Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:28, контрольная работа
Огромную роль в жизни людей играет творчество. Именно оно делает человека человеком в настоящем понимании этого слова. Творчество – это созидание, упорядоченность, жизнь. Если же рассматривать творчество применительно к одному человеку – это и радость самовыражения, и радость, когда тебя понимают другие.
«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» - так писал о творчестве Э. Фромм. Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Исходные принципы
Анализируя свой многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников данного возраста, Волков сформировал исходные принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться преподаватели при проектировании и организации уроков творчества.
1. Знания - фундамент творчества
К творчеству ребёнка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике. Задания, не связанные с имеющимися знаниями, с навыками работы инструментами, не только бесполезны, но и вредны. Ребёнка надо учить целенаправленно, целеустремлённо и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
2. Строгий отбор учебного материала
Конан Дойл хотя и не был учёным-психологом, но словами Ш. Холмса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку. И от нас зависит, чем мы «этот чердак» заполним - хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там нескоро найдёшь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к чётко формализованной конечной цели, отодвигает её достижение на длительное время, резко снижая эффективность обучения.
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Период осмысления надо растягивать на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев.
Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных формах (новые задачи, изделия).
4. Разносторонне развитие ребёнка
Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения как в скорости изучаемого материала, таки в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике не встречавшимся. Это объясняется просто: так как во многих видах труда, наименований работ встречаются отдельные элементы, приёмы и правила работы, с которыми ученик уже был знаком ранее по другим работам, то при изучении нового материала он применяет уже известные ему правила, перенося их в новую ситуацию.
Данная разносторонняя отработка навыков, приёмов работы даёт возможность ребёнку ознакомиться с различными видами труда, что в будущем будет способствовать более сознательному выбору профессии.
5. Формирование устойчивому интересу к учению
С интересом младшеклассник может делать одну и ту же работу не более чем 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.
Таким образом, это «отрицательное явление» психики детей (неустойчивость интересов) можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития и повышения эффектности обучения благодаря поддержанию активного интереса к занятиям.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка развивать только фантазию, не связывая её с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать его в тупик. Мы получим беспочвенных фантазёров, которые всё знают, но ничего не умеют. Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством.
7. Постоянный контроль за работой ученика
Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления навык может исчезнуть и совсем, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способами, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребёнку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Именно этими основными принципами и руководствовался И. П. Волков при проектировании уроков творчества. Очевидно, что для других условий обучения они могут быть иными.
Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую И. П. Волкову мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом, либо не научились жить и трудиться.
Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому и стремится И. П. Волков в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют дети, будущее.
По моему мнению, плюсы методики И.П.Волкова следующие:
1. в младшем школьном возрасте, когда дети очень любознательны, легко и быстро запоминают все интересное, им свойственна увлеченность, что уже является предпосылкой познавательного интереса;
2. обучение детей навыкам и умениям не засушивает их деятельность, а, наоборот, обогащает ее, они начинают работать смелее, увереннее;
3. разработка и реализация комплексных программ, в которых содержание учебного материала интересно, доступно, эмоционально насыщенно, используются разнообразные методы и формы обучения, чередование видов творческой деятельности, играет большую роль в развитии познавательного интереса, мотивации и способностей детей;
4. занятия, проводимые в специализированных кабинетах , хорошо оснащенных оборудованием, различным материалом, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, также способствуют развитию интереса детей к какой-либо творческой деятельности;
5. самостоятельная работа учащихся. В работах детей по своему замыслу наиболее ярко раскрываются их интересы, мечты, знания и навыки, отношение к тому или иному явлению жизни, а также умения и навыки;
Минус этой методики, с моей точки зрения.заключается в том, что требуется высокий профессионализм и энтузиазм от всего педагогического коллектива, что для подавляющего большинства школ недоступно.
Заключение
При данных системах работы, проводимых Волковым, проявляется возможность прогнозировать поведение школьника в будущей профессиональной деятельности: круг профессий, по которым он может работать с наибольшим успехом, потенциальные возможности в профессиональной деятельности и т. д.
Создание в школе условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах деятельности позволяет избежать многих ошибок при определении профессиональных возможностей молодёжи.
Волков, решив обучать школьников творчеству, не ошибся. Ведь его новаторская идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Он ввёл школе с 4-го класса “Творческую книжку школьника”. Благодаря которой ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Как истинный педагог-новатор, Волков, считает, что развитие творческих способностей учеников надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.
Литература
1. Волков, И.П. Учим творчеству. - М.: Просвящение, 1986.
2. Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. - М.: Просвящение, 1990.
3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для В 24 студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Р. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.