Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:28, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: Проанализировать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать авторскую педагогическую технологию «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника».

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования
1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии
Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»
2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей
2.2 Модель авторской педагогической технологии
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Аксиологические задачи педагогики.rtf

— 392.78 Кб (Скачать документ)

 



 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования

1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии

Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»

2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей

2.2 Модель авторской педагогической технологии

Заключение

Список литературы

Приложение 1

 

Введение

 

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Для решения проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность - одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтелектуальный характер.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.

В последнее время, с развитием компьютерной техники, появилась прекрасная возможность использовать электронные учебники. Электронный учебник - это учебник нового поколения и его применение на уроках неизбежно. Благодаря звуковому и визуальному восприятию одновременно повышается уровень успеваемости по многим школьным предметам. Ученик с интересом работает над тестами и заданиями, которые предлагаются компьютером, тем более его знания оценивает тоже компьютер.

Актуальность педагогического направления по внедрению информационных технологий в учебный процесс доказывает рост числа исследований по информатизации образования, проведенных в последнее время.

При написании данной работы, были использованы статьи и книги таких авторов, как Апатова Н.В., Булгакова Н.Н., Вербицкий А.А., Гин А.А., Подковыров А.М., Селевко Г.К. и др.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, тему работы «Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника» можно считать на сегодняшний день актуальной и своевременной.

Цель данной работы: Проанализировать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Разработать авторскую педагогическую технологию «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника».

Объект исследования: Познавательная деятельность учащихся.

Предмет исследования: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника.

Гипотеза: Использование электронного учебника на уроках информатики послужит средством активизации познавательной деятельности учащихся.

 

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

 

Выявленная современной психологией главная функция психики - функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.

Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:

Выработка мотивации - субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.

Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.

Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.

Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь1.

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) - обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ориентационный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

Содержательно-операционный - состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

Оценочный компонент - получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Можно выделить следующие типы познавательного действия:

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов;

действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса;

действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений;

выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

актуализация известных фактов;

накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала:

первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов);

новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:

нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном;

применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений;

использование обобщений в измененных ситуациях2.

Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй уровень - интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения3.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения - есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема - это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Но на данный момент наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности. При таких условиях пропадает интерес к учебе и желание учиться. Еще в прошлом веке К.Д. Ушинский писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность»4.

Многие исследователи стремились создать дидактические условия преодоления равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных мотивов и интересов. А.А. Вербицкий - разработчик концепции контекстного обучения пишет, что «стратегическим направлением интенсификации или активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, ее спрессовывание или ускорение процессов считывания, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной социальной активности»5. Здесь нет места принуждению к активности, а только побуждение к ней. Для этого учащегося надо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.

Информация о работе Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики