Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения с

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:22, доклад

Описание

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. В процессе производственного обучения происходит постоянное взаимодействие мастера и обучающегося. Обучение имеет яркую выраженную личностную окраску, и каждый обучающийся осуществляет изучение предмета по-разному. Один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль отношения к предмету упорно «не хочет» учиться.

Работа состоит из  1 файл

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение.docx

— 58.83 Кб (Скачать документ)

Применение активных методов как проблемное изложение  и проектирование способствует возникновению  такого взаимодействия и отношения обучающихся между собой и взрослыми при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира обучающихся.

А использование  средств  наглядности на уроке имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащегося и расширения педагогических возможностей учителя. Наглядность способствует приобретению осознанных прочных знаний. Она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного. Формирует познавательный интерес и активность учащихся.

Средства наглядности  я  использую при изложении учебного материала, в ходе самостоятельной деятельности обучающихся по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности. При подборе средств наглядности учитываю  уровень развития пространственного мышления обучающихся  и путем постепенного перехода от применения реальных объектов к условным изображениям формирую их пространственное мышление.

Однако не только степенью абстракции характеризуются  отдельные виды наглядности. У каждого  из них существует ряд других дидактических  признаков, определяющих рациональную область использования средств  наглядности в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных  объектов, как их реальность, способствует формированию у учащихся правильного  представления о форме, цвете  и величине объекта. Применение этого  вида наглядности дает возможность  перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению. 

А также средства наглядности на уроке можно предложить обучающимся различными способами. Среди наиболее часто использую такие как:

  • демонстрация натуральных объектов;
  • зарисовку на доске;
  • вывешивание плакатов;
  • применение технических средств обучения (компьютер, мультимедийную установку);
  • выдача раздаточного материала виде всевозможных таблиц, инструкционных карт, алгоритма действий, блок –схем,

Возможность использовать различные средства для предъявления обучающемуся  информации указывает на то, что мастеру необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ видео фильма и презентации по обработке изделия  занимает меньше времени на изложение материала, чем это необходимо для предъявления этой же информации с помощью устных инструкций и показа общей обработки. Способ показа фильма или презентации более гибок, чем демонстрация трудовых приемов всей группе обучающихся, поскольку позволяет давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности  сочетании со способами предъявления информации на уроке еще не решают задачи повышения качества обучения. Эффективность их использования  зависит от соблюдения ряда требований соответствия средств наглядности:

  • целям и задачам обучения
  • этапам урока, на котором планируется использовать средства наглядности
  • объему содержания и дидактическим характеристикам, предъявляемой информации
  • уровню развития пространственного мышления обучающихся, другим методам обучения используемых на уроке.

Установить строгое  соответствие, отбираемых средств наглядности, указанным требованиям – трудно. В то же время, можно подобрать  различные сочетания средств  наглядности на уроке, чтобы предать  структуре урока и методам  обучения гибкость, сделать средства наглядности, отвечающим конкретным условиям обучения и методическим наклонностям учителя. Эффективность применения выбранного средства во многом определяется методикой и техникой его использования на уроке. Здесь важно и значимо:

  • место расположения на уроке;
  • освещенность средства наглядности в кабинете;
  • его видимость со всех точек кабинета;
  • умелое сочетание слова и демонстрации;
  • степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности;
  • время демонстрации;
  • педагогическая квалификация учителя.

Внедрение новых  информационных технологий в учебный  процесс позволяет активизировать процесс обучения. Реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной  работы учащихся. Формировать и развивать  профессиональные компетенции: применение знаний, умения находить причинно-следственные связи, сделать выбор из представленной информации, критически и творчески  мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать  выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над созданием  проекта.

Информационные  технологии позволяют решить следующие  задачи на уроке: обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечения  индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; организации коллективной и групповой работы. В практической деятельности  преподавания производственного обучения мною были разработаны различные формы информационного сопровождения урока:

  • O презентации по темам программы обучения: поузловая обработка изделия, изготовления изделий;
  • O тесты в программах Microsoft Power Point, Microsoft Excel;     
  • O инструкционно-технологические карты по обработке узлов изделия;

Использование информационных технологий  на уроках производственного обучения позволяет  разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.                      

С помощью мультимедийного  проектора демонстрирую слайды, созданные  в программе Microsoft Power Point. (приложение 1).

Уроки с применением  информационных технологий позволяют  существенно повысить мотивацию  учащихся к обучению, удовлетворенность  уроками производственного обучения  в мастерских училища. Это подтверждается результатами диагностики проводимой в группе как на 1 курсе, так и на втором. В результате анкетирования выявлено, что у учащихся имеется явно выраженная положительная установка на использование компьютерной техники в образовательном процессе.   Умения и навыки, формирующиеся при использовании информационных технологий в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтллектуальный характер, и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит  достижению информационной компетентности учащихся. Поэтому нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием информационных технологий призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной  и профессиональной компетенции учащихся.

Применение системы  методов и средств обучения меняет традиционность уроков, требует соблюдения основных элементов методики, в число  которых входит подготовка обучающихся  к активному восприятию учебного материала, постановки вопросов и творческих заданий, проведения различных форм закрепления.  Такой подход взаимодействия мастера производственного обучения и обучающегося способствует с одной стороны освобождению мастера  на уроке от большого объема  чисто технической работы ,тем самым увеличивая время для творчества с другой стороны повышает интерес обучающегося к учебе. 

И так технология активного обучения с применением  информационно-комуникативной технологии требует активной подготовки к уроку однако затраты усилий окупаются более высокой эффективностью занятия, увеличивают творческий потенциал мастера и повышают интерес обучающегося к приобретению знаний и умений по выбранной профессии. 


Информация о работе Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения с