Анализ путей развития творческих способностей младших школьников в опыте И.П.Волкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:28, контрольная работа

Описание

Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь. Если же рассматривать творчество применительно к одному человеку – это и радость самовыражения, и радость, когда тебя понимают другие.
«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм. Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Работа состоит из  1 файл

Методика воспитательной работы реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Министерство образования и науки РФ

«Волжский государственный инженерно- педагогический университет»

 

Кафедра педагогики профессионального образования

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Анализ путей развития творческих способностей

младших школьников в опыте И.П.Волкова

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь. Если же рассматривать творчество применительно к одному человеку – это и радость самовыражения, и радость, когда тебя понимают другие.

«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм. Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в такт природе, или берет фальшивую ноту…

Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с меркой – старая это задача или новая. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и взаимосвязи, закономерности и т.д., - все, что в совокупности и составляет творческие способности.

Проблема развития творческого начала, творческих способностей человека всегда волновала педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.       

Проблема развития детского творчества  приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия и педагогов, и психологов направлены на решение одной из важнейших задач – формирования всесторонне, гармонически развитой личности. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто ходит в школу и детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только сознательным членом нашего общества, но и обязательно инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Отсюда, особенно, проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения имеет большое социальное, экономическое значение.

Творческое воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Творческая  деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Какими бы феноменальными ни были задатки, способности, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Не будут развиваться способности, если у учащихся нет заинтересованности в определенном виде деятельности. Вызвать, а затем развить этот познавательный интерес – первостепенная задача педагогов. 

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей  детей является актуальной, но не менее актуальной является проблема формирования интереса к деятельности у учащихся и пути развития творческих способностей младших школьников. Младший школьный возраст наиболее гибкий, в этом возрасте детей легче заинтересовать, затем обучить, выявить и развить их творческие способности.

 

 

 

Сущность творчества и творческих способностей

Творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь «Психология».

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

- Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи

- Социальная и личная значимость и прогрессивность

- Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества

- Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей)

- Новизна и оригинальность процесса и результата

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве - это осознание ребенком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания, умения.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творчество – высшая ступень психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество определило открытие в науке и искусстве, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности человека.

Главное требование современной школы заключается не только в том, чтобы деть определенную сумму знаний, но и в том, чтобы развить творческие способности младших школьников связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Учащиеся занимаются творчеством, когда сами добывают базовую информацию, «изобретают правила, открывают для себя новые понятия.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творчество развивается лишь в атмосфере доброжелательного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к познанию. Потребность в творческой деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, и потому крайне необходимо для её развития создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности.

Опыт И.П.Волкова

Заслуживает внимания опыт работы по развитию творческих способностей педагога советской школы И.П. Волкова, который он описал в своей книге «Приобщение школьников к творчеству», 1982 год. Многолетний опыт приобщения детей к творчеству позволил педагогу выработать ряд правил: не запрещать учащимся работать сверх программы; не навязывать своего мнения; в общении с учащимися у учителя должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность; первые 3-5 работ оценивать положительно и т.п. Волков разработал и ввел «творческие книжки», по записям в них можно сделать анализ творческого роста учащихся.

В другой своей работе «Учим творчеству» И.П. Волков писал: «Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут…

Однако задатки и способности в определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. И поэтому очень рискованно развивать ребенка в одном направлении… Полагаю, что ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть глубоко способностям… Советская педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить или не доразвить, или пригасить. Целенаправленно и в массовом масштабе способствовать развитию широкого спектра способностей детей может только школа. И чтобы это осуществить надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона с самого раннего возраста… наиболее продуктивный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение всех школьников к продуктивной школьной деятельности с 1 класса».

Волков Игорь Павлович - педагог-новатор из города Реутова Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.

Игорь Павлович убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. И вот И. П. Волков в самых обычных классах, то есть не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества.

Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Если создать благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. развивающий обучение дидактический творческий.

Акценты целей по И.П. Волкову:

- выявить, учесть и развить творческие способности;

-фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Концептуальные положения  школы творчества И.П. Волкова:

- Фронтально приобщить школьников к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

- Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

- Обучать по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа, 2) творческая деятельность.

- Блочно-параллельная структура учебного материала.

-Выявить, учесть и развить индивидуальные творческие способности (творческие дневники, книжки).

- Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

- Включить важнейшие для данной сферы типы и группы методов науки и обобщенный способ решения проблем.

 

Особенности содержания по И.П. Волкову

 

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основана на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

 

Особенности методики по И.П.Волкову

 

Уроки творчества для младших школьников, содержание материала и построения позволяет выявить целенаправленно, развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.
В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используют все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке.

Информация о работе Анализ путей развития творческих способностей младших школьников в опыте И.П.Волкова