Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:28, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: Проанализировать активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать авторскую педагогическую технологию «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника».

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1 Психологическая основа активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
1.2 Особенности организации педагогического процесса с учетом проблемы исследования
1.3 Теоретические положения педагогической технологии, заложенные в основу авторской технологии
Глава 2. Авторская педагогическая технология «активации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника»
2.1 Анализ психолого-педагогического содержания темы с точки зрения ее возможностей
2.2 Модель авторской педагогической технологии
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Аксиологические задачи педагогики.rtf

— 392.78 Кб (Скачать документ)

Но для эффективной работы на компьютере необходимо знать возможности каждой программы, когда и как ее применять, структурировать информацию.

Именно этих знаний нам с вами и не хватает, следовательно тема урока будет «Программное обеспечение».

Но изучать данный материал вы будете самостоятельно, а поможет вам в этом Интернет. Ведь в Интернете храниться информация для всех и обо всем. На сайте Л.З Шауцуковой «Информатика» имеется вся необходимая информация по теме нашего урока.

- Ребята, а что такое сайт? (заслушиваются ответы ребят, после чего

формулирует определение этого понятия)

Сайт (от английского слова .site. - участок) - это совокупность Web-страниц, принадлежащая частному лицу или организации и размещенная на каком-нибудь Web-сервере.

- А что такое Web-страница?

Web-страница - это документ «Всемирной паутины», который содержит текстовую и(или) графическую информацию, а также ссылки на другие документы Internet (необязательно на Web-страницы).

- А каков механизм поиска информации в сети Интернет, перехода от одной Web-страницы к другой? (формулируются учащимися, возможно с помощью учителя, принципы работы в Интернете, понятие навигации, переход по ссылкам и поиск информации в сети Интернет и в рамках одного сайта).

В течение двух уроков Вам надо найти всю необходимую информацию по теме урока, сформировать систему понятий, провести классификацию, выяснить роль и назначение программ. В работе Вам помогут индивидуальные карточки, содержащие основные направления вашей поисковой деятельности, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения, которые вы будете выполнять дома, это будет ваше домашнее задание.

Карточки имеют различную степень помощи:

Красная (карточка на «5») содержит только название темы урока, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения (это задания более высокого уровня, направленные на творческое развитие учащихся).

Желтая (карточка на «4») содержит перечень основных понятий, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания продуктивного уровня, направленные на развитие определенных качеств личности учащихся)

Зеленая (карточка на «3») включает в себя перечень основных понятий с указанием ссылки на параграф учебника, вопросы для самоконтроля и задания для совместного обсуждения. (это задания более низкого уровня сложности, но также направленные на развитие качеств личности)

Вы самостоятельно определяете степень сложности карточки и уровень трудности вашей работы на уроке и приступаете к поиску и изучению нового материала, если у вас возникнут сложности при работе, то можете обраться за помощью к учителю.

У каждого из учащихся на компьютере открыт сайт Л.З. Шауцуковой «Информатика» на главной странице. Каждый из них выбирает карточку соответственно поставленной им самим цели обучения на данном уроке, после чего ученик действует в соответствии с инструкцией карточки.

Красная карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. В чем состоит назначение операционной системы?

3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?

Задания для закрепления:

1. Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Программное обеспечение» в виде плана-конспекта. (задание направлено на формирование умения систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания по теме)

2. Составить свою классификацию ПО и обосновать её. (задание направлено на формирование умения классифицировать изученный материал, обосновывать свою точку зрения)

3. Установить взаимосвязь и зависимость между аппаратным обеспечением компьютера и программным (задание направлено на формирование умения устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, проводить аналогии между объектами и явлениями)

Желтая карточка

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

Основные понятия:

Программное обеспечение; прикладное, системное ПО, инструментальные программные средства; операционная система, программа, оболочка, утилиты, система программирования, интегрированные пакеты, табличный процессор, электронная таблица, система управления базами данных (СУБД), файл, файловая система, транслятор, компилятор, интерпретатор, текстовый редактор, графический редактор, пакеты прикладных программ, сетевое программное обеспечение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. Охарактеризуйте основные классы операционных систем.

3. К каким категориям программного обеспечения относятся программные пакеты: Norton Commander; MS-DOS; Windows 3.x; Windows-NT, Windows 95; Microsoft Word; Adobe PageMaker; Turbo Bascal, Turbo Basic; Microsoft Excel, Lotus; FoxPro, Access for Windows; Microsoft Office, Microsoft Works?

Задания для закрепления:

1. Составить план-схему темы «Программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения структурировать полученные знания, видеть основу, суть полученных знаний)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека и ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Что по вашему мнению является наиболее важным в компьютере . аппаратная или программная части? Ответ обосновать. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)

 

Зеленая карточка

 

Теория: Тема вашей поисковой деятельности «Программное обеспечение».

 

Основные понятия:

Программное обеспечение (ссылка «Теория» → глава 6 → 6.1);

Прикладное (6.2, 6.3),

системное ПО (6.2, 6.4),

инструментальные программные средства (6.2, 6.12);

операционная система (6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.9),

программа-оболочка (6.2, 6.8),

утилиты (6.4, 6.7, 6.11)

система программирования (6.2, 6.11),

интегрированные пакеты (6.2, 6.20),

табличный процессор (6.2, 6.),

электронная таблица (6.2, 6.16),

система управления базами данных (СУБД) (6.2, 6.17),

файл, файловая система (6.5, 6.6),

транслятор (6.10),

компилятор (6.10, 6.11),

интерпретатор (6.10, 6.11),

текстовый редактор (6.13),

графический редактор (6.14, 6.15),

пакеты прикладных программ (6.19),

сетевое программное обеспечение (6.22).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «программное обеспечение»?

2. В чем отличие прикладных программ от системных и инструментальных?

3. В чем состоит назначение операционной системы?

Задания для закрепления:

1. Составить «шпаргалку» по теме программное обеспечение». (задание направлено на формирование умения выделять главное, видеть суть понятия и явления)

2. Определить и обосновать использование определенного вида ПО на каждом этапе работы человека на ПК. (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания)

3. Выбрать один из классов ПО и доказать, что без него работа на компьютере невозможна. (задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений).

 

Урок №2

 

Урок по теме: «Архитектура ПК»

 

Цели:

Образовательные:

1. Проверить качество и прочность знаний по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

Развивающие:

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность учеников, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

Воспитательные:

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение: Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль при помощи электронного учебника, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК, самоподготовка при помощи электронного учебника.

Методическая цель: Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.

Ход занятия

1. Организационная часть: Приветствие, готовность оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля.

2. Основная часть:

а) Этап актуализации знаний.

Цель: психологически подготовить учеников к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний: Самоконтроль.

Ученики заполняют лист контроля, выбирая оценку, которую, по их мнению, заслуживают.

Уровни усвоения:

«3» - Знать основные этапы развития ВТ. Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК. Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

«4» - Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы. Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК. Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

«5» - Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности. Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти. Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

б) Контроль знаний: дидактическая игра; информационный диктант; тестовый контроль.

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

в) Задание на самоподготовку: найти ответы на вопросы, используя электронный учебник:

1. Что такое Абак, для чего он использовался?

2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики?

3. PDP - 8 -что это?

4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики

5. Новые субблокноты, их технические характеристики.

6. Интерактивная доска SMART .

3. Заключительная часть: Рефлексия.

Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся учеников.

 

Урок №3

 

Марафон знаний по информатике

 

Цели:

1. Образовательные: проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы; проверка общего уровня эрудиции. Закрепление умения работать с электронным учебником.

2. Развивающие: активизация мыслительной деятельности учащихся; формирование устойчивого интереса к предмету информатики.

3. Воспитательные: воспитание чувства сплоченности и коллективизма;

Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, эмблемы, плакаты.

Структура игры:

Марафон знаний по информатике можно проводить с учащимися одного класса или с командами из разных классов. Количество команд лучше брать по количеству этапов. У каждой группы свой маршрутный лист, где указаны названия этапов, номера кабинетов и время работы. Для выполнения заданий отводится 15-20 мин. Разрешается пользоваться только электронным учебником.

Ход занятия

1 часть - Введение - 10 мин: Капитаны оглашают название своей команды. Получают маршрутные листы.

2 часть - Основная - 2 часа.

а) 1 этап «Исторический».

Задание на 1 балл:

1. Что является элементной базой ЭВМ первого поколения?

Ответ: Главной элементной базой ЭВМ первого поколения является электронная лампа.

2. Кого считают первой программисткой?

Ответ: Августа Ада Лавлейс. Английский математик и первый программист, дочь поэта Джорджа Гордона Байрона.

Задание на 2 балла:

В прошлом веке один английский миссионер, желая облегчить контакт с туземцами, выделил из английского языка самую простую и распространенную его часть, содержащую около 300 слов и не имеющую грамматики. В 1964 году сотрудники Дармутского колледжа воспользовались этой идеей. Что у них из этого вышло?

Ответ: язык программирования Basic.

Задание на 3 балла:

В 1871г. в английском журнале «Панч» было напечатано стихотворение:

Служа науке, он терпел лишенья,

Был рок его тревожен и суров,

Он злой судьбою избран был мишенью

Скорей ударов, нежели даров.

С тех пор, когда влекомый блеском таинств,

Присущих математике, решил

Ступить на многотрудный путь, пытаясь

Достичь математических вершин.

Какому изобретателю и ученому посвящено это стихотворение?

Ответ: Английскому ученому Ч. Бебиджу, главным делом жизни которого были вычислительные машины.

Информация о работе Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики