Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:22, доклад

Описание

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. В процессе производственного обучения происходит постоянное взаимодействие мастера и обучающегося. Обучение имеет яркую выраженную личностную окраску, и каждый обучающийся осуществляет изучение предмета по-разному. Один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль отношения к предмету упорно «не хочет» учиться.

Работа состоит из  1 файл

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

Активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения с использованием ЭОР 

 

Аннотация

Развитие современного общества и системы образования  предъявляют все более высокие  требования к качеству подготовки выпускников  училищ. Применение активных методов  процесса обучения позволяет развить  познавательную активность обучающихся  на занятиях по производственному обучению, а использование информационных технологий  позволяет  разнообразить формы работы на уроке,  активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение  всего периода занятий по производственному  обучению. В процессе производственного обучения происходит постоянное взаимодействие мастера и обучающегося. Обучение имеет яркую выраженную личностную окраску, и каждый обучающийся осуществляет изучение предмета по-разному. Один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль отношения к предмету упорно «не хочет» учиться.

Личностный характер также носит и процесс передачи знаний обучающемуся, так передавая  учебную информацию мастер вносит и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания мастера в процессе передачи знаний и умений участвуют и его убеждения приоритеты, мотивации. Поэтому изложение истины, представляется обучающемуся как что-то чуждое, а процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками обучения. На этом этапе возникает проблема необходимости развития творческого мышления при устранении доминирующей роли мастера  в процессе приобретения знаний и опыта обучающихся. Ведение элементов активного обучения таких как: проблемное изложение, дидактическая игра, проектирование помогает обучающимся осваивать знания и умения в профессии и развивать познавательную деятельность. 

Элементы проблемного  обучения, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах. Проблемное обучение называют потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают  путем самостоятельного решения  проблем. Тут имеет место и  объяснение темы, и решения поставленных задач, и выполнение упражнений по обработке  изделия.  Уровни проблемности  для каждого возраста свои, и во многом достижение того или иного зависит от совместной работы мастера и обучающегося.  Но метод проблемного изложения  нецелесообразно использовать в процессе формирования новых умений и навыков, и тем более усовершенствований приобретенных ранее.

Если нужно привить  умение выполнять сложное действие, то сначала следует продемонстрировать его, а затем разъяснять в процессе упражнений, следя за тем, чтобы правильно  выполнялись все его элементы. Возможность применения проблемности в обучении связана с уровнем подготовленности обучающихся. Восприятие и решение учебных проблем требует умения сравнивать предметы, явления, анализировать их, обобщать. Выделяют четыре уровня проблемного обучения. 

Первый уровень  – мастер формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает  проблемные ситуации, решает их, анализирует  полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают  учебный материал и приемы умственной деятельности.  В условиях производственного  обучения наиболее эффективно является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство обучающихся  имеет некоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем.  ( приложение 1)

Второй уровень  –создание  проблемной ситуации мастером, вместе с обучающимися формулирует проблему и при их участии решает ее.  (приложение2 )

Третий уровень  – мастер помогает обучающимся  сформулировать проблему и решить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирают  из предложений гипотезу, обосновывают  ее, находят  метод доказательства гипотезы, формулируют выводы.            

Четвертый уровень  – творческая активность. Обучающиеся самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству.

В производственном обучении есть все условия для  организации индивидуальной работы с обучающимися. Мастер, осуществляя индивидуальный подход определяет, на каком уровне проблемности способен работать обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены  недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности, от характера ее протекания, который обуславливается личностью  обучающегося. Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика  была достаточно сильная мотивация  к овладению деятельности в виде желания учиться, интересы к профессии. Положительная мотивация деятельности является таким психологическим условием, который дает вообще возможным послушное следование ученика рекомендациям и требованиям методики, то есть если у человека не будет желания учиться,то никакие ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть деятельностью, ибо он просто не будет ими пользоваться.

Мотивация – общий  психологический настрой на освоение нового, более выгодного объекта  приложение своих сил может натолкнуться на конкретные трудности, связанные  с тем, что не легко найти место и время для быстрого и добротного, но наименее накладного обучения облюбованному делу.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная  деятельность. 

По определению  проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных  текстов, замысел для создания реального  объекта, предмета, создание разного  рода теоретического и материального  продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект это дидактическое  средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств: умение самостоятельно конструировать  знаний, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить, умения работать в группе, дисциплинированность.

Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся  которую выполняют в течении определенного отрезка времени.

Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность – мотив – цель – задача – действие – операции.

К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один мотив,  а совокупность противоречивых мотивов, образующих мотивацию данной деятельности .А потребность есть состояние человека отражающее его нужду в чем-либо.

Деятельность обучающихся  при выполнении проектов соответствует  общей структуре проектирования. Основными этапами проектной  деятельности является:  организационно-подготовительный, технологический, заключительный. 

На организационно-подготовительном этапе перед обучающимися ставится проблема осознания нужд и потребностей человека, общества. 

На этом этапе  обучающийся осознают, зачем и  для чего необходим проект по той  или иной теме производственного  обучения. Какова основная задача предстоящей  работы. Определяют цель итогового  продукта, который носит социальный или личностный характер. Обобщают изученный материал, тем самым  включая его в общую систему  своих знаний и умений. 

Завершающим элементом  этого этапа является планирование технологии изготовления, где обучающиеся  осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определения  вида сырья, последовательности технологических  операций, осуществляют оптимальный  выбор технологии изготовления изделия. 

Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт мастера, родителей, а также все инструменты  и приспособления , которыми пользуются обучающиеся при разработке проекта. Результатами деятельности является приобретения новых знаний, умений и готовые графические и технологические документы. На протяжении выполнения этого этапа обучающихся производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом  этапе обучающиеся выполняют  технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы слайд Целью этого этапа является качественное и правильное выполнение трудовых операций в соответствии с техническими условиями на выполнения работ. Предметом деятельности является материальный продукт, знания, умения и навыки. Средством исполнения – инструменты и оборудование, с которыми работает обучающийся. Результатом этого этапа является приобретение знаний умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточными результатами деятельности обучающегося. 

На заключительном этапе происходит окончательный  контроль, корректирование и испытание  проекта. Обучающиеся производят экономические  расчеты, анализируют проделанную  работу, устанавливают достижение  своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучающиеся защищают свой проект в условиях мастерской . все итоги заносятся в таблицу и выставляется итоговая оценка на основе оценки мастера и обучающихся по критериям предъявленному проекту.  Критериями оценки проекта могут быть:

  • Конструктивные критерии – прочность, надежность , удобство использования, соответствие модели назначению;
  • технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве; 
  • экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
  • эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн; 
  • экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;

При защите своего проекта обучающиеся  учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и  оценки учителя. 

Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих  учеников, потому что оно:

 - личностно-ориентированно; - использует множество дидактических подходов; - самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения; - поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной  областях на всех её уровнях; - позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; - приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Анализ содержания деятельности обучающихся при выполнении проектного задания позволяет сделать  вывод, о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности  для развития творческих способностей и развитие познавательной  деятельности . Выполняя проекты, обучающиеся на собственном опыте составляют представления о жизненном цикле изделия – от рождения замысла до материальной реализации и использования на практике.  При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения поставленных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом , предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т е комбинирования и моделирования известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности обучающихся. Для мастера производственного обучения проектирование является показателем подготовленности обучающимися к профессиональной деятельности.

При диагностике  проекта мастер может выявить  динамику развития каждого обучающегося.

Критериями такого роста можно считать:  1. Умение пользоваться информацией любого рода  2. функциональную грамотность, т. е. (восприятие установок и объяснений, умение задавать конструктивные вопросы,  обращаться с техническими объектами, приемами безопасной работы) 3. технологическую умелость: (способность выполнять ранее усвоенные трудовые приемы, операции, грамотно использовать инструменты и оборудование, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональной организации рабочего места) 4. интеллектуальную  подготовленность понимания постановки учебных задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться технической документацией и составление ее) 5. волевую подготовленность: (стремление выполнят поставленные задачи, внимательное отношение к речи мастера учебной ситуации, дружелюбное взаимодействия с другими обучающимися,  желание выполнить задание на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения с