается в школе главным образом в оценках и отметках.

     Педагогическая  оценка не только измеряет знания, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки. 
 

Заключение

     Школа, как обозначил в свое время выдающийся педагог В. Сухомлинский, - это не только место, где дети приобретают знания и умения, но и место формирования духовного мира ребенка. Над тем, чтобы сделать эту среду наиболее благоприятной и совершенной, и бьются педагоги с первого дня основания школьного процесса. На это уходят годы, десятилетия, века. Меняются мир, жизнь, взгляды и нравы, политический и экономический уклад. Тем не менее школа как была, так и остается самым важным и главным институтом воспитания человека. И для любого ребенка и взрослого школа –это в первую очередь учителя и педагоги.

     Макаренко писал, «вопросы воспитания, методику воспитания нельзя ограничивать вопросами преподавания, тем более нельзя, что воспитательный процесс совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей земли. И надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием. Значит, ни в коем случае нельзя представить, что эта воспитательная работа может быть только в классе. Воспитательная работа руководит всей жизнью ученика». Именно в этом и заключаются основные требования к личности педагога – быть учителем на протяжении всей жизни, а не только в стенах школы.

Информация о работе А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский о требованиях к личности учителя